Экономические реформы СССР в 70-е и 80-е годы 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

Нарастание негативных тенденций привело к тому, что страна к середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического и социального кризиса. Его причины заключались, с одной стороны, в том, что высшее руководство партии и государства не принимало сколько-нибудь серьезных мер по решению обострившихся проблем социально-экономического развития, а с другой стороны, административно-командная система руководства, игнорирование экономических законов неизбежно должны были завести и завели экономику в тупик. Затратный характер огосударствления всего и вся ориентировал ее не на прогресс, а на застой и объективно содействовал все большему отставанию страны от мирового научно-технического прогресса, росту социальной напряженности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2-3
1. Советская экономика в период «застоя»………………………...3-8
2. Попытки реформирования советской плановой экономики
в 80-е годы…………………………………………………………………...8-16
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….2-3

1. Советская экономика  в период «застоя»………………………...3-8

2. Попытки реформирования  советской плановой экономики 

    в 80-е годы…………………………………………………………………...8-16

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованной литературы………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономика – это наука  об эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов – природных  запасов, трудовых ресурсов и капитала – с целью удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.

В 70-х - начале 80-х годов в СССР получили широкое распространение застойные явления. Страна стала терять темпы экономического развития, становилось все более заметным отставание от развитых стран Запада, Японии в технологии, в уровне и качестве жизни. Именно в это время с небывалой силой ощущается противоречие между потребностью радикальных перемен и неумением, нежеланием правящей структуры государства оперативно решать назревшие проблемы в экономике, социально-политической и духовной жизни.

    Нарастание негативных тенденций привело к тому, что страна к середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического и социального кризиса. Его причины заключались, с одной стороны, в том, что высшее руководство партии и государства не принимало сколько-нибудь серьезных мер по решению обострившихся проблем социально-экономического развития, а с другой стороны, административно-командная система руководства, игнорирование экономических законов неизбежно должны были завести и завели экономику в тупик. Затратный характер огосударствления всего и вся ориентировал ее не на прогресс, а на застой и объективно содействовал все большему отставанию страны от мирового научно-технического прогресса, росту социальной напряженности.

   Выход из всеохватывающего и все более усугубляющегося кризиса общества был невозможен без радикальной перестройки всей политической системы.

   Она- важнейшее условие раскрепощения масс, раскрытия потенциала личности, мобилизации интеллектуальных сил общества - главного нашего резерва.

 

  1. Советская экономика в период «застоя».

События в Чехословакии в 1968 г. побудили советское руководство  усилить контроль над проводившимися в тот период экономическими реформами  в СССР. В новых условиях возможным  становился и сам отказ от реформ.

В промышленности в 70-е гг. акцент переносится на освоение и  развитие территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Павлодарско-Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского и Братско-Усть-Илимского по обработке алюминия и цветных металлов и др. Летом 1974 г. ЦК КПСС принял постановление "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Трасса БАМа протяженностью около 3200 км связала в 1974-1984 гг. ТПК Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Еще в 1960 г. на таежной реке Конде, недалеко от деревни Ушья была обнаружена нефть. 22 июня 1960 г. мощный фонтан обозначил появление Шаимского месторождения. В 1964 г. было принято решение о его эксплуатации, что стало отправной точкой в промышленной добыче нефти в Тюменской области. В 1980 г. она составила в Западной Сибири уже 315 млн т, т.е. более 50% от всего производства нефти в СССР. Эксплуатация новых богатейших нефтяных месторождений в СССР совпала с мировым энергетическим кризисом 70-х гг. Обострившаяся обстановка на Ближнем Востоке вследствие арабо-израильской войны 1973 г. привела к скачку цен на нефть. Советский Союз получил возможность увеличить экспорт своей нефти в обмен на твердую валюту. Если в 1960 г. доля нефти и нефтепродуктов в советском экспорте составляла 11-12%, то в 1975 г. уже 24,6%, а в 1981 г. - 37,9%. Нефтедоллары позволяли решить многие из социальных проблем, стоявших перед страной, не прибегая к радикальным экономическим и политическим реформам.

В указанный период определенное значение также имел экспорт якутских алмазов, месторождения которых  были разведаны еще в 50-е гг., а  промышленная добыча началась на рубеже 60-70-х гг.

Ускоренными темпами развивалась  энергетика СССР. В строй были введены  новые мощности Чернобыльской, Курской, Белоярской, Армянской, Билибинской АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза. При этом ввод новых реакторов опережал разработку защитных систем (Чернобыль), а решение о строительстве АЭС принималось без учета сейсмологических особенностей местности (Армения, позднее Крым). Значительное увеличение производства электроэнергии пришлось на гидроэлектростанции. Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее.

