Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История отечества государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

ответе по ис от.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

Автономные области по своему статусу приравнивались к губерниям.

Согласно Конституции РСФСР 1925 г. каждая автономная республика могла иметь свой Основной Закон, который должен был приниматься на съезде Советов той или иной республики, затем представляться на утверждение ВЦИК и на окончательное утверждение вноситься на Всероссийский съезд Советов. Проекты конституций рассматривались специально созданной комиссией Президиума ВЦИК, но ни один из них не был ею одобрен и передан на утверждение ВЦИК.

58. Государственный аппарат СССР  в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг.

Конституционные основы советского государства и права в годы Великой Отечественной войны остались незыблемыми: продолжали функционировать СНК СССР, Верховный Совет СССР (он собирался в 1942. 1944, 1945 гг.), местные советы депутатов трудящихся, прочие государственные органы.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного  Совета СССР издал Указ «О  военном положении», власть на  территориях, объявленных на военном положении была в значительной степени передана военным органам управления.

23 июня 1941 г. была создана  Ставка Главнокомандования (позже  – Ставка Верховного Главнокомандования) – высший стратегический военный  орган ее позже возглавил Генеральный  секретарь ЦК ВКП(б): председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин.

30 июня 1941 г. совместным решением  Президиума Верховного Совета  СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным (он впервые занял официальный государственный, а не партийный пост). ГКО являлся высшим чрезвычайным государственным органом в период военного времени.

Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о всеобщей мобилизации граждан 1905–1918 гг. рождения. Начали формироваться отряды народного ополчения, совершенствовалась структура Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На военные рельсы под руководством СНК СССР была переведена промышленность Советского Союза. Были созданы новые народные комиссариаты (в частности, Народный комиссариат боеприпасов СССР и Народный комиссариат танковой промышленности СССР), успешно была проведена эвакуация ряда промышленных объектов из прифронтовой полосы (преимущественно на Урал).

В годы Великой Отечественной войны резко возросла значимость партийно-командной системы СССР, например, широко практиковались совместные постановления Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и Президиума Верховного Совета СССР.

Именно в годы войны завершается становление культа личности И.В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего.

В 1945 г., после победоносного окончания войны СССР против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны был расформирован, как и Ставка Верховного Главнокомандования.

59. Советское право в годы  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг

В области гражданского права следует отменить следующее: на территории, оккупированной врагом советские законы считались действующими, поэтому все гражданско-правовые сделки совершенные на временно оккупированных территориях, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы советского государства признавались недействительными.

В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности. Так граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.

В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение административно –правовых методов. Война не являлась основанием для не исполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов, расширялись распорядительные права наркоматов.

В условиях военного времени произошли существенные изменения в уголовном праве.

Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 года « Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов , возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде трюмного заключения на срок от 2 до 5 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части , а виновные подлежали суду военного трибунала.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 «Об ответственности за разглашение гос. тайны или за утрату документов, содержавших гос. тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц до 10 лет1, для граждан до 3 лет.

19 апреля 1943 Указ Президиума  Верховного Совета СССР для  фашистских преступников и их  пособников были введены новые  виду наказаний- смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях, освобождались от наказания.

60. Кризисные явления в административно-командной  системе первого послевоенного  десятилетия и их проявления  в советском государстве и  праве.

После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. — Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. — К. У. Черненко. Главы правительства (Совета Министров) — A. Н. Косыгин (1964-1980) и Н. А. Тихонов (1980-1985). Это время позже стали называть периодом «застоя» (а тогда именовали «развитым социализмом»), «золотой век» советской бюрократии, достигшей всевластия. В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. После смерти Брежнева Андропов пытался укрепить дисциплину, отдал под суд многих взяточников, но сама система осталась неизменной. При К. У. Черненко пытались без видимых результатов вернуться к брежневским порядкам, но бесперспективность прежнего пути была очевидна.

