Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История отечества государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

ответе по ис от.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

2. должностные (служебные) преступления;

3. нарушение правил отделения  церкви от государства;

4. хозяйственные преступления;

5. преступления против  жизни, здоровья, свободы и достоинства  личности;

6. имущественные преступления;

7. воинские преступления;

8. нарушение правил, охраняющих  общественную безопасность и  публичный порядок.

Таким образом, классификация преступлений базировалась на нормативных актах Советской власти, принятых в 1917-1921 гг.

УК РСФСР ввел понятие воинского преступления, определив круг его субъектов военнослужащими, служащими Вооруженных Сил, лицами, подлежащими призыву на военную службу.

Воинские преступления делились на следующие группы:

* преступления против  порядка подчиненности и воинской  чести;

* различного рода уклонения  от военной службы;

* преступления, посягающие  на военное имущество;

* нарушение правил несения  караульной службы;

* должностные преступления;

* преступления военного  времени;

* военный шпионаж.

За совершение воинских преступлений предусматривались следующие виды наказаний:

* расстрел;

* конфискация имущества;

* лишение свободы.

При наличии смягчающих обстоятельств применялись нормы Дисциплинарного устава. Совершение преступления в военное время относилось к отягчающим обстоятельствам, а в боевой обстановке к особо отягчающим.

В связи с образованием Союза ССР законодательство о воинских преступлениях стало развиваться как общесоюзное. Первым общесоюзным военно-уголовным законом явилось положение о воинских преступлениях, утвержденное ЦИК 31 октября 1924 г., которое в основных чертах повторяло редакцию соответствующей главы УК, но имело уже не республиканское, а общесоюзное применение.

В июле 1927 г. ЦИК и СНК СССР утвердили новое положение о воинских преступлениях, которое состояло из 31 статьи. В него были включены такие составы воинских преступлений, как:

* уклонение от несения  обязанностей военной службы  под предлогом религиозных или  иных убеждений;

* оскорбление военнослужащим  другого военнослужащего при  отсутствии между ними отношений  подчиненности и старшинства, если  хотя бы один из них находился  при исполнении обязанностей  военной службы;

* нарушение лицом, входящим  в суточный наряд уставных  правил внутренней службы.

С принятием Положения о воинских преступлениях 1927 г. уголовно-правовая охрана порядка несения воинской службы стала более полной и логически стройной.

Установление авторитарного режима в стране и централизация управления породили начавшуюся с конца 20-х гг. тенденцию к усилению уголовных репрессий с целью всемерного укрепления социалистической собственности и порядка управления.

Допускалось широкое толкование понятие "измена Родине". Признанные виновными карались высшей мерой наказания - расстрелом, конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества. Данный закон предусматривал, что если заочно приговоренному военнослужащему удавалось скрыться, то члены его семьи карались решением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Совместно проживающие члены семьи изменника подлежали высылке с поражением прав сроком до 5 лет.

Положения Закона от 8 июня 1934 г. были включены в республиканские УК (УК РСФСР ст. 581а-581г).

Постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г., приуроченным ко дню убийства С.М. Кирова устанавливался особый порядок рассмотрения дел о терактах и террористических организациях. Слабые процессуальные гарантии были свернуты. Срок следствия ограничивался 10 днями, обвинительное заключение выдавалось (если выдавалось вообще) за сутки. Процесс проходил без участия сторон. Приговор обжалованию не подлежал, а приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Обвинения в подготовке терактов и участии в террористических организациях были частыми и излюбленными в ходе сталинских репрессий.

В ноябре 1929 г. ЦИК СССР принял Постановление об объявлении вне закона советских граждан оставшихся за рубежом. Объявление вне закона влекло за собой расстрел в течении 24 часов с момента установления личности и конфискацию имущества. Этот закон имел обратную силу. 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной собственности. Закон рассматривал социалистическую собственность в качестве священной и неприкосновенной, и устанавливал, что лица, покушающиеся на нее, рассматривались в качестве врагов народа. Размер хищений принципиального значения не имел. Этот закон получил название у колхозников "закон о колосках". Голод и бесплатный труд толкали крестьян на мелкие хищения продовольствия. Для того чтобы быть ссужденным по этому закону, достаточно было собрать несколько колосков с убранного колхозного поля.

Только поэтому закону было осуждено свыше миллиона колхозников, из которых даже сталинская судебная машина в 1938 г. половину признала как необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.

Действие этого закона при смягчающих обстоятельствах наказывалось лишением свободы на срок не ниже 10 лет и конфискацией имущества.

Впоследствии действие этого закона было расширено. 2 октября 1937 г. Постановлением ЦИК СССР по особо опасным государственным преступлениям (диверсия, в т.ч. и подготовка, шпионаж) максимальный срок лишения свободы увеличивался с 10 до 25 лет.

В 1935 г. минимальный возраст, с которого могла наступать уголовная ответственность, был снижен с 14 до 12 лет. С 1940 г. все виновные в мелких кражах на предприятиях карались лишением свободы на срок не менее 1 года. Была введена уголовная ответственность за дисциплинарные проступки.

В военно-уголовном законодательстве была введена уголовная ответственность за самовольную отлучку сроком свыше 2 часов.

Уголовный процесс

Уголовный процесс в 30-е гг. носил чисто символический характер и сводился к нулю действием различных внесудебных органов: особого совещания при НКВД, различных троек на местах.