    В энергетике, как и в топливно-сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития. Доля топливно-сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 гг. с 16,2 до 54,4%.

Валютные поступления  позволяли снизить социальную напряженность  в обществе, сгладить последствия  кризиса в легкой промышленности. В 1976 г. XXV съезд КПСС окончательно закрепил приоритетное положение оборонной  промышленности, энергетики и сельского  хозяйства в дотационных программах экономического развития страны. На долю остальных отраслей приходилось значительно меньше инвестиции, и выход из кризиса предполагался с помощью отраслевых реформ. В 1973 г. была произведена реорганизация "среднего звена" управления промышленности. Согласно постановлению 2 марта 1973 г. СМ СССР и ЦК КПСС "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленности" основным звеном управления стали производственные и научно-производственные объединения (НПО), а средним звеном - промышленные объединения. К 1980 г. в промышленности действовало около 4 тыс. НПО. Они выпускали 46% всей продукции и объединяли 18 тыс. производств и предприятий. В рамках НПО реализовалась техническая цепочка "исследование-освоение-производство".

Наиболее успешно эта  программа была реализована в  Ленинграде. Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романов в 1970-х гг. даже назывался в качестве возможного "наследника" перенесшего инсульт  Л. И. Брежнева. Ленинградская область  стала образцово-показательной также  и в других реализовавшихся в  это время реформах отраслевого  управления. В первую очередь следует  упомянуть реформы в сельском хозяйстве, где по примеру промышленности стали формироваться аграрно-промышленные объединения (АЛО). В результате к  началу 1980-х гг.

Ленинградская область полностью  обеспечивала себя куриным мясом, молоком  и молочными продуктами, яйцами, при этом уровень производительности труда (надои молока и т. д.) был, сопоставим с западноевропейским. Также в этот период в Ленинграде была реализована программа реформы профессионально-технического обучения, согласно которой формировалась устойчивая цепочка ПТУ-завод, обеспечивающая постоянный приток квалифицированных кадров в ленинградскую промышленность. К сожалению, опыт наиболее последовательных преобразований в Ленинградской области не был реализован в масштабах всей страны, а сам Г. В. Романов скоро увяз в партийно-номенклатурной борьбе за руководящее положение в партии. 

Вместе с тем в СССР в 70-е гг. были сделаны еще несколько  попыток отраслевых реформ. В строительной промышленности наибольшую известность  получили новые формы организации  труда, предложенные Николаем Злобиным. Его бригада внедрила в практику хозяйственный расчет, получивший название бригадного расчета в строительстве. Он заключался в сокращении сроков строительства, что уменьшало себестоимость работ и повышало прибыль, которая частично распределялась строителям. В конце 70-х гг. около 1/3 строительных и монтажных работ производилось на основе бригадного расчета. Схожие варианты хозрасчета и бригадного подряда были реализованы в других отраслях народного хозяйства. Вместе с тем рост производительности, наблюдавшийся в тех отраслях, где осуществлялся эксперимент, тормозился из-за несоответствия между высокой зарплатой и реальной покупательной способностью заработанных средств. Зачастую возросшие денежные доходы оседали на счетах сберегательных касс, не воплощаясь в реализованные потребности. Возможности приобретения индивидуальной машины на трудовые доходы или же кооперативной квартиры, мебели и других продуктов потребления 'были ограничены.

    Это приводило, в конечном счете, к падению заинтересованности в результатах труда и, следовательно, к снижению темпов роста уровня производительности труда. Застойные явления в промышленности становятся преобладающими.

Сложная ситуация сложилась  в сельском хозяйстве, которое становилось  все более дотационным. За исключением  ряда черноземных районов, Белоруссии и отчасти территорий, примыкавших  к городам-гигантам, для сельского хозяйства было характерным кризисное состояние. В конце 60-х - начале 80-х гг. в СССР было 8 неурожаев (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981 и 1984), усугубленных потерями при перевозке и хранении. Кадровые перемены и частичные реформы не решали стоявших перед аграрным сектором проблем. При курировавшем сельское хозяйство с 1978 г. М. С. Горбачеве производство зерна уменьшилось с 237 млн. т до 173 млн. т в 1984 г.

Эффективность сельского  хозяйства неуклонно падала, и  правительство шло на увеличение импорта. В 1979 - 1984 гг. в страну ввозилось  около 40 млн. т продовольствия ежегодно. Ситуацию усугубляли претенциозные  программы выращивания риса на Кубани (секретарь обкома КПСС Медунов) и  хлопка в Узбекистане (секретарь  узбекской компартии Рашидов), ликвидации неперспективных деревень. Увеличение капиталовложений в сельское хозяйство  в 70-е гг. не давало видимого эффекта. Большинство дотаций были безадресные и доставались часто по протекции, как это произошло со Свердловской областью, зачисленной благодаря первому секретарю Свердловского обкома Б. Н. Ельцину в зону Нечерноземья России.

