Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История отечества государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

ответе по ис от.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

Народный комиссариат финансов (нарком – Г.Я. Сокольников) провел в 1922–1924 гг. денежную реформу. Важнейшим мероприятием реформы стало введение в обращение банковских билетов, которые были обеспечены золотом, – червонцев.

Итоги и значение новой экономической политики:

1) самым радикальным шагом  НЭПа можно считать разрешение  концессий – предприятий, основанных  на договорах между советским  государством и иностранными  фирмами;

2) нэповские мероприятия  позволили предотвратить социальный  взрыв к 1926–1927 гг. (хотя в годы  политики НЭПа произошло несколько  кризисных ситуаций, в частности: кризис сбыта 1923 г., товарный кризис 1925 г.);

3) в различных отраслях  хозяйства страны был достигнут уровень производительности 1913 г.;

4) однако частный сектор при административно-командной системе работал неэффективно. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг. склонилось ко второму.

45 Кодификация советского законодательства 1922-1928 гг. Её особенности и причины  незавершённости.

20-е годы вошли в историю  советского права как время  крупных кодификационных работ, важный период становления и  развития советского права. Проведение  кодификации законодательства в  этот период объяснялось несколькими  причинами: переходом к новым  общественным отношениям, необходимостью  обновления законодательства, бессистемностью  и разрозненностью действовавших  декретов, необходимостью устранения  противоречий и пробелов в  праве. К концу 1922 года существовало  более 4 тыс. общеобязательных нормативных  актов, принятых высшими органами  власти и управления РСФСР, в  которых стало трудно ориентироваться  даже специалистам. Кодификация  права была призвана создать  новую систему законодательства, единую для всей страны, и образовать  правовую базу проводимым реформам.

 

В 1922 - 1926 гг. в РСФСР были разработаны и приняты следующие кодексы: Гражданский (1922 год), Уголовный (1922 год, новая редакция Кодекса была принята в 1926 году), Кодекс законов о труде (1922 год), Земельный (1922 год), Лесной (1923 год), Гражданско-процессуальный (1923 год), Уголовно-процессуальный (1922 год и 1923 год), Исправительно-трудовой (1924 год), Кодекс законов о браке, семье и опеке (1926 год). В этот период были приняты также Воздушный, Таможенный кодексы, Устав железных дорог, Основы авторского права и др.

Кодексы заменили чрезвычайное законодательство военного времени, создали правовые основы новых общественных отношений. При составлении кодексов вырабатывались и формировались как общие принципы советского права, так и конкретные нормы для каждой отрасли права. Многие кодексы содержали нормы, сохранившие свою актуальность спустя десятилетия, вошедшие в новые кодексы, созданные в период систематизации права в 50 - 70 гг.

В революциооном преобразовании общества, в строительстве социализма Ленин б. значение придавал рев-ной законности, законод-ой деят-сти Сов. гос-ва, равитию и систематизации права. Важнейшим периодом становления и развития сов. права являлись годы перехода к нэпу. В 1921-22г развернулась широкая кодифик. работа.

