Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История отечества государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

ответе по ис от.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

Большевики, придя к власти, провозгласили право наций на самоопределение. Воспользовавшись этим уже в 1917 г. независимость получила Финляндская Республика. В июне 1918 г. независимое Тувинское государство было образовано на территории Урянхайского края, долгое время бывшего протекторатом Российской империи. Тувинская народная республика вернулась в состав России в октябре 1944 г.

В первые месяцы советской власти, помимо Российской, был образован ряд других советских социалистических республик(Украина, Грузия, Армения и Азербайджан).

Помимо этого, начался процесс федерализации самой Российской Республики. Курс на федеративное государственное устройство Советской России был провозглашен уже III Всероссийским съездом Советов (резолюция «О федеративных учреждениях Российской Республики», ряд положений «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»).

IV краевой съезд Советов  Туркестана в январе 1918 г. поставил  целью создание советской автономии  края в составе России. Очередной V краевой съезд Советов Туркестана 30 апреля 1918 г. провозгласил создание  Туркестанской автономной советской  социалистической республики в  составе Российской Федерации.

Похожее решение было принято на II съезде народов Терека, состоявшемся в Пятигорске в феврале-марте 1918 г. На территории РСФСР в это время также возникли Кубано-Черноморская, Донская (на территории бывшей Области казачьего войска Донского) и Таврическая автономные области.

Образование автономных советских республик в составе Советской России в первой половине 1918 г. проходило снизу, существенную роль в этом сыграли специальные комиссары, посланные из центра (например, С. Орджоникидзе на Северном Кавказе и Дону).

Правовое положение автономных советских республик в составе России в то время не было определено достаточно полно и четко.

II Всероссийский съезд  Советов сформировал Совет Народных  Комиссаров России, который сначала  заменил Временное правительство, а потом стал постоянным правительственным  органом Советской России.

Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. были ликвидированы все старые суды, прокуратура и адвокатура, на их место пришли местные суды и революционные трибуналы, чей статус был закреплен Декретами о суде № 2–3 (1918).

Органом проведения экономической политики большевиков стал Высший Совет Народного Хозяйства на первых порах очень важную роль играли органы рабочего контроля, созданные еще при Временном правительстве.

Уже в 1917 г. была образована первая советская спецслужба – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Она стала главным инициатором «красного террора» в годы Гражданской войны, во многом подменяя собой органы правосудия (революционные трибуналы были подчинены ВЧК).

Октябрьская социалистическая революция произвела коренные изменения в общественном строе России. Осуществлялся переход от капитализма к социализму, следуя марксистско-ленинскому учению от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной.

Следуя классическим марксистским постулатам большевики, придя к власти, начали обобществление средств производства, т. е. прежде всего национализацию (огосударствление) фабрик и заводов. Первым объектом национализации выступила земля (Декрет о земле 1917 г.). Национализация земли создавала основу для последующих коллективизации и индустриализации. Уже в первые месяцы советской власти в деревне возникают коллективные хозяйства (колхозы), преимущественно в форме трудовых коммун с уравнительным распределением всех произведенных благ. Декрет о земле фактически и юридически ликвидировал слой помещиков как таковой.

Переходной ступенью к национализации промышленных предприятий, прежде всего в крупных городах, стал рабочий контроль (особенно в 1918 г.) Самой первой, уже в 1917 г., была национализирована Ликинская мануфактура, вблизи Орехово-Зуева в Подмосковье. В следующие месяцы национализация охватила уже целые отрасли, а к лету 1918 г. была обобществлена почти вся крупная и средняя промышленность. Также национализировались банки, железные дороги, иные объекты государственного значения. Капиталисты теряли свою социально-экономическую самостоятельность, нещадно уничтожались как класс. Капиталистический уклад в экономике страны стремительно замещался расширяющимся социалистическим. Была установлена диктатура пролетариата (в союзе с беднейшим крестьянством).

Большим потрясением Октябрьская революция стала для русской интеллигенции, которая раскололась на два лагеря и в значительной своей массе оказалась в эмиграции.

Правовым закреплением произошедших социальных изменений стал Декрет о ликвидации всех прежних сословий и введении единого общего наименования россиян – гражданин Российской республики (ноябрь 1917 г.). Другой формой обращения подчеркивавшей социальное равенство всех советских граждан, стало слово «товарищ»

Бывшие «эксплуататоры» и некоторые другие слои населения (прежде всего помещики и капиталисты а также духовенство) были лишены политических и иных прав (стали «лишенцами»), подвергались репрессиям.

Советское государство установило четкое национальное равноправие и равноправие граждан по признаку пола.

37. Особенности советской демократии  и советского федерализма, закреплённые  в Конституции РСФСР 1918 года.

Важным принципом советской демократии стал ее интернационализм: «РСФСР, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила и закрепила за гражданами ряд демократических свобод, включая свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. Эти свободы, что вытекает из общего смысла Конституции, предоставлялись только трудящимся.

Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим образом: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы… Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Таким образом, подчеркивался национально-территориальный принцип советской федерации.

Важнейшим принципом федерации по Конституции РСФСР 1918 г. провозглашалась добровольность. Так, ст. 2 Конституции РСФСР подчеркивала, что это государство «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Объединяясь в Российскую Федерацию, каждая нация реализовывала таким образом свое право на самоопределение.

.

38. Государственный строй РСФСР  по Конституции 1918 года.