Многочисленные провозглашенные  реформы и программы так и  остались лишь декларативными документами. Не смогла изменить ситуацию и широко освещавшаяся "Продовольственная программа-82", принятая в 1982 г.

   Все, как и раньше, сводилось к увеличению дотаций, списыванию долгов, к поставкам машин и тракторов.

Кризисное состояние сельского  хозяйства и большинства отраслей легкой промышленности вело к усилению теневой экономики. Этому же способствовало увеличение потока импортных товаров  в условиях сохранения централизованной распределительной системы. Магазины "Березка", "Внешпосылторг" стали  символами конца 70-х гг. При этом значительная часть товаров проходила мимо этих и других, спецмагазинов, так как товары повышенного спроса являлись предметом злоупотреблений и спекуляций.

Широкомасштабная спекуляция требовала определенных гарантий, прикрытия  нелегальной деятельности, что приводило  к сращиванию государственных структур и спекулятивного капитала, к коррупции. Одновременно значительная часть населения  по-прежнему довольствовалась товарами отечественного производства, зачастую при покупке отстаивая значительные очереди, или же приезжая из-за них  в Москву и другие крупные города. Символом продовольственного дефицита в конце 70-х гг. стали так называемые "колбасные поезда". Люди из соседних с Москвой областей для покупки  колбасы и других мясопродуктов  были вынуждены выезжать в столицу, переполняя вагоны пригородных электричек. Подобная ситуация наглядно демонстрировала  состояние как сельского хозяйства, так и в целом советской  экономики (в том числе торговой сети) на рубеже 70-80-х гг.

2. Попытки реформирования  советской плановой экономики                           в 80-е годы.

Кризисные явления, характерные  для советской экономики в 70-е  гг., были хорошо известны руководству  страны, но решиться на радикальные  реформы длительное время оно  не могло, тем более что нефтепоставки на Запад позволяли отложить этот вопрос.

     Между тем кризис в экономике постепенно распространялся на социальную систему и даже оказывал влияние на государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, застой в экономике угрожал в начале 80-х гг. уже государственному функционированию СССР.

Приход к власти в 1982 г. Ю. В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим  проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими негативными проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями московской торговли, при этом руководители ряда крупнейших московских магазинов (ЦУМА, Елисеевского гастронома) были приговорены за хищения к высшей мере наказания. В дальнейшем похожие процессы произошли и в республиках. От власти были отстранены наиболее одиозные фигуры местного управления: Медунов в Краснодарском крае, Рашидов в Узбекистане. В Грузии, где чисткой местного аппарата руководил первый секретарь компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе, от должностей было отстранено около 300 ответственных лиц. Одновременно производилась чистка органов власти от коррумпированных чиновников. Сняли с должности и исключили из партии министра внутренних дел Н. А. Щелокова, в преддверии ареста покончившего жизнь самоубийством. Его заместитель Ю. Чурбанов (зять Брежнева) за выявленные случаи злоупотреблений был приговорен к длительному тюремному заключению. Проходила активная чистка и партийных кадров, где за два года лишились своих постов около 50 членов ЦК. Усилились санкции в случаях коррупции, хищений, взяточничества и семейственности. Предпринимаемые меры преследовали своей целью снизить социальную напряженность в обществе, возникшую в связи с многочисленными злоупотреблениями, прежде всего в торгово-распределительной сети.

На декабрьском пленуме  ЦК КПСС 1982 г. Андропов обозначил программу  реформ, призванных повысить эффективность  советской плановой экономики. Главным, в свете принимаемых решений, становилось повышение производительности труда, в первую очередь путем  повышения трудовой дисциплины и  снижения материальных и людских  затрат. Была поставлена и выполнена  конкретная цель: повысить производительность труда дополнительно на 1% (повысилась в течение года более чем на 3%). Четкие формулировки, резко-контрастирующие с прежними лозунгами типа "экономика должна быть экономной", давали гораздо больший эффект: снизились потери сырья при производстве товаров, уменьшилась энергоемкость процессов. Определенное значение имел жесткий контроль над рабочим временем: приходом и уходом с предприятия. Были введены строгие меры наказания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управляемость экономическими процессами и должны были послужить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем.

Информация о работе Экономические реформы СССР в 70-е и 80-е годы 20 века