Шпаргалка по "Историографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 21:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Историографии"

Вложенные файлы: 1 файл

novye_shpory.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

33. Теоретико-методологические основы исторических воззрений славянофилов. Славянофильство - неоднородное явление. Вдохновитель и слав-ов и запад-ов – П.Я.Чаадаев. Для слав-ов сильна связь с православием. Теория истории метафизична. Отрицание идеи Гегеля о развитии абсол. духа – вечная, неизменная идея, кот изначально возникла как совершенное, она не движется к лучшему. Не принимают трактовку истор. процесса как диалектическую трансформацию абсол. духа в более высоких формах. Сущность истор. процесса – развитие нац. духа. Национальный дух народа определяет и направленность, и хар-р истор. развития народа, место народа в мировой истории. Окончательное воплощение нац. духа – крестьянская община (в отл. от Гегеля (гос-во). Постичь русскую национальную идею – главная задача славянофилов. Факты не имеют принципиального значения. Понятия не явл-ся формой истор. знания, убивают индивидуальность. Осн. метод истор. познания – интуиция (влияние Шеллинга и исихазма). Только душевно переживая прошлое, можно познать историю. Им присущ иррационализм. Осн-ые принципы исихазма: 1) идея праксиса как единства внешней предметно-матер. деятельности и внутр. духовной активности при определяющей роли последней, 2) преображение «ветхого» человека, 3) исихазм настаивает, что внешнему деланию в миру должна предшествовать внутр. духовная активность. Влияние западно-евр романтизма (Кант, Шеллинг), влияние масонства (религиозно-нравст. воспитание).

34. Историософская концепция А.С.Хомякова. «Записки о всемирной истории», «Семирамида». Попытка синтеза универ.-единого и дискретного подходов. Субъектом истории явл-ся народы. Отрицание геогр. детерменизма. Классификация народов по племенам, государствам и верам, осн-ая класс-ия – по верам. История народа определяется культурой, которая в свою очередь определяется верой. Схема всемирной истории:1. Доисторический (первобытный): единство племен, культуры, религии, это «золотой век» человечества. 2. Азиатский: отделение от единого человечества кушитских (хамиты) и иранских (семиты) племен. Хамиты: Вавилония, Египет, Индия; отказавшиеся от веры в единого бога. Хамиты – агрессивные, воинственные завоеватели, поклоняющиеся природной необходимости, вещественной силе. Семиты: Перед. Азия, Бактрия; мирные земледельцы, развили культуру словесного характера. Кушиты победили, создали гос-ва. Период заканчивается Персидской державой. 3. Античный: зап. иранцы (Греция и Рим). Антич. цив-ия ниже цив-ии вост. иранцев. Заслуга Рима – огр. империя. Гос-во – зло, изжить его в пределах истории невозможно, оно не может быть уничтожено революцией. Единственный путь – морально-нравст. совершенствование общества. Существенная черта русской культуры – община(соборность). Идеал – соборное общество. 4. Новоевропейский: осн-ые деятели европейцы и славяне. Европейцы: агрессивность, аристократизм, воинственность. Славяне: смирение, миролюбие. Миссия России – не необходимость, а возможность. Славяне восприняли христианство в истинной форме (православии). Россия – единст. лидер славянского мира, она ближе всего к вост. иранцам, она самая самобытная страна, меньше других европеизировалась.

35. Историософская концепция И.В.Киреевского. «О хар-ре и просвещении Европы», «Отношение к просвещению в России». Концепция западного и вост. культурных миров. Особенности, определившие своеобразие в развитии культуры на Западе и в России: 1) особая форма проникновения христианства; 2) особый вид, в котором перешло наследие культуры античности; 3) особые элементы, из кот. сложилась государственность. Европа приняла христ-во от римской церкви (отсюда приоритет логического, рационального начала (схоластика). Следствие рационализма - период Реформации. Европа приняла античное наследие посредством языческого Рима. Римское право лишено внутр-ей справедливости, государственность в Европе возникло в силу завоевания (отсюда отсутствие социального и полит. единства). Развитие осущ-сь переворотом, революцией. Христ-во пришло на Русь через Византию (там в эпоху Киев. Руси сосредоточилось все просвещение). Античная философия была присуща грекам, а не римлянам. Зап. цив-ия восприняла идеи Аристотеля (Фома Аквинский), Восток – идеи Платона. На Западе ставка на силу ума, на Востоке для достижения полноты истины ищут внутр. цельности разума. В православии не смешиваются догиаты и челов-ое мышление, сохраняется различие божест. и человеческого, светского и церковного. Сфера церкви – внутр-ия убеждения людей, она не может позволить себе насильственно управлять людьми (в отличие от Запада). Азия в рассмотрение Киреевского не входила. Гос-во в России возникло на основе договора.

