Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:02, реферат

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки.
Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями

Вложенные файлы: 1 файл

эстетика.docx

— 50.04 Кб (Скачать файл)

В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой  западной цивилизации - протестантизм. Активная позиция протестантов, требующих  уничтожить католическую церковь, вызывает ответную реакцию инквизиции, прежде не сталкивавшейся с ересями таких  масштабов. В результате от католичества отошла часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. .

Поскольку положения протестантизма могли представлять реальную угрозу и для королевской власти, в  странах со сложившимся абсолютизмом принимались определенные меры. Так, во Франции Франциск I, некоторое время терпимо относившийся к распространению реформационных идей, при первых же признаках активности со стороны протестантов открывает дорогу инквизиции и принимает активное участие в борьбе с еретиками. Иначе решает проблему английский король Генрих VIII – он проводит Реформацию сверху, отменив верховную юрисдикцию папства в отношении Англии, объявив главой церкви себя и конфисковав имущество и земли монастырей.

Протестантизм освободил  людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом  человека. Религиозное сознание сменилось  светским мировоззрением. Религиозная  обрядность упростилась. Но главное  достижение Реформации было в той  особой роли, которая придавалась  личности в ее индивидуальном общении  с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был  отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество.

Кальвин учил, что знак Божественного  благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех – критерий, позволяющий понять, проклятие или  благодарность лежит на человеке. Трудовая этика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что  было наиболее адекватным западному  образу жизни. «Результатом реформации…  было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли». (М. Вебер. Протестантская этика).

Вопрос о соотношении  Ренессанса и Реформации разными  историками решается по-разному. Изучение литературы позволяет сделать вывод, что и Реформация, и Ренессанс  поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при  этом имела более дисциплинирующее воздействие; она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки  морали, основанной на религиозных  ценностях.

Есть и другие различия. Так, С. Б. Сказкин полагает, что гуманизм и Возрождение выражают жизнь во всем ее многообразии, ибо классовая основа гуманистической интеллигенции различна. Более того, гуманизм далеко не всегда враждебен церкви (знаменитое Эразмовское: «Сократ, молись за нас!»). Реформация же в своей основе – буржуазное явление. Она вызвана появлением и развитием буржуазии, выступающей против феодализма и его освещения церковью. Буржуазия на этом этапе своего развития еще слишком слаба, чтобы самостоятельно выступать или организовывать движение всего «третьего сословия». Она борется только против специфической формы феодальной эксплуатации, но не против феодальной эксплуатации вообще. Феодально-абсолютическое государство для нее еще не пройденная ступень, а, наоборот, прогрессивная форма политической организации. Пройденной ступенью для нее является лишь феодальная форма религии в виде католической церкви, и лишь против католической религиозности и католической религиозной организации она выступает революционно.

Интересна и точка зрения С. М. Стама, которая утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он не отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит – разума и воли человека (кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем “призвании”).

На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился  ее развить. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого  разума, напротив, реформаторы вдохновлялись  идеей всемогущества веры. «Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что  он может постичь веру разумом… То, что говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это».

Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной  морали. Человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а  собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие  всех своих естественных способностей. Напротив, Лютер исходил из «коренной  и общей испорченности человеческой природы». Снискать божью благодать  человек может только покаянием, самоуничижением и самопопранием перед богом, подавлением собственных желаний и стремлений.

Лютер утверждал, что христианин спасается только через полное самоуничижение, символ которого Голгофа, и что любые  попытки отыскать более прочные тому гарантии фантастичны и кощунственны. В культуре Средневековья человек, по католическому вероучению, понимается как греховное существо по природе. Лютер свидетельствовал о человеке как о грешном и обвиняемом, но апеллировал к человеку судящему. Реформатор хотел бы, чтобы вся присутствующая в человеке энергия ненависти к злу была изъята из мира и обращена вовнутрь – против того нравственного убожества, которое каждый должен найти в себе самом.

  И гуманисты, и реформаторы  решают по сути одну и ту  же задачу: пытаются определить  место, найти точку опоры человеку  в новом, раннекапиталистическом  мире, в котором отношения «личной  зависимости» уступают место  отношениям «вечной зависимости». Реформаторы провозглашают  идею  ничтожества человека. Но это  унижение парадоксальным образом  оборачивается немыслимым ранее  приближением к Богу простого  человека - мирянина и грешника.

Реформация начала с того, что «раздавила» человека. Но в  этой раздавленности как бы уравняла людей и их шансы на стартовой площадке жизни. «Почему, – спрашивает Лютер, – твое тело, твоя жизнь, достояние и честь так свободны, а мои – нет, хотя мы одинаково являемся христианами, одинаково крещены, имеем единую веру, одинаковые души и все остальное у нас одинаково?» Этим Лютер и, вслед за ним, другие реформаторы лишили идею  неравенства людей религиозной санкции. Протестантизм в рамках  национальных культур создал  социально-психологические условия, укрепляющие «вертикальные» связи элит и масс, размывающие границы между «верхами» и «низами» общества.

Возникает  неизвестная  ни Средневековью, ни Античности проблема формирования личности. Человек  перестает  быть «заданным» своим социальным статусом и набором социальных ролей в  иерархически организованном обществе, а становится чем-то в результате  своих  собственных  усилий. Как  видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во взгляде на человека как на личность, способную и нуждающуюся в самоизменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны.

Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и  новую систему ценностей. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные  церкви. Но одновременно движение Реформации значительно ослабило Европу, приведя  попутно к разобщенности государств. Различия в вероисповедании европейских  государств в дальнейшем послужили причиной и предлогом многих войн и внутригосударственных смут. Утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой инквизицию, кровопролитные гражданско-религиоз-ные войны, религиозный фанатизм.

В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитию научной мысли Европы, достижениям  в технике и естественных науках.

В эпоху Возрождения происходит постепенная замена ремесленного труда  промышленным. Мануфактуры требуют более совершенных орудий труда и новых технологий. Это подталкивает развитие науки, которая помогает, в частности, создать такие механизмы, как доменная печь, простейшие виды токарных, шлифовальных и сверлильных станков. А новые технологии позволили производить усовершенствованные орудия труда.

Влияние экономики сказывается  и в других отраслях научного знания. Большое внимание уделяется мореплаванию и кораблестроению, что влечет за собой изучение астрономии с составлением особых карт для ориентировки по звездам, а это, в свою очередь, делает возможным  совершение Великих географических открытий.

Интерес к природе и  попытка рассматривать ее как  царство, подвластное человеку, приводит к необходимости ее изучения, а  эмпирический подход исследователей эпохи  Возрождения вносит значительный вклад  в развитие физики, математики, астрономии и химии. Известную роль здесь  сыграло и возникновение книгопечатания в XV веке, давшее возможность широко делиться совершенными научными открытиями и использовать их в изучении и преобразовании природы.

Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это  гелиоцентрическая теория польского  ученого Н. Коперника (1473-1543), которая  дала новое видения Вселенной  и новое понимание места в  ней Земли и человека. Раньше центром  мира считалась неподвижная Земля  с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась; Земля превратилась в ничтожную  пылинку в космосе, повисшую в  пустоте. Картина мира стала пугающе  сложной. Идею Коперника подтвердили  его последователи - итальянский  мыслитель Дж. Бруно (1548-1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564-1642).

Какое же впечатление произвели  эти открытия на современников? Смелые теории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный  наукой, углубил ее разрыв с церковью. Конфликты с ней часто заканчивались  для ученых трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которого сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заставили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг.

Интересна оценка этого вопроса  выдающимся русским ученым А.Ф. Лосевым. «Гелиоцентрическая система Коперника, ее развитие у Бруно, - пишет он, - основаны вовсе не на выдвижении вперед цельной человеческой личности, напротив, на толковании человека, да и всей той планеты, на которой он обитает в качестве незаметной «песчинки» в бесконечном мироздании. Коперник, Кеплер, Галилей отнимают у человека его жизненную почву в виде неподвижной Земли, а готика заставляет человеческую личность рваться вверх, вплоть до потери своей земной тяжести и веса. Разве это стихийное самоутверждение человеческой личности?

Развитие  технологий, позволившее  создать новые механизмы, не могло  не оставить своего  отпечатка  на материальной культуре эпохи Возрождения. Оно способствовало распространению  сложных и эффективных орудий труда.

Совершенствовалась  строительная  техника:  если  соборы  предшествующих  веков возводились  многими  поколениями  строителей, то  с XIV века большие здания строятся в течение нескольких лет – применение точных расчетов и технических усовершенствований в виде комбинаций блоков, рычагов и наклонных плоскостей позволило достаточно эффективно решить ряд архитектурных задач.

Изобретение пороха и развитие баллистики привело к широкому использованию  артиллерии.  Совершенствуются  устройства  укреплений  и  гидротехнических  сооружений. Распространение огнестрельного оружия сделало ненужными рыцарские  доспехи.


Рост  мануфактур, развитие  суконной  промышленности, богатый  выбор привозных товаров меняют манеры одеваться, усиливается интерес  к роскоши и экзотике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности архитектуры  эпохи Возрождения.

В течение 14 в. в Италии ощущался дух перемен. Если готика была чужда мировосприятию итальянцев, то Возрождение зародилось именно на классической почве Италии. У этой эпохи великих открытий были две особенности, оказавшие влияние на архитектуру. Возросший интерес к земной жизни человека поощрял стремление людей собственными делами добиваться известности среди современников. Нам почти неизвестны имена создателей великих соборов Средневековья. В эпоху Ренессанса архитекторы, писатели и художники рассчитывали на всеобщее признание и надеялись, что их имена останутся в веках. Появились биографии знаменитых людей, их живописные и скульптурные портреты.

Ключевой идеей стало  возрождение античности. Человек  Возрождения стремился освоить  классические формы и использовать их для решения художественных проблем  своей эпохи.

Флоренция.

Филиппо Брунеллески (1377-1446) был инициатором нового движения в архитектуре. Ему принадлежит купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. По своим размерам купол сопоставим с куполом Пантеона. Он имеет граненую форму и состоит из двух оболочек - внешней из красно-коричневой черепицы и внутренней - кирпичного каркаса, являющегося рабочей частью конструкции.

Когда в 1425 Брунеллески проектировал во Флоренции церковь Сан Лоренцо, то взял за основу схему раннехристианской римской базилики: легкая аркада, составленная из поднятых на импосты полуциркульных арок, и тех же, полуциркульных очертаний окон второго яруса; потолок кассетированный, колоннам аркад, решенным в коринфском ордере, соответствуют пилястры на боковых стенах. Ренессансному архитектору удалось передать "работу" ордерной конструкции, но созданное им здание выглядит более строгим и менее ярким, чем античные постройки, которые мог видеть Брунеллески.

Информация о работе Эпоха Возрождения