Экономические реформы середины 1960 г. Новая попытка модернизации страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Попытки проведения реформ имели место в истории России во все периоды. Результаты были различны. Cмещение Хрущева казалось последним звеном в длинной цепи неудач, следовавших из далекого прошлого. Его отставка означала и отказ от энергичного проведения им реформ. Период, который наступил и продолжался до «перестройки» Горбачева, образно называли «застойным». Группа, отстранившая Хрущева, порождающего нестабильность в партийных кадрах, стремилась обеспечить нормальное функционирование политических и государственных структур. Меры, которые она приняла, отразили экономическую реформу и последовательную консервативную идеологическую политику. Реформа началась в 1965 году, основные причины, суть и последствия которой рассмотрены в данной работе.

Содержание

1. Введение 2
2. Какие объективные внутренние и внешние факторы свидетельствовали о необходимости экономических реформ? 2
3. Каковы были причины отставания сельского хозяйства? Какие меры по реформированию деревни осуществлялись в стране по решению мартовского пленума ЦК КПСС 1965г? В чем их противоречивость? 3
4. В чем суть экономической реформы А. Н. Косыгина? Каковы ее итоги? 4
5. Почему экономическая реформа А. Н. Косыгина не была завершена и не имела тех результатов, на которые была рассчитана? 9
6.Заключение……………………………………………….…………………………….13
7. Тестовые задания……...………………………………………………………………14
8. Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Отечественная история Вариант 9.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный  университет экономики  и управления –  «НИНХ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Номер группы: УПП12

Наименование  специальности: Управление персоналом производства

Студент: Панизовский Александр Валерьевич

Номер зачетной книжки (студенческого билета): 112802

Учебная дисциплина: Отечественная  история

Кафедра истории и политологии

Номер варианта контрольной работы: 9

Дата  регистрации институтом «___»____________________ 2011 г.

Дата  регистрации кафедрой «___» _____________________ 2011 г.

Проверил:______________________________________________

(фамилия,  имя, отчество  преподавателя) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 
Содержание:

 

    Экономические реформы середины 1960 г. Новая попытка  модернизации страны

  1. Введение

   Попытки проведения реформ имели место в истории России во все периоды. Результаты были различны. Cмещение Хрущева казалось последним звеном в длинной цепи неудач, следовавших из далекого прошлого. Его отставка означала и отказ от энергичного проведения им реформ. Период, который наступил и продолжался до «перестройки» Горбачева, образно называли «застойным». Группа, отстранившая Хрущева, порождающего нестабильность в партийных кадрах, стремилась обеспечить нормальное функционирование политических и государственных структур. Меры, которые она приняла,  отразили экономическую реформу и последовательную консервативную идеологическую политику. Реформа началась в 1965 году, основные причины, суть и последствия которой рассмотрены в данной работе.

  1. Какие объективные внутренние и внешние факторы свидетельствовали о необходимости экономических реформ?

   За  годы семилетки (1959—1965 годы) был достигнут  рост объема промышленного производства, введено в строй большое количество крупных промышленных предприятий, осуществлен ряд значительных мероприятий по повышению материального благосостояния народа. В то же время качественные показатели развития народного хозяйства Советского Союза ухудшались: снизились национальный доход и объем промышленной продукции, приходившиеся на рубль основных производственных фондов.

Замедлились темпы  роста производительности труда  в промышленности, а именно они  представляют собой важный показатель эффективности общественного производства.

     Между тем потребности и населения, и обороны страны, соперничество с капиталистическим миром, необходимость укрепления социалистического лагеря настоятельно побуждали к осуществлению радикальных шагов в экономике.

Председатель  Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, находясь на вершине народнохозяйственного руководства, после тщательного анализа ставит авторитетный и добротный диагноз о состоянии советской экономики. Человек высококомпетентный и широко известный в хозяйственных кругах страны, он предлагает, на его взгляд, адекватные этому состоянию меры ее оздоровления. Он инициирует хозяйственную реформу, впоследствии справедливо нареченную «косыгинской».1

  1. Каковы  были причины отставания сельского хозяйства? Какие меры по реформированию деревни осуществлялись в стране по решению мартовского пленума ЦК КПСС 1965г? В чем их противоречивость?

     Еще более нарастающие кризисные тенденции тоталитарной экономики сказывались в традиционно отстающем аграрном производстве. Попыткой разработки эффективной аграрной политики стали решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС "О неотложных задачах и мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР". Намечались меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, по более широкому решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельхозпродукцию. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников, они получили право на пенсию, социальное страхование, на гражданский паспорт. Были сняты ограничения с их личных хозяйств.2 Важным элементом этих реформ стало обоснование необходимости перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим, а также широкое внедрение хозрасчета.

