Вербальная и невербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых жанров – от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до выступления в средствах массовой информации. При этом речевое общение через образы, мотивы, установки, эмоции определяет социальные и межличностные отношения, речь конституирует их.

Содержание

1.Введение.
2. Вербальная коммуникация.
3.Невербальная коммуникация.
4.Заключение.
5.Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по мкк.docx

— 33.64 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ»

 

Кафедра иностранных языков и интеркультурной коммуникации

 

Реферат

по дисциплине «Введение  в теорию межкультурной коммуникации»

Тема

«Вербальная и невербальная коммуникация»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила: Юнузбекова Р.Р

                                              Курс:1-й

                                                                             Проверила: Михайлова Л.А

 

 

  Содержание:

1.Введение.

2. Вербальная коммуникация.

3.Невербальная коммуникация.

4.Заключение.

5.Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Разнообразие  видов социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений  участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых  жанров – от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых  совещаний и переговоров до выступления  в средствах массовой информации. При этом речевое общение через  образы, мотивы, установки, эмоции определяет социальные и межличностные отношения, речь конституирует их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.  
  Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. Процесс межкультурного общения подразумевает принятие во внимание культурной обусловленности своего родного языка и языка партнера по коммуникации. То есть язык партнера следует постоянно воспринимать с учетом той культуры, в которой он живет и носителем которой является. Это требует определенной компетенции не только в языке, но и в связанном с ним поведении. Например, манера приветствия, прощания, знакомства при всей своей кажущейся универсальности имеет разные культурные оттенки. То есть каждый элемент приветствия, знакомства, прощания, тесно связан с вербальными привычками людей и привносит неповторимое своеобразие в их поведение.

  Вербальная коммуникация – общение с помощью слов или речевая коммуникация.

Рассмотрим выражение  «речевая коммуникация», ведь ранее  мы употребляли такое выражение, как «язык» – средство общения, поэтому  необходимо выяснить соотношение, которое  существует между понятиями «язык» и «речь».

 

Классификация вербальной коммуникации:

    Семиотика, или семиология (от греч. Semeiotikon, semeion – знак, признак) – наука, исследующая свойства знаковых систем и соответственно знаков (естественных и искусственных языков). С одной стороны, семиотика близка к кибернетике, исследующей процессы связи и управления в живом организме, природе и обществе, а с другой стороны – к лингвистике, изучающей самую полную и совершенную систему связи – человеческий язык.

Семиотика выделяет 3 основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

  1. Синтактику, изучающую отношения между знаками, т. е. внутренние свойства систем знаков (иначе, правила построения знаков в рамках знаковой системы
  2. Семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом – внешним миром и внутренним миром человека, т. е. содержание знаков
  3. Прагматику, изучающую отношения между знаком и человеком, т. е. тем, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.

    Вербальная коммуникация, как считают специалисты по теории коммуникации, может происходить преимущественно в форме диалога или монолога.

«Диалогом называется форма  общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или  партнеров. На практике диалог представляет собой взаимные реплики собеседников, которые в свою очередь являются естественным ответом на побуждения собеседника или реакцией на происходящее вокруг. В теории коммуникации диалог считают первичной, естественной формой языкового общения, генетически  восходящей к устно-разговорной  сфере. Он представляет собой сложно организованную структуру, создаваемую  совместной деятельностью коммуникантов» [3,62].

«Специалисты  по коммуникации выделяют следующие  типы диалога:

  • информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуникации и имеющий своей целью получение информации;
  • прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить какое-либо действие;
  • обмен мнениями, представляющий собой общение дискуссионного характера между собеседниками с равной коммуникативной компетенцией;
  • праздноречивый, представляющий собой эмоциональное общение собеседников (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение и т.д.) или информационно бесцельный, но интеллектуальный разговор» [5,132].

    Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, междометия и т. д. Особенности диалогической речи в значительной степени зависят от степени близости и взаимопонимания собеседников. В разговоре одну и ту же мысль можно по-разному высказать близкому другу, родителям, коллеге и т. д.

   «Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания. Основными признаками монолога являются большая протяженность реплик, композиционная сложность, стремление выйти за тематические рамки общения» [5,134].

    В риторике и теории коммуникации выделяются несколько типов монолога, которые различаются методами изложения материала. В зависимости от методов принято выделять следующие типы монолога:

  • драматический, при котором сложный вид речи дополнительно сопровождается другими средствами коммуникации – мимикой, жестами, пластическими движениями и т.п.;
  • информационный, означающий сообщения различного рода[4,289].

    Теория коммуникации большое внимание уделяет логическому построению речи, убедительности аргументации и ориентированности на взаимопонимание с партнером. Для этого разрабатываются специальные технологии манипулирования и убеждения слушателя или собеседника: запугивание, увещевание, введение в заблуждение, лесть, эмоциональные призывы и т.д.

