Вербальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:13, реферат

Краткое описание

Передача информации может быть осуществлена как вербальными, так и невербальными средствами.
Цель данной работы – рассмотреть вербальные и невербальные виды коммуникаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие вербальных коммуникаций 4
2. Виды вербальных коммуникаций 6
3. Понятие невербальной коммуникации 13
4. Мимическое выражение эмоций 15
Заключение 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

верб.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

      Человеку, испытывающему тревогу, свойственны  быстрые, беспокойные движения рук  и ног и дрожь в кистях рук. Подавленный человек движется очень  медленно, словно каждое движение дается ему с огромным трудом. Еще один важный фактор – физическая дистанция, которую человек поддерживает между собой и другими людьми. Замкнутый человек обычно не отводит рук далеко от своего тела и не поднимает голову.

      Умение  верно определить то или иное невербальное выражение чрезвычайно важно в консультативной ситуации, так как консультирование – это процесс коммуникации, включающий как вербальные, так и невербальные переменные.

      Выделение. В случае выделения обычно используются краткосрочные и энергичные жесты, аккомпанирующие конкретное вербальное сообщение. Эти жесты обычно связаны с содержанием как по продолжительности, так и по энергичности. Человек обычно не осознает употребление этих жестов, так как они краткосрочны и связаны с конкретными элементами вербального содержания.

      Фасилитация (облегчение). Жесты часто используются в целях повышения ясности. Обычно это движения всей руки или только кисти. Человек прибегает к ним, когда чувствует, что не находит  слов или что его вербальное выражение  неадекватно. Типичные жесты – движения всей руки или только кисти, направленные вверх и от себя (как будто человек пытается таким образом “выпустить слова наружу” и ускорить коммуникацию). Как правило, человек не осознает употребление фасилитирующих жестов, если не привлечь к этому его внимание.

      Изображение. Иногда человек желает продемонстрировать, что именно он имеет в виду, и  может сделать это только с  помощью жеста. Такой жест представляет собой пример или изображение  темы высказывания. Изобразительные  жесты, как правило, осознанны и  используются намеренно, в дополнение к вербальной коммуникации.

      Демонстрация  аффекта. Человек может намеренно  прибегать к невербальному поведению, чтобы продемонстрировать свои чувства. Такое поведение интенционально и полностью осознанно человеком. Пример – использование мимики и особого выражения лица с целью выразить эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему.

      Осознанное  открытие. Человек может сознательно  производить жесты, которые он считает  просто привычными; их основное намерение  редко осознается. В таких случаях человек осознает свои действия, но не осознает мотивацию. Такие формы поведения часто выполняют успокаивающую функцию (например, человек крутит в руках кольцо, постукивает карандашом по столу или производит другие привычные нервные жесты).

      Неосознанное открытие. Жесты, которые отражают поведение, мотивированное напряженностью, и которых человек совершенно не осознает являются чаще всего критическими формами невербального поведения. В ходе беседы человек в большей степени озабочен вербализацией содержания, чем невербальным поведением. Во многих случаях невербальное поведение обусловлено напряженностью во время интервью. Наблюдая за бессознательно мотивированными жестами, можно обнаружить широкий диапазон потенциальных источников того или иного невербального поведения. В число таких возможных источников входят чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, к другому человеку, к ситуации или к теме беседы. Эти жесты могут появляться постоянно или повторяться в течение достаточного длительного промежутка времени.

      Категории невербального поведения

      Американский  психолог Экман выделил пять категорий  невербального поведения.

      Первая  категория – эмблемы. Сюда входят такие действия или позы, смысл  которых можно передать вербально  с помощью одного-двух слов. Эмблемы обычно имеют общее для большинства людей значение и используются преднамеренно в целях передачи определенного сообщения (как, например, поднятые в форме буквы V два пальца).

      Вторая  категория – иллюстраторы, которые  обычно непосредственно аккомпанируют речи и выполняют функцию пиктограмм, повышая наглядность вербального изложения.

      Третья  категория – выразители аффекта  – включает в себя всю мимику. Выражение лица сообщает больше информации о переживаемых эмоциях, чем телесные движения. Хотя существуют социально усвоенные и основанные на культурных традициях правила мимического выражения эмоций, теория Экмана предполагает, что выражения лица, соответствующие так называемым первичным эмоциям (счастью, удивлению, гневу), достаточно схожи между собой во всех культурах и легко узнаваемы. Сообщения, передаваемые с помощью выразителей аффекта, привлекают к себе больше внимания, чем сообщения, выраженные другими способами невербальной коммуникации. Адресант часто использует их намеренно, а адресат нередко прямо комментирует полученную таким образом информацию.

      В четвертую категорию – регуляторы – входят такие формы поведения, которые регулируют течение разговора  между двумя индивидами. Широко распространенный регулятор – кивки головой. В  теории Экмана утверждается, что регуляторы зависят от национальности, социального класса и культуры и что их ошибочное употребление и неверная интерпретация являются распространенными и с трудом осознаваемыми причинами непонимания между представителями различных групп людей.

