Методика работы руководителя по устранению конфликтов на предприятии сервиса «Виктория»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования этоуправление межгрупповыми конфликтами в организации.
Цель моей работы изучить виды и причины возникновения межгрупповых конфликтов в организации.
Задачи, которые необходимо исследовать:
Виды межгрупповых конфликтов.
Причины возникновения межгрупповых конфликтов.
Методы их устранения.
Изложить методику работы руководителя по устранению конфликтов.

Содержание

Введение2
1.Управление межгрупповыми конфликтами в организации…….…3
1.1.Что такое конфликт………………………………………………………….3
1.2. Межгрупповой конфликт…………………………………………………..4
1.3.Специфические возможности межгруппового конфликта…………….….4
1.4.Причины возникновения межгруппового конфликта………………….….8
1.5.Типология межгруппового конфликта……………………………………..9
1.6.Методы управления межгрупповыми конфликтами…………………….11
1.7.Методы разрешения конфликтов………………………………………….12
1.8.последствия конфликта…………………………………………………….19
2.Методика работы руководителя по устранению конфликтов на предприятии сервиса «Виктория»…………………………………...22
2.1.Характеристика предприятия……………………………………………..22
2.2.Возникновение и методы разрешения конфликтов между сотрудниками на предприятии…………………………………………………………………..24
2.3. Предупреждающие управленческие воздействия и практические рекомендации руководителю директору ресторана «Виктория»…………….30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

управление межгрупповыми конфликтами.docx

— 80.56 Кб (Скачать файл)

1.4.Причины возникновения межгрупповых конфликтов.

Всеобщность группового (межгруппового) конфликта обусловлена тем, что  человеческие сообщества, за исключением  самых примитивных, функционируют  на основе разделения на различные  социальные слои и группы по роду их деятельности, занятиям, экономическому, политическому статусу и т.п. Причины  социального расхождения и противостояния в обществе нужно искать в интересах  групп и индивидов, и прежде всего  в интересах по поддержанию своих  доминирующих позиций или уклонения  от доминирования других.

Формы проявлений межгрупповых конфликтов столь же разнообразны, как разнообразны цели, интересы, ценности, которые объединяют различных людей  в группы, как разнообразны условия  существования этих групп, способы  их взаимодействия с другими группами и обществом в целом, как разнообразен состав этих групп (профессиональный, этнический, возрастной, территориальный  и т.п.), и сколь различны способы  их организации и функционирования. Поэтому и диапазон таких конфликтов почти безграничен: от семейных распрей до межгосударственных столкновений.

Само понятие "межгрупповой конфликт" предполагает, что конфликтный  процесс возникает во взаимодействии между различными группами и осуществляться он может по различным причинам, в различных условиях, в различных  формах, с различной степенью напряженности. Фактически там, где имеет место  межгрупповое взаимодействие, могут  возникать и, как правило, возникают  межгрупповые конфликты. Но межгрупповое взаимодействие присутствует во всех сферах общественной жизни - экономической, социальной, политической, духовной, во всех социальных институтах и в большинстве организаций, следовательно, конфликты могут возникать повсеместно.

Многообразие межгрупповых конфликтов ещё более велико, чем  многообразие внутригрупповых, т.к. в  случае межгрупповой вражды присущие любой группе внутригрупповые конфликты  как бы наслаиваются на межгрупповые взаимодействия, взаимно усиливая либо, напротив, ослабляя друг друга, существенно  осложняя тем самым общую панораму противоречий, соперничества, столкновений и т.п. между конфликтующими группами или организациями. И все же, если из общей панорамы причин, приводящих к межгрупповым конфликтам, выделить главные, то их можно объединить в  три основных группы:

1) объективные условия  взаимодействия, связывающие или  разделяющие социальные группы;

2) внутригрупповые процессы, в том числе конфликтные. Протекающие в каждой из взаимодействующих групп;

3) содержание и направленность  межгрупповых взаимодействий.

Наглядно эта панорама детерминации межгруппового конфликта  изображена на схеме:

 

1.5.Типология межгрупповых конфликтов

 

На основании вышеизложенного  можно осуществить типологизацию всего многообразия межгрупповых конфликтов. Их разнообразные формы и проявления можно свести к следующим основным типам:

Соперничество - такой вид межгруппового взаимодействия, в котором социальные группы - коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п. - состязаясь друг с другом, добиваясь одной цели, стремятся в чем-то превзойти соперника. Например, основными соперниками советских, а затем российских хоккеистов в борьбе за мировое первенство обычно выступают канадские, чешские, шведские, финские американские хоккейные клубы.

