Вербальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:13, реферат

Краткое описание

Передача информации может быть осуществлена как вербальными, так и невербальными средствами.
Цель данной работы – рассмотреть вербальные и невербальные виды коммуникаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие вербальных коммуникаций 4
2. Виды вербальных коммуникаций 6
3. Понятие невербальной коммуникации 13
4. Мимическое выражение эмоций 15
Заключение 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

верб.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

      Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. При  этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так “надо” по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

      Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффективнее. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.

      Довольно  часто встречается и спор ради спора. Это своего рода “искусство для искусства”. Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать. Подобных полемистов можно встретить среди молодежи.

      Приведенная классификация видов спора по цели носит условный характер. В  жизни их не всегда удается четко  разграничить.

      Характер  спора определяется и социальной значимостью обсуждаемой проблемы. Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания человечества, сохранения мира на Земле. В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев общества. Нередко приходиться отстаивать групповые интересы, например, людей определенной профессии, коллективов отдельных предприятий, учреждений. В споре защищаются семейные, а также личные интересы полемистов.

      На  специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку можно выделить три основных группы: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор), спор-диалог (полемизируют два лица), спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами). В свою очередь спор-полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присутствии всех участников).

      Споры могут происходить при слушателях и без них. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, действует на спорящих. Победа при слушателях приносит большее удовлетворение, льстит самолюбию, а поражение становится более досадным и неприятным. Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их реакцию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще проявляют упорство во мнениях, порой излишнюю горячность.

      В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для слушателей. Спор ведется для того, чтобы привлечь внимание к проблеме, произвести на слушателей определенное впечатление, повлиять необходимым образом.

      На  процесс спора накладывает свой отпечаток и форма борьбы мнений. Споры могут быть устными и  письменными. Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная форма – опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные формы более продолжительны во времени.

      В устном споре, особенно если он ведется  при слушателях, важную роль играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный.

      Споры делятся на организованные и неорганизованные (стихийные). Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность  заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать ответы на возможные возражения оппонентов.

      Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее  продуктивны. В подобных спорах выступления  участников бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания.

      Итак, в своем реферате я рассмотрела  виды вербальных коммуникаций, их цели и содержание, методы проведения. Вербальные, знаковые системы всегда были, и  по всей видимости будут главными средствами человеческого общения. “Слово– это сама жизнь,” – говорил Т. Манн. Принципиальным условием успешного взаимодействия является способность людей “найти общий язык” – именно язык, а не жест или позу.

      “Слово, – пишет психолог А. Р. Лурия, –  является и средством контакта, и  орудием сложной мыслительной деятельности. Практика свидетельствует о возрастающем знании о речевых коммуникаций в  условиях усложнения производственных контактов людей, в процессе взаимоотношений руководителей и подчиненных, личности и коллектива. Для правильного изложения мысли с помощью слова необходимо внимательно следить за гармоничным соединением в слове функций общения и обобщения, коммуникации и мышления”. 

      3. Понятие невербальной коммуникации 

      Невербальные  сообщения часто отличаются от вербальных, а по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о  том, что происходит в тот или  иной момент консультации. В невербальной коммуникации важные намеки могут быть обнаружены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами.

      Невербальные  вокальные феномены

      Психологи описывают экспрессивные уровни речи как особые вокальные (голосовые) явления, которые аккомпанируют  речи. Эти феномены можно систематически проанализировать как качественные характеристики и шумы, не входящие в речь как таковую. Тем не менее, хотя они вносят определенный вклад в общий смысл сообщения, сами по себе они лишены референтного смысла. В число таких экспрессивных уровней входят шесть вокальных признаков, выделяемых в любой речевой коммуникации.

      Интенсивность, или повышение и понижение  громкости голоса. Повышение или  понижение громкости может затрагивать  единственный слог, целое предложение  или большую часть сообщения. Повышение громкости обычно свидетельствует о тревоге или раздражении; понижение громкости может являться признаком недовольства или разочарования.

      Общий уровень тона, или повышенный либо пониженный тон. Повышенный тон обычно встречается в контексте раздражения или тревоги; пониженный тон может обозначать различные виды выделения (в том числе, недоверие).

      Расширенный регистр и сжатый регистр. Эти  признаки означают, соответственно, расширение и сжатие обычного интервала между  тонами произносимых фонем.

      Зажатость и открытость. Эти качества психологически связаны со степенью мускульного  напряжения, в котором находится  голосовой аппарат. Чем больше напряжение, тем явственнее эффект зажатости (“скрипучий”  голос). Открытость, или свобода, проявляется в гулком, раскатистом голосе, производящем впечатление авторитетности.

