Экономические реформы середины 1960 г. Новая попытка модернизации страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Попытки проведения реформ имели место в истории России во все периоды. Результаты были различны. Cмещение Хрущева казалось последним звеном в длинной цепи неудач, следовавших из далекого прошлого. Его отставка означала и отказ от энергичного проведения им реформ. Период, который наступил и продолжался до «перестройки» Горбачева, образно называли «застойным». Группа, отстранившая Хрущева, порождающего нестабильность в партийных кадрах, стремилась обеспечить нормальное функционирование политических и государственных структур. Меры, которые она приняла, отразили экономическую реформу и последовательную консервативную идеологическую политику. Реформа началась в 1965 году, основные причины, суть и последствия которой рассмотрены в данной работе.

Содержание

1. Введение 2
2. Какие объективные внутренние и внешние факторы свидетельствовали о необходимости экономических реформ? 2
3. Каковы были причины отставания сельского хозяйства? Какие меры по реформированию деревни осуществлялись в стране по решению мартовского пленума ЦК КПСС 1965г? В чем их противоречивость? 3
4. В чем суть экономической реформы А. Н. Косыгина? Каковы ее итоги? 4
5. Почему экономическая реформа А. Н. Косыгина не была завершена и не имела тех результатов, на которые была рассчитана? 9
6.Заключение……………………………………………….…………………………….13
7. Тестовые задания……...………………………………………………………………14
8. Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Отечественная история Вариант 9.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Принимались и  другие меры дня подъема аграрного  производства. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйствами в худших природных условиях. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах - районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В 1971-1975 гг. он составлял 13% совокупного общественного продукты, а в 1981-1985 гг. - лишь 6%;

     На  рубеже 70-80-х годов значительно  ухудшились условия народно-хозяйственного развития. Осложнилась демографическая ситуация.

Уменьшение рождаемости  населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей. В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно-технического прогресса. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. Развитие атомной энергетики, введение в строй новых энергоблоков на атомных электростанциях сопровождались поспешностью и показухой. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть – важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой предприятия в сфере промышленности, торговли и т.д.). Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция.

     Задания одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю.

     Противоречия  в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика).

Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.

 Были увеличены  размеры ежемесячной зарплаты низкооплачиваемым категориям работников. Одновременно велось неоправданное сближение оплаты труда инженерно-технического персонала и рабочих. Рост зарплаты велся без учета реальных результатов труда работающих.4

  1. Почему  экономическая реформа  А. Н. Косыгина не была завершена и не имела тех результатов, на которые была рассчитана?

     Уже в самом начале реформ Косыгин сталкивался с противодействием некоторых членов Политбюро его начинаниям. По воспоминаниям Байбакова, когда на одном из заседаний Политбюро обсуждалась концепция реформы, председатель

Президиума Верховного Совета СССР Подгорный "со свойственной ему грубоватостью и недоверчивостью произнес: "На кой черт нам реформа? Мы плохо развиваемся, что ли?", - на что Косыгин возразил: "Реформа необходима, темпы развития экономики стали снижаться. Все валовые методы исчерпаны, поэтому надо развязать инициативу, поднять в коллективах интерес к результатам труда". "Но Подгорный, - вспоминает далее Байбаков, - напыщенно и напористо отстаивал свое, споря не только с Косыгиным, но и с недостаточно уверенным в необходимости реформы Брежневым, не говоря уже об остальных: "Если проводить реформу, то нужно к ней тщательно готовиться. Рано проводить", - настаивал Подгорный".