Первая в истории кодификация, в результате которой оформились целые отрасли права: впервые земельное право, трудовое право, уголовно-исправительный кодекс, лесной кодекс. За всю историю права в кодексах выведены такие понятия, которые сохранились до сих пор, например, в КЗоТе провозглашена цель – защита прав работника от работодателя или администрации, были установлены высокие социальные гарантии, ответственности за нарушение трудовых прав. В современных условиях идеологизированное трудовое законодательство сохраняется и идет в разрез с реалиями, можно проследить ограничение прав работодателя. Стороны заключают неравноправный договор, в котором гораздо больше прав имеет работник. В условиях НЭПа КзоТ 1922 г. также противоречил интересам частного сектора (предпринимателям). Наиболее сложным представлялось содержание ГК. Уже на стадии подготовки высказывались мнение, что у нас ни чего частного нет, для нас все право является публичным. Проект ГК готовился высококвалифицированной комиссией, были приглашены видные цивилисты, практические работники НСНХ, наркомата и т.д. Впервые была возможности создать демократический кодекс. Использовались институты и понятия французского гражданского кодекса, давалось понятие частной собственности близкое к римскому гражданскому праву. Проект обсуждался группой лиц во главе с профессором Гойхвардом, и был представлен Ленину. В итоге около 20 статей регулирующих отношения частной собственности было выброшено, некоторые статьи очень сильно отредактированы, что изменило их первоначальный смысл. Поэтому кодекс сложно назвать классовым памятником частного права, т.к. он признавал только три вида собственности: государственная, кооперативная и частная. Наиболее сложно понять правовой статус государственной собственности. В понятиях сохраняется дореволюционные классовые традиции. Как бы верховным собственником предполагалось государство, но конкретными правами обладает либо предприятие, либо орган (государственный), либо конкретный человек. Проблема имела, прежде всего, практическое значение от ее решения зависела свобода руководителя, права предприятий в его хозяйственной деятельности. Национализированная и муниципализированная собственность предполагали разный уровень оперативного управления: национализированная – федеральный уровень, муниципализированная – местный. Однако этот вопрос до конца так и не решен. Хотя от решения этого вопроса зависели бюджетные отношения.

Наибольшие разработки были в сфере уголовного права. В современной литературе считается, что УК 1922 г. отступает от достижений уложения 1903 г. В уголовном уложении понятие преступления близко к современному. В кодексе же 1922 г. зафиксировано материальное понятие преступления, т.е. во главу ставится общественная опасности деяния, причинение вреда, не запрещенности действий уголовного закона. Именно материально определение преступления допускает аналогию закона. Это положение нанесло большой вред, читают некоторые, и что это послужило поводом для репрессий. Лектор не приверженец данной точки зрения.

В качестве достижений УК очень удачна формулировка в понятии вины в виде умысла и неосторожности (она сохранилась до сих пор). Вина как основная единица не указана, к ответственности могли быть привлечены люди имеющие связь с общественно опасными элементами. Принятие кодексов оставалось компетенцией республик, но на федеральном уровне принимались основные начала законодательства союза СССР и союзных республик. В частности приняты основные начала. Термин “наказание” заменен понятие меры “социальной защиты” это меры судебно-исправительного характера, которые назначаются за преступление.

Меры медицинского характера применялись к невменяемым.

Меры медико-педагогического характера применялись к несовершеннолетним. В советском уголовном праве нет возмездия и наказания, т.к. главная его цель воспитание и исправление личности.

Сохраняется материальное понятие преступлений, уголовная ответственности для лиц представляющих общественную опасности или связанные с преступной средой, но и вводятся нормы, которые защищали личности: освобождение от уголовной ответственности лица, действия которого формально относятся к уголовному праву, но не представляют общественной опасности или к моменту судебного рассмотрения утратило эту общественную опасность. Развитие уголовного права шло не путем изменения права, а путем принятия новых самостоятельных актов для кодекса 1926 г.

48. Причины и предпосылки объединения  советских республик в 1919-1922 гг. Создание  Союза ССР 30 декабря 1922 года.

Образование СССР. Договор и Декларация об образовании СССР, их правовые основы.

Образование СССР определяется след. причинами:

- необх-тью объединить эк-кие ресурсы республик для успешного вос¬становления разрушенного войнами народно¬го хоз-ва и перехода к новой эк-кой политике;

- необх-стью защитить независимость советских республик, усилить обороносп-сть и поднять авторитет в мире, чтобы ре¬шать внешнеполит. задачи в окруже¬нии враждебных гос-в.

Предпосылок для объединения было 2: 1) полит. предпосылкой образования СССР было существование в республиках ана¬логичного режима - диктатуры пролетариата. 2) эк-кой предпосылкой явилась общественная собст-ть на средства про¬изводства.

В дек. 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии. На них были приняты постановления о необх-ти создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, кот-м было признано своевременное объединение 4ех независ-х республик в Союз Советских Социалистич-х Республик.