      Пятая категория – адапторы – включает такие формы невербального поведения, которые являются сокращенными вариантами неких действий, усвоенных еще  в раннем детстве и служивших  для удовлетворения определенных потребностей. Выделяется три подтипа адапторов: само-адапторы, альтер-адапторы и объект-адапторы. Такой само-адаптор, как потирание рукой уголка глаза, первоначально возник с целью вытирать слезы, но позднее стал использоваться для выражения чувств обиды или печали. Само-адапторы часто имеют форму прикосновений к голове и лицу. Альтер-адапторы обычно имеют форму движений рук в пространстве, а не в контакте с телом. Альтер-адапторы возникли на основе попыток управления межличностными контактами в раннем детстве и представляют собой сокращенные варианты тех форм поведения, которые использовались для защиты от нападения или для отстранения от чего-либо неприятного. Объект-адапторы – это фрагменты форм поведения, усвоенных для исполнения таких задач, как курение, машинопись или перетасовка карт. Они используются в тех случаях, когда какой-то аспект взаимодействия с собеседником стимулирует воспроизведение подобных форм поведения.

      Невербальная  “утечка” информации и признаки лжи. Каким образом на основе невербального  поведения можно заметить, что  человек старается обмануть других людей или самого себя? Иногда человек намеренно лжет. Экман называет такие ситуации ложными взаимодействиями и пытается провести границу между самообманом и обманом других.

      Выделяется  три характеристики, отличающие ложные взаимодействия от других форм социального взаимодействия. Одна из них – собственно ложь; иными словами, осознанное сосредоточение на обмане, по крайней мере, со стороны одного из собеседников. Вторая характеристика – наличие скрытого или явного соглашения между собеседниками о том, что они будут сообщниками или антагонистами в обмане. Третья характеристика – принятие роли лжеца, либо детектива. Например, человек, беседуя с другим человеком, может пытаться ввести его в заблуждения относительно какого-либо аспекта своего поведения. Один человек может решить либо сотрудничать с ним в этом процессе, либо выступать в качестве антагониста, чтобы разоблачить несоответствия в рассказе другого человека. Наблюдая невербальную “утечку” информации, указывающую на обман, один человек может обратить внимание как на вербальное, так и на невербальное поведение другого человека. Вербальное поведение заключает в себе ложное сообщение, а невербальное поведение усиливает и обогащает его. По сути человек лжет на словах, и действия его должны соответствовать этим словам.

      Лицо, руки и ноги выражают различный объем  информации и в различной степени  получают обратную связь. Лицо лучше  всего выражает информацию и привлекает к себе больше всего внимания. Ноги и ступни ног хуже всего передают информацию, поскольку время трансмиссии у них велико, а репертуар весьма ограничен. Руки, так сказать, занимают среднее место. Следовательно, лицо лжет лучше всего, руки – несколько хуже, а ноги почти не умеют лгать. А значит, ноги – главный источник “утечки” информации об обмане: движения ног относительно редко используются намеренно.

      Среди движений рук чаще всего обман  выдают само-адапторы: например, человек, весело болтает и улыбается, в  то же время пытается избавиться от заусеницы или сжимает кулаки. Выдавать ложь могут также объект-адапторы (например, нервное поигрывание карандашом). Теория Экмана подтверждается его исследованиями: при просмотре фильмов люди не могут различить, лжет персонаж или говорит правду, если наблюдают только за его лицом, но если видно тело, обман распознается довольно легко. Лгущий человек использует больше само-адапторов. Частота само-адапторов, прикосновений к лицу или голове, возрастает, когда человек ощущает тревогу или дискомфорт. Частота жестов-иллюстраторов возрастает, когда говорящий затрудняется в подборе выражений, а также зависит от степени эмоциональной вовлеченности человека в то, что он говорит.

 

       Заключение 

      В наши дни речь, более чем когда  либо прежде, представляет собой главное  средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

      Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому. Следовательно, информация от одного человека к другому передается как вербальными, так и невербальными средствами.

      Различные формы невербального поведения  используются для выделения или акцентирования вербального сообщения, для усиления какой-либо части сообщения, для объяснения молчания, для добавления новой информации к высказыванию или для искажения вербального сообщения. Чувствительность к невербальным сообщениям требует концентрации и развивается в процессе тренировки.

      Люди  воспринимают аффилиативные формы  невербального поведения как  более теплые и привлекательные. В категорию аффилиативных форм невербального поведения были зачислены  улыбки, кивки, движения кистей рук, зрительный контакт, направление плеча к человеку под углом 90° и наклон корпуса тела вперед под углом 20°.

      Известно, что между людьми могут возникнуть коммуникативные затруднения по причине классовых и культурных различий. В определенной мере эти  затруднения могут быть вызваны особенностями невербального поведения и присущими индивидам формам ведения беседы.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998.
  3. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
  4. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997.
  5. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения. С.-Петербург, 2000.
  6. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. М., 1982.

Информация о работе Вербальные коммуникации