Столкновение - такой вид межгруппового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный, друг другу И.А. Гончаров в своем знаменитом произведении "Фрегат "Паллада" пишет: "Столкновение двух судов ведет за собой неминуемую гибель одного из них".

Доминация (господство) - такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна группа имеет существенное преимущество в самом важном, в силу чего господствует над другой в экономическом, политическом, языковом и т.д. отношении. В.В. Короленко так описывал соответствующую ситуацию в отношении использования языка: "В первые годы моего детства в нашей семье польский язык господствовал, но наряду с ним я слышал еще два: русский и малорусский".

("История моего современника").

Уклонение - такой вид взаимодействия между группами, в процессе которого одна из них или обе стремятся отстраниться, отойти, отодвинуться от другой, чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п. Типичным примером такого взаимодействия являлись действия русских войск во время Отечественной войны 1812 года до знаменитого Бородинского сражения, а отступающих французских - после сражения под Малоерославцем.

Избегание - такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна из конфликтующих групп стремится отделиться, удалиться от другой, избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия. Так, обычно, поступают группы контрабандистов, избегающие встреч с таможенниками, или браконьеров, стремящихся уйти от контроля органов рыбнадзора.

Аккомодация - такой вид межгруппового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа (как правило, уступающая в могуществе, силе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной социальной группы.

Ассимиляция - специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п. Таким путем происходит слияние народа или его определенной части с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев и т.д.

межгрупповой конфликт причина  управление

Подавление - вид межгруппового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы, ярким примером чего может служить подавление советской властью, ее карательными органами Кронштадского мятежа в 1921г.

Переговоры - специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которой соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу.

Компромисс - такое межгрупповое взаимодействие, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу.

Согласие - своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности, к соглашению по какому-либо важному для них вопросу.

Сотрудничество - такой вид межгруппового взаимодействия, при котором дружественные или соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни.

1.6.Методы управления межгрупповыми конфликтами

 

В управлении межгрупповыми  конфликтами необходимо чётко определить сильные и слабые стороны соперничающих  сторон, соотношение их сил, ресурсов, возможностей. В зависимости от названных  факторов, их сочетания могут быть избраны четыре возможных варианта: наступление, оборона, уклонение, отступление. Первый из них заключается в стремлении вызвать нежелательные для противника изменения. Второй - не допустить нежелательного для себя изменения путем активного противостояния наступательным акциям противника.

Стратегия уклонения сводится к стремлению не допустить нежелательного для себя изменения путем уклонения  от решающего столкновения с противником - к стремлению сохранить максимум сил при не желательном изменении, вызванном соперничающей стороной.

В случае применения наступательной стратегии в межгрупповом конфликте можно использовать несколько методов. Назовем некоторые из них. Одним из наиболее распространенных методов наступательной стратегии межгруппового противоборства является подавление противника, нередко с применением насилия, в том числе и вооруженного. Почти вся история человечества, вплоть до последнего времени, наполнена вооруженными конфликтами.

В оборонительной стратегии может оказаться эффективным метод использования в своих целях функций и ресурсов противника. Широко применяется в оборонительной стратегии конфликтного противостояния и метод ограничения свободы действий противника. В оборонительной стратегии противоборства может быть с успехом применен метод заманивания противника в ловушку. Подтолкнуть политических оппонентов к дискуссии по вопросам. Явно для них не выгодным, соблазнить соперника в бизнесе видимостью легкого выигрыша. А затем заставить его нести убытки в конкурентной схватке с конфликтующей стороной - таковы некоторые приемы заманивания в ловушку.

В межгрупповых конфликтах в определенных условиях (например, при превосходстве соперника  в силе, ресурсах, опытности и  т.п.) может оказаться эффективной  стратегия отступления, направленная на сохранение максимума сил, средств, ресурсов при активном наступлении противника.Стратегия отступления нередко переплетается со стратегией уклонения.

1.7.Методы разрешения конфликта

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие  по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения  участников конфликта.