30 дек. 1922 г. открылся I съезд  Советов Союза ССР, состоявший  из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Съезд  утвердил Декларацию и Договор  об образовании СССР, предварительно  подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.

Декларация провозглашала образование СССР и определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное гос-во, определял сист. высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза. Устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение Договора могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось.

На этом же съезде были проведены выбо¬ры ЦИК СССР. Исполнительным органом стал СНК СССР. Первое правительство СССР пор, руковод¬ством В. И.Ленина было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г.

Первоначальное формирование террито¬рии СССР заняло несколько лет. В 1925 г. на 1х Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов были приняты дек¬ларации об образовании Узбекской ССР и Тур¬кменской ССР, которые провозгласили решения о вхождении их в состав СССР. На III съезде Советов СССР в мае 1925 г. республики были приняты в состав СССР.

Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения.

Конституция СССР 1924г. — это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы — на 72 статьи.

Конституция СССР, по существу, заменила собой Союзный договор, окончательно закрепив идеи федерации союзных республик. В СССР сочетался суверенитет Союза с суверенными правами его членов.

Конституция определяла компетенцию Союза: общее управление народным хозяйством и его важнейшими отраслями, регулирование межреспубликанских отношений, организацию и руководство вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, представительство в международных отношениях. К ведению Союза также относились: установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.

Большое внимание уделялось гарантиям прав членов Союза. Так, права союзного государства были перечислены исчерпывающе, права же членов Союза ничем не ограничивались, за исключением сфер, переданных союзному государству. Закреплялось также право свободного выхода из Союза.  Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы — СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

50. Развитие советского государственного  аппарата в 1925-1929 гг.

С конца 20-х гг. начинается новый этап развития политической системы советского общества, когда демократические институты государственного управления начинают подменяться командно-административной системой управления. Ее возникновение обусловлено рядом причин: неверными решениями при выработке путей развития экономики; острейшей внутриполитической борьбой, в которой большинство пошло за теми, за кем была сила; узурпацией власти сначала узким кругом партийных верхов, а затем одним человеком.

В этот период все больше начинают применяться внеэкономические методы управления. Сторонники сталинского курса полагали, что политическая система диктатуры пролетариата открывает возможность для преодоления отсталости. Стратегия ускоренного индустриального развития открыто требовала от народа «серьезных жертв» и призывала сознательно пойти на них, а там, где это было недостаточно, «репрессии», говорил Сталин, «являются необходимым элементом наступления».

Наиболее характерной чертой административно-командной системы управления является выдвижение на первый план роли государственного аппарата, его увеличение и сращивание с партийным аппаратом. В конце 20-х — начале 30-х гг. происходит стремительный рост управленческого аппарата прежде всего в области управления народным хозяйством, что постепенно сводило на нет Советы как органы власти. Рост численности государственного аппарата был колоссальный. Разукрупнение наркоматов преследовало цель превратить их из отраслевых центров в подотраслевые узкоспециальные ведомства, которые легче было контролировать. Этот процесс шел одновременно с другим, не менее тяжелым процессом «перетряхивания» государственного аппарата. В 1929 г. начинается «чистка» государственного аппарата, в результате которой 10% служащих были уволены. Рост исполнительного аппарата шел неуклонно, и все попытки остановить его (путем сокращения) были безрезультатны. Административно-командная система породила такое явление, как сращивание партийного и советского аппарата. Таким образом, сложившаяся к середине 30-х гг. административно-командная система управления балансировала между бюрократическим государственным аппаратом и трудящимися массами, между чрезвычайными мерами и народным энтузиазмом. Система диктатуры пролетариата постепенно и последовательно перерастала (перерождалась) в режим диктатуры и (или) тоталитарный режим, т. е. такую форму общества, в котором утверждается полный (тотальный) государственный контроль над всеми сферами жизни общества: ликвидируются конституционные права и свободы, главным средством государственной политики становятся репрессии.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"