Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История отечества государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

ответе по ис от.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. При этом ОГПУ продолжало действовать в качестве управления при СНК. Одновременно с этим в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительские функции управления дополнялись судебными (похожая ситуация складывалась в годы гражданской войны, когда при ВЧК был создан особый трибунал).

Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание — орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве Меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправи-тельно-трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовывать его решения в Президиуме ЦИК СССР На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930г.

Политические судебные процессы проходили уже в начале 20-х гг. («процесс эсеров»), однако массовыми они стали в середине 30-х гг. После убийства С. Кирова было принято постановление «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», вводившее особый порядок производства по этим делам: короткие сроки расследования и невозможность обжалования. Ответственность по этим делам возлагалась, кроме самого обвиняемого, на его родственников и близких (обвинявшихся в недоносительстве).

Первым делом, рассмотренным в соответствии с новым законом, стало «Дело Ленинградского террористического Зиновьевского центра». Летом 1935 г. прошел судебный процесс по «Кремлевскому делу», по которому обвинялись сотрудники аппарата ЦИК СССР. Через год началась подготовка к новому судебному процессу, главными фигурами на котором стали Зиновьев и Каменев. В мае 1937 г. начался процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Якир, Уборевич и др.). В марте 1938 г. состоялся процесс, на котором в числе подсудимых присутствовали Бухарин, Рыков и др. Политические судебные процессы носили показательный характер, большую роль в определении приговора играли . материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм, и внесудебные кампании давления (митинги, пресса, решения партийных органов). Часто оппозиционная политическая деятельность подсудимых представлялась как террористическая и заговорщическая.

Первый показательный процесс закончился в августе 1935 г. Второй «Московский процесс» начался в январе 1937 г., на нем рассматривалось дело антисоветского Троц-кистско-Зиновьевского центра. Затем прошла волна репрессий против партийно-государственных руководителей союзных республик и руководителей Коминтерна (руководящего центра международного коммунистического движения). Ещё ранее (в начале 30-х) прошли чистки и судебные процессы над ведущими специалистами Госплана, угольной промышленности, технической интеллигенции, специалистами-аграрниками. Третий показательный судебный процесс проходил в марте 1938 г. Его целями, как и двух предыдущих, были:

окончательная ликвидация политической оппозиции, создание ощущения высокого драматизма переживаемого политического момента, перенесение вины за экономические трудности и ошибки на оппозицию и «старую ленинскую гвардию». Еще в июле 1934 г. был принят закон, устанавливавший ответственность за измену Родине (шпионаж, выдача тайны, бегство за границу), в том числе и для членов семьи обвиняемого. Эта норма широко использовалась в показательных судебных процессах 30-х гг.

На первом процессе устанавливалось наличие оппозиционного блока и разветвленного террористического заговора. На втором — констатировался факт масштабного саботажа в народном хозяйсве страны (репрессии были направлены против хозяйстенных и партийных кадров).

В июне 1937 г. прошел закрытый судебный процесс над крупными военными деятелями (Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Эйдеман), за два последующих года была арестована большая часть офицерского корпуса.

Репрессии прошли по всем советским республиккам.

На третьем Московском процессе были предъявлены самые разнообразные обвинения: заговор против Сталина, убийство Кирова, Куйбышева и Горького, шпионаж в пользу Германии, Японии, Великобритании и Польши, планы расчленения СССР, саботаж. Этот процес в отличие от двух предыдущих не повлек за собой волны репрессий: режим нуждался в стабилизации, необходимой для решения экономических задач, и поэтому демонстировал свое лояльное отношение к новым управленческим кадрам, «выдвиженцам», не связанным со старыми кадрами «вредителей» и «врагов народа». Подверглись осуждению массовые партийные чистки, перегибы при исключении из рядов партии, был принят новый, более демократичный Устав партии. Сформировались новое единство, новая рабоче-крестьянская интеллигенция, новый тип труда, новая экономика.

54. Развитие советского права  в 30-х гг. XX столетия

Правовая система СССР (и соответственно РСФСР) в 1930–1941 гг. характеризуется прежде всего все большим сращиванием партийных (большевистских) и государственных (советских) структур. Возникает практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов – постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б), предварительно утверждаемых (и фактически разрабатываемых) Политбюро ЦК ВКП(б).

Усиливаются централизаторские тенденции в сфере правотворчества: нормативно-правовые акты (в том числе законы), принимаемые в союзных республиках, максимально унифицируются, обычно по образцу российских.

Советское право рассматриваемого периода характеризуется предельной жесткостью, даже жестокостью (показателен в этом смысле «закон о трех колосках» направленный на борьбу с расхищением социалистической собственности). Вместе с тем деятельность специальных правоохранительных органов (Объединенное государственное политическое управление СССР, а позже – Народный комиссариат внутренних дел СССР) была вопиюще неправомерной.