Существует достаточно много  методов управления конфликтами. Укрупнено  их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

  • 1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
  • 2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
  • 3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;
  • 4) переговоры;
  • 5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

1 Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая  другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

2 Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Разъяснение требований к  работе является одним из эффективных  методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят  его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления.

Координационные и интеграционные механизмы. Это еще один метод  управления конфликтной ситуацией. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два  или более подчиненных имеют  разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись  к общем у начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный знает, чьи решения он должен исполнять.

Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотдельские совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.

Общеорганизационные комплексные  цели. Эффективное осуществление  этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов  или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для  избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим организациям и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Систематическое скоординированное  использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных  целей, помогает людям понять, как  им следует поступать в конфликтной  ситуации, чтобы это соответствовало  желаниям руководства.

3 Межличностные стили разрешения конфликтов

Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться , потому, что «мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

  • - существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликту;
  • - отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
  • - соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
  • - участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов. На некоторых из них переговоры могут быть не приняты, так как еще рано, а на других будет уже поздно их начинать, и тогда возможны только ответные агрессивные действия.

Считается, что переговоры целесообразно вести только с  теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут  повлиять на исход события. Можно  выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:

  • - первичные группы - затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров.
  • - вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.

Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько  стадий:

  • - подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
  • - предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
  • - поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
  • - завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).
  • - Для снижения интенсивности и разрешения конфликтов могут быть использованы методы, связанные:
  • - с усилением административного давления (давления власти) на конфликтующих со стороны высшего руководства;
  • - с изменением порядку расходования или перераспределением ресурсов;
  • - с изменением в технологиях производства или декомпозиции (разделении) технологий и их распределении между структурными подразделениями;
  • - с изменением структуры организации с последующим перераспределением функций (в том числе объединением или разделением подразделений на части);
  • - с введением специального интеграционного звена: общий руководитель, куратор и т.п.

Управляющий в состоянии  существенно повысить шансы совместного  разрешения конфликтов, если при обсуждении конфликтов своим поведение он дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми  основаниях.

Приведенный ниже перечень правил дает ориентиры для линии  поведения, которая противодействует возникновению конфликтов.

Основные правила:

  • - Признать друг друга.
  • - Слушать не перебивая.
  • - Демонстрировать понимание роли другого.
  • - Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.
  • - Четко формулировать предмет обсуждения.
  • - Устанавливать общие точки зрения.
  • - Выяснить, что вас разъединяет.
  • - После этого снова описать содержание конфликта.
  • - Искать общее решение.
  • - Принять общее «коммюнике».

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.

  • 1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
  • 2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решения «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
  • 3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
  • 4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  • 5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
  • 6 .Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
  • 7. Реализовать принятое решение на практике, если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

     

 

1.8.Последствия конфликта

 

Функциональные последствия  конфликта. Имеется семь функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.

Другое функциональное последствие  состоит в том, что стороны  будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих  ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

Конфликт может также  уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда  подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может  улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и “диагноз” ситуации ведут  к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются  добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены  группы могут проработать возможные  проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

Дисфункциональное последствие конфликта. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей:

1) Неудовлетворенность, плохое  состояние духа, рост текучести  кадров и снижение производительности.

2) Меньшая степень сотрудничества  в будущем.

3) Сильная преданность  своей группе и больше непродуктивной  конкуренции с другими группами  организации.

4) Представление о другой  стороне, как о “враге”; представление  о своих целях как о положительных,  а о целях другой стороны  как об отрицательных.

5) Сворачивание взаимодействия  и общения между конфликтующими  сторонами.

6) Увеличение враждебности  между конфликтующими сторонами  по мере уменьшения взаимодействия  и общения.

7) Смещение акцента: придание  большого значения “победе"  в конфликте, чем решению реальной  проблемы.

Межгрупповые конфликты  в различных конфликтологических теориях.

1) У Карла Маркса в основе интерпретации роли межгрупповых конфликтов в развитии общества находится теория классовой борьбы, объясняющая их многообразие, в конечном счете, из противоположности классовых интересов, располагающихся по оси владения собственностью. Согласно этой теории, конфликты между различными социальными группами (классами) детерминированы неравенством людей в обладании средствами производства и, следовательно, несправедливостью распределения материальных и духовных благ между большими социальными группами, которые называются классами.

Информация о работе Методика работы руководителя по устранению конфликтов на предприятии сервиса «Виктория»