     Многие  современники свидетельствуют о  том, что "косыгинские" реформы  были свернуты во многом из-за того, что  Брежнев ревниво относился к  Косыгину и постепенно лишал его  все больше и больше реальных рычагов управления экономикой. Бывший первый секретарь Московского горкома КПСС Николай Егорычев вспоминал, что в 1966 году Брежнев как-то сказал ему: "Ну скажи, зачем это Косыгин поехал по украинским заводам? Что ему там делать? Все о своем авторитете печется. Пусть бы лучше в Москве сидел да делами занимался". Однако есть свидетельства и о том, что отношения Брежнева и Косыгина стали портиться не в середине 60-х, а с 1975 года. Так, в частности, считает бывший заместитель Косыгина по Совмину Владимир Новиков. "В течение десяти лет, - пишет он. - отношения между ними, смею утверждать, были хорошими. Я не раз бывал на даче Брежнева вдвоем с Устиновым. Устинов был не очень доброжелателен к Косыгину. Брежнев же, наоборот, в то время при мне ни разу не отозвался о нем плохо. И хотя Брежнев очень хорошо относился к Устинову, но, когда тот в домашней обстановке начинал отпускать какие-либо колкости в адрес Алексея Николаевича, Леонид Ильич не поддерживал беседу в этом направлении. Роковую роль, на мой взгляд, в ухудшении отношений между Брежневым и Косыгиным сыграл Н.А. Тихонов. С 1974 г. Брежнев начал болеть, уже через год недуг стал резко прогрессировать. У него явно развилась подозрительность, и Тихонов умело направлял ее против Косыгина, стремился вбить клин между ними. Это ему удалось, и с 1975 г. их взаимоотношения начали ухудшаться. Тихонов без конца докладывал Брежневу о тех или иных, большей частью надуманных ошибках Алексея Николаевича. В оппозицию Косыгину он стремился втянуть и остальных его заместителей. Например, мне он говорил: "Знаешь, ведь мы в Совмине - простые пешки, даже не имеем права подписать незначительное распоряжение. Вся власть у председателя и его заместителя Дымшица, который располагает материальными ресурсами". Реформы Косыгина буксовали не только из-за интриг в верхних эшелонах власти. Им активно сопротивлялись многие министерства. Вот один из ярких примеров на эту тему, описанный референтом Косыгина Карпенко. Речь идет о так называемом бунте сорока министров. "Суть дела заключалась в том, - пишет Карпенко, - что реформа резко увеличила цену срыва договорных обязательств. Предприятие, скажем, из-за недопоставки чепуховой, копеечной детали могло задержать выпуск дорогостоящей продукции, сорвать задание по ее реализации, а значит, потерять значительную сумму отчислений в поощрительные фонды. По новым условиям в таких случаях можно было через Госарбитраж взыскать с недобросовестного партнера не только штраф за недопоставленную продукцию, но и потребовать возмещения всех потерь и убытков, которые понесло предприятие. Госарбитраж получил право решать такие споры, даже если они возникли у коллектива с собственным министерством. Однако охотников обращаться в Госарбитраж с подобными жалобами находилось очень мало - получалось себе дороже. Ведь с поставщиком, не говоря уж о собственном министерстве, работать предстояло многие годы, и портить с ним отношения было просто опасно. Чтобы поднять дисциплину взаимных поставок, Косыгин пошел на такую меру: было принято постановление, по которому выполнение плана засчитывалось лишь после удовлетворения всех заказов потребителей. Против этого и восстали дружно Госплан и наиболее сильные министерства и авторитетные министры, утверждавшие, что в таком случае все их предприятия останутся не только без премий, но и без зарплаты. В итоге победа осталась за министрами. И хотя распоряжение Косыгина официально отменено не было, оно практически никогда так и не вступило в действие".

     Реформы Косыгина постепенно были свернуты и  в силу благоприятной экономической конъюнктуры для СССР на нефтяном и газовом рынке. Мировой энергетический кризис совпал с бурным развитием в нашей стране нефтяной и газовой промышленности. Развитые страны были готовы платить за тонну нефти по 100 долларов, в то время как ее себестоимость в Самотлоре составляла около 5 рублей, а общий объем нефтедобычи СССР быстро довел до 600, а затем и 650 миллионов тонн. Открытие нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири постепенно привело к тому, что к середине 80-х гг. две трети общесоюзной добычи нефти и более 60% добычи газа обеспечивала Западная Сибирь. Этот мощный прорыв имел свои как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, на валюту, вырученную от экспорта нефти и газа, закупалось западное комплектное оборудование для строительства новых заводов. На нефтедоллары было закуплено оборудование для КамАЗа, Волжского автомобильного завода, Уфимского мотостроительного завода, выпускавшего двигатели для автомобилей "Москвич". С другой стороны, на эти же нефтедоллары закупалось и продовольствие, что постепенно привело к подрыву отечественного сельскохозяйственного рынка. Впрочем, ставка на массовый импорт продовольствия была сделана еще при Хрущеве, однако в 70-е годы этот импорт не только не был свернут, но и значительно увеличился. Советский Союз становился все более зависимым от закупок продовольствия за границей. Если в 1973 г. импорт зерна составил 13,2 % от всего его количества, производимого в стране, то в 1975 - 23,9%, в 1981 - 41,4%. Причем зерно покупали уже не только на нефтедоллары, но и на средства, вырученные от продажи золотого запаса страны. Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году - 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это уже были не реформы, а путь в никуда...