     Однако, как и в области промышленности, новые методы натолкнулись на непреодолимое противостояние административной системы. Ярким проявлением сопротивления консервативных сил прогрессивным хозяйственным новациям явилась судьба экономического эксперимента в опытном хозяйстве Акчи в Казахстане. Его сущность состояла в полной хозяйственной самостоятельности и самоокупаемости производственного коллектива. Сфабрикованные обвинения в получении якобы незаработанных "больших денег" труженниками села привели на скамью подсудимых инициатора эксперимента И.Н.Худенко Он был осужден за мнимые "хищения" и умер в заключении.

     Несостоятельность "социалистического" сельского  хозяйства пытались компенсировать закупками продовольствия на Западе. За 20 лет импорт его в денежном выражении вырос более чем в 10 раз. Такие масштабные закупки стали возможными не в последнюю очередь в результате "проедания" валютных ресурсов, полученных в результате экспорта сибирских нефти и газа.

  1. В чем суть экономической  реформы А. Н. Косыгина? Каковы ее итоги?

     Особенность «новой программы» состояла в том, что  она не была новой: основные ее линии продолжали политику, начатую Хрущевым еще в 1958 году. Политика Хрущева была очищена от рекламных эффектов, безудержного хвастовства и невероятных обещаний и представлена, как «научный план», дающий гарантию «подъема сельского хозяйства».

     Инициатором реформ, исправляющих «волюнтаристские ошибки Хрущева в промышленности», выступил председатель Совета министров  А. Косыгин. Реформа, предложенная Косыгиным, и утвержденная пленумом ЦК в сентябре 1965 года, а затем XXIII съездом в марте 1966 года, была начата Хрущевым. Главная ее идея была изложена в статье «План, прибыль, премия», опубликованной в «Правде» 9 сентября 1962 года. Автор статьи проф. Харьковского инженерно-экономического института Евсей Либерман.

     Идеи  Либермана, статья которого произвела  колоссальное впечатление на Западе как свидетельство изменения характера советской системы, не были открытием. В 1956 году польские экономисты, прежде всего проф. Оскар Ланге, предлагали все эти меры. Хрущев в неутомимой жажде изменений пожелал использовать предложения Либермана, поддержанные крупнейшими советскими экономистами Л. В. Канторовичем, В. С. Немчиновым, В. В. Новожиловым. Незадолго до падения, в августе 1964 года, Хрущев согласился на испытание системы Либермана на двух текстильных фабриках: «Большевичка» в Москве и «Маяк» в Горьком. Через два дня после падения Хрущева Косыгин распространяет эксперимент на ряд других предприятий и объявляет о подготовке программы реформ, охватывающих всю промышленность страны.3

     Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая  реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе

B.C. Немчинов, Л.М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет).

Принятая реформа  устанавливала одним из главных  показателей работы предприятий объем реализованной продукции (для того, чтобы побудить предприятия к сокращению выпуска не пользующейся спросом продукции и повышению качества). Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления. Но она не затрагивала основ командно-административной системы.

     С 1966 г. приступили к работе на новых условиях хозяйствования свыше 700 производственных коллективов.

Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал "АвтоЗИЛ". В его состав вошли Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах (в частности, в Рославле и Мценске). Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.

Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного  развития послевоенной экономики. Валовой  общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция - на 50% (официальные данные). В больших масштабах велись капитальное строительство и реконструкция действующих производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия — Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Как и в предшествующие десятилетия, труженики промышленности выступали с многочисленными трудовыми начинаниями. Десятки тысяч рабочих участвовали в движении изобретателей и рационализаторов, соревновались за высокую производительность труда. В то же время в соревновании присутствовали показуха и элементы формализма. Многие трудовые инициативы оказывались надуманными (например, борьба за бездефектное изготовление продукции).

     Индустриальное  развитие 70-х - начала 80-х годов характеризовалось углублением тенденций, вызванных политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. С целью "взаимодополнения" республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджанской ССР преимущественное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Ее продукция поставлялась в другие республики Закавказья.

Осуществлялись  программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы. Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Прибалтике на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

     На  рубеже 70-х - начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная.

Производство  военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

     Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства.

Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники  селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускались нарушения в политике планирования заготовок. Устанавливались дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупочные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим сдаточным ценам. Это стало одной из причин увеличения числа убыточных хозяйств.

С конца 60-х и  особенно в 70-е годы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. К середине 80-х годов в агросфере экономики действовали 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. Однако агропромышленная интеграция в условиях нарастающего экономического кризиса не принесла ожидаемого эффекта.

Информация о работе Экономические реформы середины 1960 г. Новая попытка модернизации страны