Типология конфликтов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:18, реферат

Краткое описание

Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, к

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . 3
1. ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Понятие конфликта, его сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Классификации и типологии конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3 Функции конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.4 Причины конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.5 Основные стадии протекания и структура конфликта . . . . . . . . 13
1.6 Последствия конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Структурные методы разрешения конфликта . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов . . . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Вложенные файлы: 1 файл

Типология конфликтов в организации.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)


 

Реферат

 

 

 

Дисциплина: Теория организации

Тема: Типология конфликтов в организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . 3

    1. ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА   . . . . . . . . . . . . . . . 4

       1.1 Понятие конфликта, его сущность  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4

       1.2 Классификации и типологии конфликтов   . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

       1.3 Функции конфликтов   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .9

       1.4 Причины конфликтов   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

       1.5 Основные стадии протекания и структура конфликта  . . . . . . . . 13

       1.6 Последствия конфликтов   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  14

    2. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

       2.1. Структурные методы разрешения конфликта   . . . . . . . . . . . . . .  16

       2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов   . . . . . . . . . . . . 17

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20


 
 
 
 

            
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты  проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.               Сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Но  в  наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к  той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни.                                                                                   

 

1. ПРИРОДА  ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА 

    1.1 Понятие конфликта, его сущность 

Конфликт (лат. Сonflictus –  столкновение)– столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.   Можно выделить три основных компонента конфликта:

 1.В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие  интересов, ценностей или нормативных  представлений сторон. Участники конфликта ощущают, что выигрыш первой стороны — это проигрыш другой.

 2.В конфликте всегда затрагиваются  значимые для человека интересы  или представления (независимо от того, о чем идет речь), что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участников и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения.

 3.Конфликт также обязательно предполагает  элемент конфликтного поведения, возникающего при попытке решить  противоречие. 

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступить в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Очевидно, что конфликт всегда носит положительный характер. Для правильного управления конфликтом, нужно не уничтожить условия для его возникновения, а научиться правильно им управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

    1.2 Классификации и типологии конфликтов 

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

    1. Внутриличностный конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать — как несовместимые. Этот пример говорит о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов.

Внутриличностный  конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина-руководитель давно планировала в выходные поехать отдохнуть с семьей, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу появляется начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

    2. Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Этот тип конфликта самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу. Каждый руководитель считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Многие из них считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

    3. Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

    4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.

Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый. Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый.  

Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.  

По значению для организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы. Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом. Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции.  

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые (как следует из названия) порождены объективными причинами, вторые — субъективными.  

По сфере разрешения конфликтов их можно подразделять на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, что разрешаются в личностно-эмоциональной сфере.

С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:  
1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.  
2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
3. Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел и прочего. 
 

    Позитивные 

    Негативные 

разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами 

большие эмоциональные, материальные затраты на участие  в конфликте 

получение новой информации об оппоненте 

увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение  социально-психологического климата в коллективе

Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

представление о побежденных группах, как о  врагах

стимулирование  к изменениям и развитию

чрезмерное  увлечение процессом 

конфликтного взаимодействия в ущерб работе

снятие  синдрома покорности у подчиненных 

после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников 

диагностика возможностей оппонентов

сложное восстановление деловых 

отношений («шлейф конфликта»).

    1.3.Функции конфликтов 
 

  1.4 Причины конфликтов 

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены  – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и  развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.

Суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство  от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, пускаем в ход различные конфликтогены).

Однако,  сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка  конфликтогенов" – их, так называемая, эскалация. Эскалация конфликтогенов – на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Из этого можно вывести схему процесса: получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив «обидой на обиду». При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

 

Выделяют  три основных типа конфликтогенов: стремление  к превосходству, проявления агрессивности, проявления эгоизма.

Чтобы избежать конфликтогенов в  процессе общения и взаимодействия с другими людьми, необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание может привести к конфликту.

            Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно разрешить  его, необходимо в первую очередь  установить причины конфликта. Так  как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт (не являющийся к тому же конструктивным) втягивает в себя все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.

Информация о работе Типология конфликтов на предприятии