Правила вербальной и невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Дать характеристику понятия «коммуникация» и коммуникационного процесса
Рассмотреть вербальную и невербальную коммуникации
Выделить основные функции вербальных и невербальных коммуникаций
Цель работы: Сформулировать способы разрешения коммуникативных барьеров.

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………... 4
Глава 1. Характеристика коммуникационного процесса…………………6
Раскрытие понятий коммуникации и коммуникационного процесса……………………………………………………………….......6
Структура коммуникативного процесса……………………………….8
Глава 2. Правила вербальной и невербальной коммуникации………….17
2.1Особенности вербальной и невербальной коммуникации…………...17
2.2 Способы преодоления коммуникативных проблем в межличностной коммуникации………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………41
Список литературы…………………………………………………………43
Приложение…………………………………………………………….......44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая правильная.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение  ..…………………………………………………………………... 4

Глава 1. Характеристика коммуникационного  процесса…………………6

    1. Раскрытие понятий коммуникации и коммуникационного процесса……………………………………………………………….......6
    2. Структура коммуникативного процесса……………………………….8

Глава 2. Правила вербальной и невербальной коммуникации………….17

2.1Особенности  вербальной и невербальной коммуникации…………...17

2.2 Способы  преодоления коммуникативных проблем  в межличностной коммуникации………………………………………………………………33

Заключение…………………………………………………………………41

Список  литературы…………………………………………………………43

Приложение…………………………………………………………….......44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Актуальность. В наши дни вербальные  и невербальные коммуникации  становятся очень актуальными объектами для исследования, так как именно благодаря им людям удается понимать друг друга и достигать положительных результатов в общении.

     Главным умением в сфере PR является построение вербальных коммуникаций. Эти умения особенно важны, так как проведение публичных выступлений, а также написание статей в прессу и выступления с объявлениями, которые составляют основную часть в данной профессии, строятся с использованием именно этих навыков.

     Не менее важны и невербальные коммуникации. С их помощью можно очень ясно и точно описать чувства, так как невербальные средства общения у человека являются врожденными, что позволяют ему взаимодействовать на эмоциональном и поведенческом уровне. Нередко жесты более достоверно передают информацию, потому что они неосознанны и непроизвольны. При несовпадении вербальных и невербальных сигналов источника коммуникации человек-акцептор подсознательно полагается на последние в большей степени.

    Обладая подобными коммуникативными знаниями, находясь одновременно в ситуации коммуникации и мета - коммуникации, человек может настолько точно управлять процессом передачи информации, что уровень достижения нужного результата резко повышается. Для PR- специалистов, которые в большой степени работают с огромным количеством информации, данное знание, на мой взгляд, является очень важным, так только при умении управлять данным количеством информации и от уровня наших знаний процессов коммуникации, можно добиться высоких результатов к поставленной цели. Таким образом, я считаю, что тема работы является очень актуальной. 

    Задачи:

  1. Дать характеристику понятия «коммуникация» и коммуникационного процесса
  2. Рассмотреть вербальную и невербальную коммуникации
  3. Выделить основные функции вербальных и невербальных коммуникаций

    Цель работы: Сформулировать способы разрешения коммуникативных барьеров.

    Предмет исследования.

    В данной работе предметом  исследования являются различные  средства коммуникации (вербальные  и невербальные), влияющие на социальные  взаимоотношения человека в обществе, а также рассмотрение их основных видов и функций.

    Степень разработанности темы.

    В современном обществе все  большее значение принимают вербальные  и невербальные коммуникации. На  сегодняшний день проводятся  различные социологические исследования, пишется большое количество книг. Свою работу я написала, опираясь на известные источники, в частности, Р. и К. Вердербер «Психология общения», Г. Почепцов «Теория коммуникации», А. Пиз «Язык разговора» и некоторые другие. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Характеристика коммуникационного  процесса. 

    1. Раскрытие понятий коммуникации и коммуникационного  процесса. 

    Многие ученые – исследователи  пытались дать наиболее полное  определение понятия «коммуникация».

    Классическое определение коммуникации содержится в работе К. Шеннона и У. Уивера «Математические теории коммуникации». Суть его заключается в том,  что скорость передаваемой информации равняется сумме энтропии источника и назначения за вычетом из общей энтропии. Под энтропией понимается единица измерения информации.

    Широкое толкование понятия «коммуникация»  приводит П. Шаран. Он определяет  сущность коммуникации как передачу  смысла с помощью символов. В  этом смысле коммуникация осуществляется  множеством разнообразных путей  – посредством произведений живописи, музыки, жестов, выражения лица, и т.п.

    Отечественный исследователь Ю.  Лотман говорит о коммуникации  как о переводе текста с  языка моего «я» на язык  твоего «ты». По Лотману, возможность  такого перевода обусловлена  тем, что коды обоих участников коммуникации хотя и не тождественны, но образуют пересекающиеся множества.

     Г. Почепцов под коммуникацией  понимает процессы перекодировки  вербальной в невербальную и  невербальной в вербальную сферы.  1

    А Рудольф и Кетлин Вердербер под коммуникацией понимают процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении.

    Все эти определения указывают  на результирующую особенность  коммуникации: передавая информацию  и обмениваясь ею, субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые связи, позволяющие им играть различные роли.