За период с конца 20-х гг., до начала 40-х гг. к различным видам уголовной ответственности только по РСФСР было привлечено свыше 30 млн. чел. (1/4 часть населения). Подавляющая часть осужденных являлась крайне дешевой рабочей силой в системе ГУЛАГа, представляя собой многочисленный ведущий отряд строителей социализма. Эта дешевая рабочая сила трудилась на строительстве большинства народно-хозяйственных объектов.

Таким образом, фундамент индустриализации обернулся насильственной криминализацией всей страны. Право защищало прежде всего не интересы человека, а интересы государства.

52. «Социалистическая реконструкция»  народного хозяйства в СССР  в 1930-1937 гг. Экономические реформы  И. В. Сталина и создание административно-командной  системы управления народным  хозяйством.

На апрельском (1929 г.) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным виновником экономического кризиса в стране». С этим связывалось требование радикального его преобразования. По ь проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана (подготовившего первый пятилетний план развития народного хозяйства) в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. Более умеренный план преобразований, предложенный Госпланом, подвергся радикальному корректированию. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены по сравнению с планируемыми ранее.

В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) получал дополнительные полномочия. Тысячи рабочих направлялись в деревню, туда же были направлены многочисленные партийные активисты и работники ГПУ. К осени 1929 г. заготовительная кампания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломлены. На ноябрьском пленуме ЦК был поставлен вопрос о минимальных сроках коллективизации, в январе 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разработала график коллективиза-Е&сударство и право в период государственно-партийного социализма 489ции. К осени 1930 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Другие зерновые районы планировалось коллективизировать годом позже. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).

В декабре 1930 г. другая специальная комиссия разработала программу борьбы с кулачеством. В состав «кулачества» включались три категории крестьян: 1) «кулаки», занимавшиеся «контрреволюционной деятельностью»; 2) «кулаки», не оказывающие активного сопротивления власти; 3) «кулаки», признанные лояльными по отношению к власти. Представители первой и второй категорий подвергались аресту и высылке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковывалось. «Кулаки» третьей категории переселялись (в пределах областей, где они проживали) на необработанные земли. Раскулачивание проводили специальные комиссии, состоявшие из первого секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета и руководителя местного отдела ГПУ. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты.

В марте 1930 г. принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. К концу 1931 г. снизилось поступление зерновых государству и в деревню был направлен новый контингент уполномоченных в помощь местному аппарату. В августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чистка государственного аппарата в связи с актами «саботажа хлебозаготовительной работы». Продотряды осуществляли реквизиции и карательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны.

Довольно длительное время взаимоотношения сельских Советов и сельских сходов (органов традиционного крестьянского самоуправления) не были урегулированы в правовом порядке. В 1927 г. в РСФСР и УССР были изданы положения «Об общих собраниях (сходах) граждан в сельской местности». Советы наделялись правом созывать или разрешать сходы, определять повестку дня и контролировать их деятельность. Это положение было закреплено в Общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. После завершения сплошной коллективизации сходы перестали собираться вовсе. Их попытались заменить новыми общественными организациями: в 1929 г. — сельскохозяйственными производственными совещаниями при сельсоветах, в 1930 г. — сельскими общественными судами, группами бедноты и батрачества.

Старая общинная структура подверглась сильной деформации в ходе районирования (1926—1928 гг.), когда старая система административного устройства: губерния — уезд — волость — была ликвидирована. На ее месте возникла новая система: область (край) — округ — район. Ряд областей был создан на правах губерний. В 1930 г. было ликвидировано промежуточное звено — округ. В 1934—1935 гг. было проведено разукрупнение краев и областей. Соответственно каждая территориальная единица возглавлялась советским органом. Районирование стало административной подготовительной мерой, осуществленной накануне сплошной коллективизации.

С 1927 г. стали ежегодно собираться совещания наркомов земледелия союзных республик, производственное руководство сельским хозяйством осуществляли специальные органы — Зернотрест, Сельхозснабжение, Колхозцентр. В декабре 1929 г. образуется объединенный Наркомат земледелия СССР, принявший на себя планирование, регулирование и кредитование сельского хозяйства (в его состав вошел Колхозцентр). В октябре 1932 г. из Наркомзема выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов.

Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по заготовкам (Комзаг) при СНК. В начале 1923 г. при машинно-тракторных станциях создавались политотделы, просуществовавшие до конца 1934 г. МТС стали центрами, осуществлявшими контроль за сельскохозяйственным производством, принадлежность сельхозтехники государству (колхозы получали ее в пользование) ставила колхозы в зависимость от этих центров. Согласно январскому постановлению СНК и ЦК ВКП(б), заготовки становились составной частью обязательного налога, не подлежащего пересмотру местными властями, его невыполнение грозило имущественными и уголовными санкциями.

53. Централизация правоохранительной  системы СССР в 1932-1938 гг. Цели массовых  репрессий 30-х годов XX века в СССР.

В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного суда СССР. На первую возлагались обязанности: по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции; за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; за законностью действий органов милиции, ОГПУ; по поддержанию обвинения в суде. С 1936 г. все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик.

В августе 1938 г. принимается закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Первой инстанцией являлся народный суд, второй инстанцией (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды:военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредоточены между другими республиканскими наркоматами.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"