Семейное право. В 30-х гг. советское государство вплотную занялось проблемой увеличения рождаемости. В этих целях, в частности, были запрещены аборты, увеличена материальная помощь роженицам установлена гос. помощь многосемейным, расширена сеть родильных домов, детских яслей и детских садов, усилено уголовное наказание за неплатеж алиментов.

Чтобы предотвратить разводы, напр., увеличена гос. пошлина за гос. регистрацию расторжения брака в органах ЗАГС.

Уголовное право. Вторая половина 30-х гг. XX в. ознаменовалась массовыми сталинскими политическими репрессиями, проходившими с нарушениями законности. Кулаки отправлялись на специальное поселение (по сути, в ссылку), расправу чинили такие внесудебные органы, как судебная коллегия Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), печально знаменитые «тройки» и Особое совещание народного комиссариата внутренних дел (НКВД).

Были приняты поистине драконовские законы сыгравшие трагическую роль в истории России.

1. Постановление ЦИК СССР  и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об  охране имущества государственных  предприятий, колхозов и кооперации  и укреплении общественной (социалистической) собственности» («закон о трех  колосках», за малейшее хищение  «социалистической собственности»  сажали сразу и надолго)

2. Постановление ЦИК СССР  от 8 июня 1934 г. «О дополнении Положения  о государственных преступлениях  статьями об измене Родине» (правовая основа для последующей борьбы с «врагами народа»).

3. Постановление ЦИК СССР  от 1 декабря 1934 г. «О порядке ведения  дел о подготовке или совершении  террористических актов» (значительное  ослабление уголовно-процессуальных  гарантий прав обвиняемых в  совершении ряда преступлений).

56. Государственный строй СССР  по Конституции 1936 г. Особенности  закрепления в ней новой политической  системы советского общества.

Система высших и местных гос органов власти по Конституции СССР 1936г.  В главах III-VIII (ст.30-101) Конституции СССР рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.

Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Законы публиковались на языках союзных республик. Совет Союза взбирался гражданами СССР по норме - 1 депутат на 300 тас. населения.

Совет Национальностей избирался гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по форме: от каждой союзной республики - по 25 депутатов1, от автономной республики - по 11 депутатов, от автономной области - по 5 депутатов и от национального округа - по 1 депутату. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР.

Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных - по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР.

Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР в СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал отдельных народных комиссаров СССР по представлению председателя СНК СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; награждал орденами и присваивал почетные звания СССР; осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями Верховного Совета СССР объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрес¬сии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал меж¬дународные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах; принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

57. Национально-государственное строительство  Союза ССР в 1924-1940 гг

Начавшееся сразу после Октябрьской социалистической революции самоопределение народов России, оформление в той или иной форме их национальной государственности продолжилось в период Гражданской войны и иностранной интервенции, новый импульс приобрело с переходом к мирному строительству.

В рамках РСФСР это происходило преимущественно в форме образования новых автономных республик, автономных областей. Так, в 1920 г. возникли Карельская Трудовая Коммуна, Киргизская (позже Казахская) АССР. Вотская, Калмыкская, Марийская. Чувашская автономные области, в 1921 г. — Дагестанская и Горская автономные республики, автономная область Коми. В 1922 г. были образованы Якутская автономная республика, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Ойротская. Черкесская (Адыгейская), Чеченская автономные области, восстановлена Крымская АССР. В отличие от предыдущего этапа национально-государственное строительство теперь осуществлялось не исключительно по национально-территориальному принципу, а с таким расчетом, чтобы эти образования обладали также экономической целостностью.

Нужно упомянуть о двух обстоятельствах, не имевших непосредственного отношения к социалистическому национально-государственному строительству, но которые нужно учитывать при рассмотрении вопроса о развитии форм государственного единства РСФСР. В 1920 г. на территориях Хивинского ханства и Бухарского эмирата, бывших до революции под протекторатом Российской империи, возникли Хорезмская Народная Советская Республика и Бухарская Народная Советская Республика, с которыми РСФСР поддерживала тесные связи. В ходе начавшегося с середины 1920-х гг. национально-государственного размежевания127 октября 1924 г. было принято постановление ЦИК СССР «О размежевании советских республик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской Советской Социалистической Республики и Туркменской Советской Социалистической Республики». их народы вошли в состав образованных в Средней Азии советских социалистических республик.

В связи с тем, что Дальний Восток был оккупирован японскими войсками, чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 г. буферной Дальневосточной республики (ДВР). 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание ДВР приняло Конституцию. После освобождения Дальнего Востока Красной армией Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть Советам, отменило Конституцию и все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября территория ДВР включена в состав РСФСР.

В нормативно-правовых актах, регламентировавших взаимоотношения автономных республик с РСФСР, оговаривалось, что руководство необъединенными наркоматами (к их числу относились и народные комиссариаты внутренних дел) находится в исключительном ведении автономных республик. В ходе районирования (с включением автономных республик в состав краев или областей) этих полномочий автономные республики были лишены.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"