     Алексей Косыгин, безусловно, как и остальные  члены Политбюро, несет ответственность за срыв реформ середины 60-х годов. Может быть, если бы он чувствовал себя политиком, а не инженером, ему бы удалось использовать свой гораздо более высокий политический и административный потенциал, чем у других членов брежневского Политбюро, для проведения в жизнь своих идей. Но этого не случилось не только из-за отсутствия у Косыгина политической воли в середине 70-х годов, но во многом из-за причин личного свойства.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение

   Несмотря  на все попытки, реформа не принесла ожидаемых результатов. В целом сельское хозяйство отставало даже не по климатическим причинам, а из-за плохой организации труда (плохие условия хранения на складах, перевозка продукции) в отрядах рабочих, которые направлялись в целинные районы, так как рабочей силы не хватало. Несмотря на то, что в аграрный сектор были вложены огромные денежные средства, и сельское хозяйство в этом отношении впервые заняло почетное место, обогнав даже легкую промышленность, все же результаты были скромнее, нежели ожидались. Проводимая аграрная политика в этот период лишь увеличила затраты, но проблема отчуждения крестьянина от земли осталась нерешенной. То есть сельское хозяйство осталось на низком уровне при возросших вложениях в него. Успехи были лишь в период восьмой пятилетки, когда основные показатели были выполнены. Так же были ошеломляющие результаты эксперимента в объединении «Азот» в 1967-1975гг. К сожалению, «метод щекинцев» вскоре был похоронен системой по ряду причин. При реализации реформы стало очевидно, что проблемы, связанные с природой экономических показателей так же остались нерешенными. Не удалось стимулировать рабочую силу за счет поощрительных фондов, так как полученная премия составляла в среднем 3% от заработной платы; фонд на социальные нужды не мог использоваться ожидаемым образом. Отсутствие горизонтальных связей в системе министерского планирования (так называемая «ведомственность) стало причиной многих трудностей, которые сохранялись достаточно длительное время. Росли расходы на оборону, добычу нефти, работа по сбережению невосполнимых ресурсов не проводилась. Значительная доля добываемого сырья уходила на экспорт, продавали много оружия.

   Реформа по сути своей была противоречива (например, несовместимость расширения самостоятельности предприятий и усиления полномочий министерств, создания Госснаба). 
 
 

  1. Тестовые  задания:
  2. Генерал, предпринявший попытку свержения Временного правительства в конце лета 1917.:

    Ответ: «3»

  1. Образование Союза Советских Социалистических Республик произошло в:

    Ответ: «2»

  1. Новая экономическая политика:

    Ответ: «4»

  1. Индустриализация в СССР проводилась:

    Ответ: «1»

  1. Расположите в хронологическом порядке события первой четверти XIX века:

    Ответ: «3,4,2,1»

  1. Расположите в хронологическом порядке события внешней политики Советского Союза:

    Ответ: «1,3,2,4»

  1. Расположите в хронологическом последовательности события периода «перестройки»:

    Ответ: «2,3,4,1»

  1. Сопоставьте между собой царей и территориальные приобретения Российского государства в их правление:

    Ответ: «1-в; 2-а; 3-б; 4-г»

  1. Соотнесите царей и их шаги к закрепощению крестьян:

    Ответ: «1-в; 2-а; 3-б; 4-г»

  1. Соотнесите между собой правления и мероприятия государственной политики:

    Ответ: «1-в; 2-б; 3-а; 4-г» 
     

  1.   Список используемой литературы
  1. Канд. Экономических  наук. Виктор Ким «Косыгинская реформа: кладезь идей и проблем»
  2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М., 1999. – С. 444-481.
  3. М.Я. Геллер, А.М. Некрич История России 1917-1995 Утопия у власти. Книга вторая, глава 11
  4. Независимая газета Выпуск: N 10(22), октябрь 2004г "Я ведь не политик, я - инженер"
  5. Вопросы истории. А.В. Пыжиков «Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ». – 2002 №2.
  6. Вопросы истории. М.А. Бензин, Т. М. Димони  «Аграрный строй России в 1930-1980 хх годах (Новый период)». – 2005 №7.
 
 

 

Информация о работе Экономические реформы середины 1960 г. Новая попытка модернизации страны