В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Она была спущена на тормозах к 1970 г., ибо материальные стимулы оставались слабыми (всего 3 % от зарплаты), самостоятельность ведомств при отсутствии конкуренции вела к выпуску однотипной и дорогой продукции. Попытка соединить на селе промышленные и сельхозпредприятия (агропромышленные комплексы) эффекта не дала. При ценах, установленных государством на сельхозпродукцию, колхозы и совхозы постоянно были в долгах у казны, их работники не были заинтересованы в результатах своего труда. Правда, были расширены приусадебные участки колхозников. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

Кризис административно-командной системы   ("Застой" 1965-1985 гг).

Говоря о Брежневе можно сказать, что он с одной стороны был: энергичный, живой, деятельный. Воевал на ВОВ, Постоянно находился на высоких чиновьичьих должностях. Но в то же время тяжело больной, малоподвижный, впечатлительный и падкий на лесть (много наград): Это слабая личность со слабой волей и характером. У него не было силы воли Сталина и работоспособности Хрущева. Не было самостоятельности и реформаторских замыслов. Главная его заслуга - он сформировал в стране новый правящий класс. Вместо богатства и наследства основу этого класса состовляли связи с высокими правительственными чиновниками. Пренадлежность к этому классу означало включение в список на получение высоких и доходных должностей. При Брежневе в начале был экономический успех, а затем проблемы откладывались, а нерешались. Обламась попытка реабилитации Сталина. Усилилась безхозность и безолаберность. Нормой жизни стала коррупция. 20-тие правление Брежнева называли периодом “застоя”. В этот период стали сварачиваться реформы Хрущеа. Попытки смягчить политическуюе систему были преостановлены, как и дискуссия о Сталинском прошлом. Публикации на эту тему печатали и распрастраняли не легально и получили название “Самиздат”. Роль коммунистической партии не состояла больше в том, чтобы проводить преобразования в стране. Теперь партия занималась администратированием, т.е. хоздеятельностью и сохранением существующих порядков.  Внешняя политика в период правления Брежнева была очень активной: был достигнут паритет (равновесие) между СССР и США, между ОВД и НАТО. В 1975 году в Хельсенки состоялось совещание по безопасности и сотруднечеству в Европе. Присутствовало 33 гос-ва + Канада и Сша. Оно выработало принципы взаимоотношений между гос-вами: А) Суверенное равенство. Б) Взаимный отказ от угроз силой. В) Нерушимость границ и территориальная целостность. Г) Мирное улегерирование споров. Д) Невмешательство во внутренние дела друг друга. Е) Уважение прав и свобод человека. (6) Разрядка международной напряженности. Улучшились торговые и экономические связи между социалистичекими и капиталистическими странами.  Одна из задач СССР была - укрепить позиции СССР в соц лагере и среди коммунистических партий третьего мира. СССР оказывал помощь всем соц странам: идеологическую, материальную и военную. Но особенно тем странам, где шла война (Вьетнам, Северная Корея, Афганистан). А если какое-то гос-во пыталось выйти из сферы влияния СССР, то принимались меры, в том числе и военные. Так было с Чехословакией в 1968 году: оппозиция решила построить социализм с человеческим лицом, освободив его от негативных моментов. СССР сначало спокойно относилась к этому, а когда ситуация стала выходить из под контроля, стали требовать разрыва с СССР, ОВД были приняты военные меры. 21 августа 1968 года СССР и страны Варшавского договора ввели войска в ЧССР и подавили движение народа. Были большие жертвы.