Высшими органами государственной власти и управления РСФСР являлись Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), его Президиум, Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК). ВЦИК и СНК формировались решением Всероссийского съезда Советов. При этом разграничение полномочий между ними проводилось достаточно непоследовательно (марксистская правовая доктрина отвергала принцип разделения властей как буржуазный), однако в целом ВЦИК являлся законодательным органом, а СНК – правительственным. СНК состоял из председателя (первым председателем Совнаркома был В.И. Ленин), его заместителей и народных комиссаров – руководителей народных комиссариатов, органов отраслевого управления, всего их в тот период было 18.

Избирательное право. Трудящиеся формировали свои представительные органы – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на уровне городов и селений. Далее вышестоящие советы формировались на основе делегирования их депутатов нижестоящими из своей среды. Также формировался и состав делегатов Всероссийского съезда Советов, т. е. избирательная система являлась многоступенчатой.

В условиях первых послереволюционных месяцев и Гражданской войны многоступенчатая непрямая система выборов в советы разных уровней была продиктована причинами технологического характера, а в последующее время она стала своеобразным фильтром, препятствующим проникновению небольшевистских элементов на верхние уровни принятия государственных решений.

Избирательное право было всеобщим для всех трудящихся граждан, достигших 18-летнего возраста, вне зависимости от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и др.

Голосование могло быть как тайным, так и открытым.

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила и право отзыва депутатов Советов

43. НЭП и экономические реформы  в Советской России в 1921 – 1925 гг

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. и завершилась во второй половине 30-х гг. Мероприятия в период НЭПа: замена продразверстки продналогом; разрешение частной торговли и мелких капиталистических предприятий; допущение капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; перевод государственной промышленности на хозрасчет; замена натуральной зарплаты денежной и т. п. НЭП обеспечила быстрое восстановление разрушенного Гражданской войной хозяйства страны.

Самым важным в развитии советского государственного аппарата в годы НЭПа стало образование Союза Советских Социалистических Республик, а следовательно, союзного уровня органов государственной власти и управления.

Верховным органом государственной власти СССР, выражавшим верховенство советского народа, стал Съезд Советов СССР (Всесоюзный съезд Советов).

Естественно, сохранялась вся остальная многоступенчатая система Советов разных уровней.

В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией СССР были отнесены к ведению Союза ССР. Только Всесоюзный съезд Советов был вправе менять Конституцию СССР.

В первые годы НЭПа были приняты Положения о местных Советах, всячески активизировалась их деятельность.

В 1922 г. в советских республиках была воссоздана прокуратура. Прокурором республики по должности являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских

прокуроров и уездных помощников губернских прокуроров. На прокуратуру возлагался надзор за социалистической законностью. Отдельно складывалась система военной прокуратуры.

Была воссоздана и российская адвокатура. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, т. е. адвокаты в годы НЭПа не были независимы от гос. властей.

Был создан Верховный суд СССР, на который в частности, возлагались определенные функции судебного конституционного надзора. Также Верховный суд СССР разрешал судебные споры между союзными республиками.

В составе Верховного суда СССР была образована Военная коллегия (фактически передана Военная коллегия Верховного суда РСФСР).

Для разрешения имущественных споров между гос. учреждениями и предприятиями в 1922 г. были учреждены арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях, возглавляемые Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны.

Органы государственной безопасности на союзном уровне возглавлялись Объединенным гос политическим управлением (ОГПУ) при СНК СССР.

Продолжала совершенствоваться система рабоче-крестьянской милиции в системе народного комиссариата внутренних дел.

Военный коммунизм» – вынужденная политика правительства Советской России – проводилась в условиях разорения экономики страны в ходе Первой мировой и Гражданской войн, была связана: с принудительным отъемом сельскохозяйственной продукции и трудовой повинностью в городах; с упразднением товарно-денежных отношений и распределением товаров по карточкам.

К 1920 г. она сделала жизнь населения Советской России совершенно нестерпимой.

X Съезд РКП(б) в марте 1921 г. принял решение о переходе к новой экономической политике.

Сущность новой экономической политики:

1) продразверстка заменялась  существенно менее изнурительным  продналогом – деревня постепенно  начала оживать;

2) были разрешены некоторые  элементы частного предпринимательства, хотя и под строгим государственным  надзором;

3) сфера экономической  свободы коснулась исключительно  легкой промышленности; посреднической  и розничной торговли; кредитных  операций на относительно небольшие  суммы.

 

Наиболее рентабельными были кооперативные предприятия, так как государство обложило нэпманские предприятия очень высокими налогами (до 50 % дохода). Хотя В.И. Ленин и заявил о том, что НЭП – «это всерьез и надолго», прозорливые предприниматели предвидели скорое окончание этой политики в Советской России, поэтому предпочитали не организовывать свои предприятия, а арендовать их у государства. В результате политики государственного сдерживания производительность предприятий, открытых частными лицами, не превысила и 5 % от общей стоимости производимой в стране продукции. Гораздо выше была роль частного сектора в торговле.

Во время НЭПа преобразилось управление государственным сектором экономики:

1) чтобы сделать его  конкурентоспособным перед нэпманами, советское правительство старалось  децентрализовать промышленность  и торговлю, используя при этом  механизмы экономической заинтересованности;

2) близкие по месторасположению  и отраслевой принадлежности  предприятия объединялись;

3) торговля находилась  в руках государственных торговых  синдикатов;

4) постепенно увеличивалась  денежная часть зарплаты, начали  выдавать премии за производительный  труд. Хотя быстрому возврату  к товарно-денежным отношениям  мешали разнообразие видов денежных  знаков, которые были на руках  у населения, и высокие темпы  инфляции.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"