      Растягивание  и сокращение. Эти признаки относятся  к индивидуальному темпу произнесения слогов.

      Ускоренный  и замедленный темп речи. В отличие  от растягивания и сокращения, эти  признаки применяются для оценки более объемных фрагментов речи. Во многих контекстах ускоренный темп речи сигнализирует о раздражении или тревоге, а замедленный – о нерешительности.

      Когда эти признаки встречаются в необычно большом количестве или в необычном контексте, опытный слушатель, образно выражаясь, воспринимает их “третьим ухом”.

      В другой набор вокальных феноменов, называемых вокальными разграничителями, входят смех, плач и прерывистость  голоса. Смех и плач встречаются  часто, и опознать их не представляет труда. Прерывистость характеризуется особыми мускульными явлениями в голосовом аппарате. Голосовые связки попеременно то жестко напрягаются, то расслабляются, и в результате голос “дрожит”. Это указывает на активную или глубокую эмоциональную вовлеченность говорящего.

      Еще один значимый набор вокальных феноменов  – вокальные определители. Правда, до сих пор была описана роль только одного феномена такого рода в коммуникативной  системе. Это прерывание слова твердым  приступом и паузой, обычно означающее, что под влиянием внезапно осознанной контрастной мысли или инсайта говорящий отказывается от всего или от части сказанного раннее (или хочет как-то изменить свое высказывание).

      Прочие  вокальные феномены, которые обычно называют качеством голоса и установкой голоса, по-видимому, выходят за рамки коммуникативного обмена и обозначают общее эмоциональное состояние организма. Встревоженный или враждебный голос – это варианты качества голоса; тонкий, детский, старческий или сдавленный голос – варианты установки голоса. Эти феномены легко отличить друг от друга, однако они описаны не столь систематично, как вокальные.

      Паттерны  употребления различных элементов  всех вокальных феноменов, как по отдельности, так и в сочетаниях, определяются культурными и личностными  особенностями. Вариации можно изучать как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

      Значительная  доля коммуникации происходит беззвучно. Мы передаем определенную информацию окружающим людям с помощью жестов, особенностей одежды и походки, прикосновений  при рукопожатии, взглядов, а также с помощью состояния и фактуры кожи, телосложения и множества других телесных характеристик. 

      4. Мимическое выражение  эмоций 

      В повседневных личных отношениях для  обнаружения сути эмоциональных  реакций в первую очередь мы обращаем внимание на лицо собеседника.

      Если  люди вообще способны правильно определить сущность эмоций по выражению лица, результатом становится более глубокое и точное понимание проблем собеседника. Обсуждая эмоции, замеченные таким  образом, человек может убедить другого человека в том, что он действительно понимает его проблему – и может быть эмпатичным. Подлинная эмпатия со стороны человека не должна ограничиваться только вербальной коммуникацией. Так вследствие определенного тона голоса, вербальные замечания могут казаться весьма поверхностными. Если же человек слышит и эмпатическое выражение и видит их подкрепление в выражении лица другого человека, то он скорее почувствует, что консультант действительно понимает его конкретную жизненную ситуацию, а, следовательно, может помочь ему.

      Кинесика

      Несмотря  на то, что лицо остается главным  источником понимания природы эмоциональных  реакций, тело, конечности и кисти  рук также играют важную роль в  коммуникации. Кинесика – это способ коммуникации посредством движений тела и жестов. Она представляет собой культурно обусловленные системы поведения, которые усваиваются путем имитации ролевых моделей. Поскольку такое поведение усваивается, главным образом, бессознательно, большинство людей не осознают, что активно пользуются сложной системой жестов и движений.

      В число невербальных физических способов коммуникации входят жесты и позы. Жесты используются в целях иллюстрации, подчеркивания, указания, объяснения или  прерывания, а значит, они не могут  быть изолированы от вербальной коммуникации. Жесты детерминированы строением человеческого тела, однако развиваются и конкретизируются они в межличностных и социальных отношениях. С одной стороны, выражения удивления, отчаяния, гнева, тревоги, удовольствия и презрения приблизительно одинаковы во всех странах мира и во всех культурах. С другой стороны, понимание их смысла зависит от знакомства с коммуникативной системой данной конкретной культуры. Жесты необходимы в тех случаях, когда невозможна вербализация (например, по причине языкового барьера и проблем со слухом). Кроме того, жесты часто используются тогда, когда вербальные выражения были бы сочтены социально неприемлемыми. И, наконец совершенно иное впечатление производят “жесты” тех людей, которые страдают от заболеваний, сопровождающихся непроизвольными движениями и жестами.

Информация о работе Вербальные коммуникации