В ноябре 82 года умер Брежнев и на пост генерального секретаря был избран Андропов, председатель КГБ, секретарь ЦК. Человек очень образованный, большой интеллектуал. Он признавал наличие в стране нерешенных проблем. Он начал с того, что убрал из ЦК КПСС одиозные, т.е. ненавистные народу фигуры. Провел чистку партийного и госаппарата. Начал борьбу с коррупцией. Были большие хищения. При обыске у секретарей горкома и обкома партии находили по 100-200 кг золота, сотни тысяч долларов. След тянулся к Кремлю. Большие хищения были обнаружены в рыбной, молочной, овощной, на ликероводочной промышленности директора заводов были расстреляны. Начал наводить дисциплину и порядок на производстве, хотя решение было принято верное, но методы применялись диктаторские: людей отлавливали в рабочее время в кинотеатрах, парикмахерских, магазинах. В феврале 84 года Андропов умер. И на пост генерального секретаря был избран престарелый и больной Черненко, друг Брежнева, сторонник его политики. Свою деятельность он начал с того, что восстановил в партию Молотова. Восстановил уволенных Андроповым чиновников. В печати появлялись статьи о небывалых успехах социализма. В народе было глухое недовольство многими негативными сторонами жизни. Особенно среди творческой интеллигенции. Появились диссиденты, они проводили конференции, издавали журналы, сборники, листовки. Оппозиция преследовалась, были судебные процессы над ее лидерами, их помещали в психушки, сажали под домашний арест. После смерти Черненко в марте 1985 года ГенСеком был избран Горбачев. 

В послевоенные годы существенно были ослаблены хозяйственные связи. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года - договор, признан единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами. Планомерно решалась жилищная проблема.

Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов. Граждане получили право строить или приобретать на праве личной собственности, как в городе, так и вне его, количеством от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м. "Указ от 30 июня 1945 года установил дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись сверхурочные работы, был восстановлен 8-ми часовой рабочий день.

В феврале 1947 года - восстановлена система коллективных договоров. Была повышена роль профсоюзных комитетов. Постановлением ВЦСПС от 21 июня 1947 года не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных туберкулезом. Инструкция министерства здравоохранения от 21 июня 1949 года на предприятиях должен производится обязательный медицинский осмотр на предприятиях с вредными условиями труда.

08.02.1951 года президиум ВЦСПС  созданы общественные комиссии  охраны труда при ФЗМК. Указом  от 19.05.49 г. женщинам, имеющих детей  в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой  стаж во всех случаях перехода  на другую работу.

Сужается круг субъектов преступления, смягчаются некоторые виды наказаний. По указу Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года « Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» освобождались от наказания: - осужденные к лишению свободы на срок не свыше 3 лет и белее мягким мерам наказания;

- осужденные за самовольный  уход с предприятий военной  промышленности;

- осужденные за некоторые  категории воинских преступлений.

Снимались все невзысканные административные штрафы и все не приведенные в исполнение административные взыскания. Амнистия не применялась к лицам, неоднократно осужденным за растраты, кражи, хулиганство. 26 мая 1947г. Вышел указ « Об отмене смертной казни». За преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, в мирное время применялось заключение в исправительно – трудовые лагеря сроком на 25 лет. Но уже в январе 1959 года в отношении изменников Родины, шпионов смертная казнь была восстановлена.

После смерти Сталина была проведена очередная амнистия Указом 27 марта 1953 года:

- освобождались из мест  заключения и от других мер  наказания лица, осужденные сроком  до 5 лет включительно;

- освобождались независимо  от срока наказания лица, осужденные  за должностные и хозяйственные  преступления 

- освобождались вне зависимости  от срока наказания женщины, имеющие  детей в возрасте до 10 лет, беременные  женщины, несовершеннолетние в возрасте  до 8 лет, мужчины старше 55 лет, женщины  старше 50 лет;

- сокращался срок наказания  для осужденных на срок более 5 лет;

- амнистия не применялась  к осужденным на срок более 5 лет, за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической  собственности, умышленное убийство.

61. Эволюция советского государственного  аппарата в 50 – 80-х гг. XX в. (до 1985 года). «Системные реформы» 50-х – 60-х  гг. и их результаты.

В Советском Союзе продолжается сращивание партийной и государственной систем, вплоть до подмены государственных органов (например, местных Советов депутатов трудящихся) партийными (например, местными партийными комитетами). Попытки противостоять этому процессу (например, постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» 1971 г.) успехом не увенчались. Эта ситуация ярко проявлялась и в том, что Л.И. Брежнев долгое время совмещал должности Председателя Президиума Верховного Совета СССР (высшая государственная должность) и Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС (высшая партийная должность).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"