Вербальные средства деловой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:45, реферат

Краткое описание

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение - это столп, стержень, основа существования человека.

Содержание

1.Вербальные средства деловой коммуникации 3
2.Типы приема и передачи информации 4
3.Речевая деятельность 5
3.1 -говорение 5
3.2 -слушание 5
3.3 -письмо 8
3.4-чтение 8
4.Деловые коммуникативные навыки 9
5. Библиография 14

Вложенные файлы: 1 файл

вербальные средства.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)


ФЕЖЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Белгородский государственный  технологический университет

им. В.Г. Шухова

 

 

 

 

 

                             Кафедра социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат на тему:

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнил:

 

 

 

 

                                                     Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород

2008

 

                                               Содержание

 

 

1.Вербальные средства деловой  коммуникации                                    3

2.Типы приема и передачи информации                                                4

3.Речевая деятельность                                                                             5

             3.1  -говорение                                                                              5

             3.2 -слушание                                                                                5

             3.3 -письмо                                                                                    8

             3.4-чтение                                                                                      8

4.Деловые коммуникативные навыки                                                      9

5. Библиография                                                                                        14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  1.Вербальные средства деловой  коммуникации

 

 

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

К вербальным средствам  общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов,  или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение - это столп, стержень, основа существования человека.

В зависимости от намерений  коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система  знаков и способов их соединения, которая  служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. 

А еще язык - это зеркало  культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей.

 Язык - это и передатчик, носитель культуры, он передает  сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения  в поколение. Овладевая родным  языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык - это и орудие, инструмент культуры. Он формирует  личность человека, носителя языка, через  навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям …

Таким образом, язык используется в самых разных функциях. Сколько  их? Лучше других ответил на этот вопрос американский лингвист Э.Сепир: «Трудно с точностью установить функции языка, так как он настолько  глубоко коренится во всем человеческом поведении, что остается очень немногое в функциональной стороне нашей сознательной деятельности, где язык не принимал бы участия». Назовем основные:                                    

-коммуникативная - язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

-познавательная - язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

 

-аккумулятивная - язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и многовековая художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.

-конструктивная -  язык  как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

-эмоциональная -  язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

-контактоустанавливающая  - язык как средство  установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

-этническая -  язык как средство объединения народа.

 

                     2.Типы приема и передачи информации

Человек использует естественный язык с двумя целями: не только передать информацию, но еще и понять мир. Но оказывается, что прием и передача информации могут быть осуществлены, кроме естественного языка, как минимум еще двумя способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.

Образное мышление - это восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура - это тоже текст, несущий немалую смысловую нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни, не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии.

Под сенсорикой понимается биоэнергетический  способ обмена информацией, при котором  человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается теми, к кому она направлена.

Таким образом, при глубоком анализе  становится очевидным, что от природы  люди наделены 3 разными формами  мышления: естественным языком, образным и сенсорным мышлением.

  Как функционирует образное  мышление? Восприятие мира осуществляется  не расчлененно, а единой картинкой. Живописное полотно нельзя расчленить на элементы (как текст), оно воспринимается целиком. Человек получает больше информации, переходя от правой к левой части картины. Значит, по сравнению с естественным языком это принципиально иная форма восприятия. Люди с развитым образным мышлением воспринимают мир иначе, чем люди с преобладанием мыслительной языковой функции.

 

Перейдем теперь к сенсорному мышлению. Основу этого феномена (то есть передачи информации без помощи известных  науке анализаторов) следует искать, видимо, на самом глубоком «клеточном» уровне.

Оказывается, что лишенная зачатков нервной системы и каких-либо рецепторов клетка способна демонстрировать  ясновидение - «клеточную телепатию».

Рассмотренные три способа приема и передачи информации находятся в неодинаковом взаимодействии друг с другом.

Естественный язык реализуется  посредством речевого аппарата и  слухового анализатора. Образное мышление в основном связано со зрительным анализатором, но, кроме того, в канале передаче информации задействованы руки, которые лепят и рисуют. При биосенсорном воздействии анализатором, видимо, является все человеческое тело.

Приоритет неодинаковых типов мышления у разных людей имеет огромное значение для практики общения. Когда  вы входите в речевую коммуникацию с другим человеком (частную, деловую, официальную) следует не только провести всесторонний анализ его личности, но и составить представление о том, какой тип мышления в нем преобладает и подстроиться к нему.

 

                              3. Речевая деятельность

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с  другими людьми человек использует язык.

Существует несколько видов  речевой деятельности:

-говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

-слушание - восприятие содержания звучащей речи;

-письмо - фиксация содержания речи на бумаге;

-чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы  существования языка общение  делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С  точки зрения социального и культурного  статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

 

                                       3.2Слушание

 Практика делового  взаимодействия показывает, что  умение целенаправленно, активно  слушать других имеет большое  значение для взаимопонимания.  Умение слушать – это необходимое  условие правильного понимания  позиции партнера, верной оценки  существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.

Умение слушать –  это:

   - восприятие информации от говорящих, при котором слушающий воздерживается от выражения своих эмоций;

   -  поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать акт общения;

 

   -незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на шаг вперед».

Слушание – процесс  активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.

Умение слушать как  метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые:

слушание – 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%.

     Стиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, от конкретной ситуации.

Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая  скорость умственной деятельности, антипатия  к чужим мыслям, избирательность  внимания, потребность реплики.

Существуют внутренние и внешние помехи слушанию. К внутренним помехам слушания относится привычка «размышлять о чем-то еще». Внешних помех гораздо больше.

                                     Виды слушания

         Американский исследователь общения  Келли выделяет четыре вида слушания:

1.Направленное, критическое слушание. Участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения  т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно. Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы проходит мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.

     2.Эмпатическое слушание. При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов. Такое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, и неэффективным, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции.

      3.Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:

·        партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение с чему-нибудь;

·        партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные  эмоции;

·        партнеру трудно выразить словами то, что его волнует;

·        партнер застенчив, неуверен в себе.

4.Активное рефлексивное слушание. При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь. Обратная связь с процессе слушания может осуществляться различными способами:

·        расспрашивание (прямое обращение к  говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов);

·        перефразирование, или вербализация (перефразировать – значит высказать  ту же мысль, но другими словами. Слушающий  перефразирует мысль говорящего, то есть возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно  ли его поняли);

·        отражение чувств (при отражении  чувств основное внимание уделяется  не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий, эмоциональной  составляющей его высказываний);

·        резюмирование (тем самым партнер  дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты).

Информация о работе Вербальные средства деловой коммуникации