    Современный информационный мир  по-иному выстраивает свои приоритеты, опирается на новые типы возможностей. В этой области появились свои «глобалисты», замкнувшие на коммуникацию весь мир. Например, концепция коммуникации М. Маклюэна базируется на нескольких основополагающих идеях. Во-первых, это повышение роли канала коммуникации, обусловленное в ряде случаев характером общения. Маклюэн подчеркивает, что современные средства коммуникации (например, телевидение) передают не столько само сообщение, сколько самого автора. Во-вторых, Маклюэн рассматривает мир как одно глобальное поселение, единство которой достигается за счет СМИ. В-третьих, разделяет СМИ на «горячие» и «холодные». «Горячие» полностью «загружают» органы чувств, а «холодные» из-за недостаточной информационной определенности задействуют не все органы чувств. Телевидение, с его точки зрения, является «горячим средством», а радио – «холодным, поскольку не вызывает такой высокой, поскольку не вызывает такой высокой степени соучастия аудитории в своих передачах, как телевидение.

    По мнению Г. Почепцова, коммуникация  может быть иерархической, с приоритетом прямой связи, и демократической, ориентированной на обратную связь. В первой основное коммуникативное действие – приказ, во второй – убеждение. Для иерархической наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено. Совсем иначе в демократической теме. В ней получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение.  Это связано с еще одним отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами отношения «начальник-подчиненный», у подчиненного нет иного выбора, кроме послушания. В демократической схеме мы имеем дело со свободным человеком. Все перечисленные различия можно представить в виде таблицы. (Таблица 1 «Типы коммуникационного взаимодействия в социальной структуре», см. Приложение.)  

    По Р. и К. Вердерберам, коммуникация — это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь.

    Участники — люди, участвующие в процессе коммуникации в роли отправителей и получателей сообщений.

    Как отправители, участники формируют  сообщения и стремятся передать  их посредством вербальных символов и невербального поведения. Как получатели, они обрабатывают получаемые сообщения и поведенческие сигналы и реагируют на них.

    Контекст — физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.

    В свою очередь контекст может  быть физическим (местоположение, окружающая  среда), социальным (назначение события,  а также уже существующие взаимоотношения  между участниками), исторический ( связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации), психологический (настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение), культурный (убеждения, ценности, отношения, социальная иерархия, религия, роли групп и понятие о времени).

    1. Структура коммуникативного процесса.

    Процесс коммуникации осуществляется посредством посылки и получения сообщений, включающих в себя следующие элементы: значение, символы, кодирование и декодирование, форма или организация.

   Сообщение — сочетание значения, символов, кодирования, декодирования и формы или способа организации.

   Значение — осознание вами мыслей и чувств.

У вас могут быть идеи по поводу подготовки к следующему экзамену, по поводу карьеры, необходимости повышения или снижения налогов; у вас могут быть чувства: ревность, гнев, любовь. Однако значение, существующее в вашем сознании, не может каким-то волшебным образом передаваться вашим собеседникам.

   Символы — слова, звуки и действия, выражающие конкретное содержание значения.

Когда вы говорите, вы выбираете слова, передающие значение. В то же время ваши слова  сопровождаются выражением лица, зрительным контактом, жестами и тоном голоса, — эти невербальные ключи тоже влияют на значение, которое извлекает слушатель из использованных вами символов. Когда вы слушаете, вы также используете и вербальные, и невербальные ключи, чтобы извлечь смысл из сказанного.

   Кодирование — процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки и действия.

   Декодирование — процесс обратной трансформации сообщений в идеи и чувства.

Когнитивный мыслительный процесс трансформации  идей и чувств в символы и организация  их в форму сообщения называется кодированием сообщения; обратный процесс трансформации сообщений в идеи и чувства называется декодированием.

Обычно  человек, наверное, и не думает о  процессах кодирования и декодирования. Но если он испытывает трудности в  общении, то начинает об этом беспокоиться. Например, если во время выступления  вы замечаете ухмыляющиеся физиономии, то можете использовать другой процесс кодирования и подобрать другие выражения, которые лучше будут передавать значение. И аналогично, придется позаботиться о процессе декодирования, если в каком-то предложении вам встретилось незнакомое слово. Если вербальные и невербальные ключи вступают в конфликт, то процесс кодирования усложняется. Например, ваш коллега говорит: «Меня очень интересует, как вы пришли к такому решению», при этом ваш собеседник наклоняется вперед и заинтересованно смотрит на вас — это одно; но если он зевает и смотрит в сторону, то декодированное значение будет совсем иным.

   Канал — маршрут сообщения и средства его передачи.

Сообщения передаются через сенсорные каналы. При непосредственном контакте между  людьми используются два основных канала: звук (вербальные символы) и видимые сигналы (невербальные ключи). Однако люди могут общаться (и общаются) посредством любого из пяти сенсорных каналов, поэтому аромат духов или крепкое рукопожатие могут столь же много привнести в значение, как все увиденное и услышанное. В целом, чем больше каналов использовано для передачи сообщения, тем больше вероятность того, что коммуникация будет успешной.

   Шум — любой внешний, внутренний или семантический стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией.

Информация о работе Правила вербальной и невербальной коммуникации