 

Невербальная  коммуникация

    Всякий раз, когда мы общаемся с людьми другой культуры, кроме проблемы языка неожиданно появляются другие трудности, возникающие из-за несовпадения интерпретаций мимики лица, жестикуляции, языка тела. Причиной тому является наше предположение о некой универсальности невербальных сигналов в каждой культуре. Это является несомненной ошибкой, поскольку практически ни одно положение тела, мимика лица или жесты, наблюдаемые нами при разговоре, не несут в себе абсолютно одинаковую информацию в разных культурах.

    Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей.

Основы невербальной коммуникации:

  • Биологические (врожденные) – мимика, эмоции. Они с трудом поддаются контролю (побледнение, расширение зрачков)
  • Социальные. Усвоение происходит не только через имитацию (как у животных), но и через сознательное обучение (напр., правила приветствия)

Невербальные средства сообщения  могут быть закодированы посредством  выразительных движений тела (мимика, жесты, позы и т. д.), звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность  и т. д.), определенным способом организованной микросредой, окружающей индивида.

 

Классификация невербальной коммуникации:

  1. Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительного выразительного средства общения. Термин «кинесика» предложил американский психолог Р. Бёрдвистл (Бирдвистел) в 1952 г. для изучения общения посредством анализа движений тела («кин» – мельчайшая единица (буква) движения. Считывая «кины», мы можем интерпретировать сообщения, передаваемые через жесты и другие движения тела).
  2. Такесика или тактильно-кинестезическая невербальная коммуникация (тактильное поведение). Тактильные контакты изучает особая дисциплина – гаптика. Типы: профессиональные прикосновения (осмотр врача), ритуальные (рукопожатия, дипломатические поцелуи), дружеские (похлопывание), любовные (поглаживание). Прикосновения необходимы, чтобы усиливать или ослаблять процесс общения. Э. Холл выделяет 2 типа культур в зависимости от отношения к прикосновениям (классификация Холла была предложена на основании наблюдения за деловыми контактами):
  • Контактные (прикосновения распространены – латиноамериканская, южно-европейская, африканская)
  •   Дистантные (прикосновения отсутствуют – североамериканская,               дальневосточная (корейская, японская, китайская), североевропейская).
  1. Сенсорика – тип невербальной коммуникации, основанный на чувственном восприятии представителей общения (ольфакторная – запахи (тела, косметики), вкус, слух, цвет).
  1. Проксемика – использование пространственных отношений при коммуникации. Автор термина – Э. Холл (амер. психолог или антрополог). Пространственное поведение человека описывается в категориях 2-х основных феноменов: персонального пространства (ПП) и территориальности (Т). Персональное пространство – пространство, которое человек носит с собой и доступ к которому чужим ограничен.
  2. Хронемика – использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Хронемика изучает ритм, движение и расчет времени (напр., в мегаполисе двигаются быстрее, чем в деревне). Время делят на формальное (напр., в 14. 00) и неформальное (напр., во второй половине дня). Существует как минимум 2 модели использования времени в различных культурах: монохронная (немцы, США) – время – длинная дорога, разделенная на временные отрезки. Т. е. человек в данной культуре может заниматься только одним делом в промежутке и делит само время на эти промежутки для разных дел; полихронная – время – круг. Человек занимается несколькими делами сразу (Россия, Италия, Франция, Латино).
  3. Акустическая или Паравербальная коммуникация – осуществляется на основе паравербальных средств (скорость, громкость речи, артикуляция (четкая или нет), высота голоса, режим речи (цикличность, направленность, отрывистость). Назначение паравербальной коммуникации – вызвать у партнера эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей. Паравербальные средства общения: просодика (темп, тембр речи, высота, громкость) и экстралингвистика (паузы, кашель, вздохи, смех, плач). Акустическим образом, как уже упоминалось ранее, могут быть закодированы основные эмоции – страх, гнев, радость, печаль, удивление (напр., для эмоции гнева характерно общее увеличение силы и высоты голоса, увеличение резкости звуков) Глухость или звонкость голоса характеризует возраст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном или суетливом. Низкий голос связан с целеустремленным человеком. Паузы подчеркивают важные моменты в речи, дают аудитории обдумать сказанное. Людям с красивой, правильной речью чаще приписывают хорошие качества (доброжелательность, интеллигентность, образованность и т. п.). Быстро говорят: французы, румыны, молдаване, цыгане; средне: немцы.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Межкультурные взаимодействия, осуществляемые в разных видах коммуникации с помощью разных средств, приводили  к различным результатам в  плане изменения культур, сохранения или частичной утраты их самобытности, духовного обогащения (за счет заимствований  чужого опыта) и даже к появлению  новых культур в результате непосредственных взаимовлияний.

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список используемой литературы:

1) Василик М.А. Основы теории коммуникации: учеб. для студ. вузов. / [М.А. Василик и др.] под ред. М.А. Василика. М.: Гайдарика, 2006. -616 с.

2) Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.

3)Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание: учебное пособие. – Л.: ЛГИК им. Крупской, 1989. – 102

4)Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово: учеб. пособие / А. К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.

5)Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М.: Высш. шк., 1989. – 159 с.

6) http://www.libma.ru/kulturologija/teorija_kultury/p10.php

7) http://gendocs.ru/v3172/?cc=13

                                                                г.Оренбург

 


Информация о работе Вербальная и невербальная коммуникация