36. Историческая концепция К.С.Аксакова. «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «Об осн-ых началах русской истории», «Начала русской истории», «Краткий истор. очерк Земских соборов». Древнейшая форма об-ва славян – общинный (а не родовой) быт. Семья и община строились на единых нравст. началах. Община – союз людей, отказавшихся от своего эгоизма во имя общего согласия. Это рез-т христианской любви. Необходимость гос-ва – защита от нападения со стороны. Власть сознательно призвали извне. Периодизация: 1. Киев. Русь: период объединения отдельных общин и областей на началах истинной нравст. веры, на основе единства быта и языка. 2. Владимир. Русь: борьба ведется за Киев. княж-во как матер-ую силу, каждое княж-во стремится усилиться за счет другого. Борьба общин продолжается. Особое место Новгорода. Положит. оценка татаро-монг. нашествия - русские общины осознали свое единство. Это период усиления гос-го элемента. Народ сохранил свое право на свободу слова (на вече). 3. Московская Русь: Москва первая из княжеств решила осущ-ть единство и начала первая ликв-ть отдельные княж-ва. Община не заступилась за князя. Единое русское гос-во, единая русская община. Олицетворение единства – Земский Собор (заменил вече). Земский Собор – встреча обновленной земли. Были призваны две силы, движущие гос-во: гос-ая власть и народная мысль. 4. Петербургский период: гос-во подчиняет землю, разрывает союз с землей. Гос-во строит новую столицу, не имеющую ничего общего с Россией. Россия принимает модель Запада. Дворянство на стороне гос-ва, земля – на стороне традиций (отсюда раскол в русском обществе). «Золотой век» русской истории – моск. период. История не имеет универсальный хар-р, появляется идея альтернативности.

37. Особенности исторических воззрений поздних славянофилов (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев).

38. Особенности теоретико-методологических основ исторических воззрений Н.И. Костомарова. 1857 г. – монография «Богдан Хмельницкий». Учился на истор.-филол. ф-те Харьковского ун-та. Был участником Кирилло-Мефод. об-ва, за что его ссылают в Саратов, где он знакомится с Чернышевским. После 1862 г. выходит большое кол-во его статей. Использовал литературно-художественное повествование. На его концепцию повлиял немецкий романтизм, славянофильство. Сущность исторического процесса – реализация народом национального духа, изначально ему присущего. Предмет исторического исследования – народный быт, нравы, обычаи, религия фольклор, культура и великая личность, как носитель национального духа. Задача исследования – исследование частных явлений, познание истории через проявление народного духа. При его участия было издано 12 томов документов. Имеются ссылки на недостоверные. Критика источников с позиции здравого смысла. Основные работы: «Мысли о федеративном начале», «Бунт Степана Разина», Две русские народности», «Начало единодержавия Древней Руси», «Смутное время Московского государства 1604 – 1613 гг.». Содержание исторического процесса -  борьба противоположностей. Это является движущей силой истории. Русская история – борьба двух начал.

39. Проблемы русской истории в творчестве Н.И.Костомарова. Два начала русского быта: 1) удельно-вечевое 2) единодержавное. Монархическое начало подчиняет вечевое начало. История развивается не органически, а под влиянием внешнего хода исторического процесса. Ряд работ посвящен казачеству. Это деструктивное явление. Прогресс связывает с развитием государства.  Костомаров – психологизирует исторический процесс. Окончательный метод выражается методом психической репродукции. Сравнит.-исторический метод (сравнение украинской и русской истории). Форма познания – художественно-образная (образ, а не понятие). Познание народного духа невозможно логическими методами. Периодизация (в основе лежат особенности политического и общественного развития): 1) удельно-вечевой: а) Киевская Русь IX – XII вв. б) Северо-восточная Русь XII – 1 пол. XIII вв. в) Татаро-монгольский, переходный XIII – XV вв. 2) единодержавный XVI – сер. XIX вв. 3) период примирения государства с народом с 1861 года. Проблематика исследований – большое внимание народным движениям, роли личности в историческом процессе. Исторический портрет является когнитивной единицей исторического познания, является способом отображения индивидуального, что отрицательно сказалось на исторической реконструкции в целом. Теория Костомарова лишена единства, в изложении процессов нарушена логическая последовательность. Проблема смутного времени. Основное внимание польской интервенции. Причина смуты – внешнеполитические цели Польши. Основная роль в борьбе отводится духовенству, купечеству. Организационная роль государства. Осуждал жестокость и деспотизм Петра Великого.

40. Революционно-демократическое  направление в русской историографии XIX в. В.Г. Белинский. Истор. наука – важнейшее ср-во полит. воспитания. Цель истории – раскрыть закономерности, внутр. смысл, внутр. необходимость событий. Истор. процесс – развитие, имеющее прогресс-ый хар-р, его содержание – борьба противоположных начал. Личность неотднлима от об-ва. Решающая роль народа в истории. Элементы материального подхода: духовные перемены в об-ве обусловлены матер. потр-ми. Истор. процесс един: русская история часть всемирной. Предмет изучения – полит., экон-ие, гражданские явл-ия в их сов-ти. Выделял древнюю, среднюю и новую историю. Делил русскую историю на допетровскую (древний, удельный, период татарского ига и начала централизации России, укрепление Моск. гос-ва) и послепетровскую эпохи. Стоял близко к Ломоносову, был антинорманнистом. Феодализм на Западе и удельный период одно и то же, но не усматривал классовой борьбы. Причина тат.-монг. ига - раздробленность. Ведущую роль в борьбе с игом отводил народу, иго прервало естест-ый ход русской истории. Идеологизация Петра I. А.И. Герцен. !820-60-е гг. – сложение осн-ых его взглядов. После переезда в Англию меняет взгляды, становится ближе к славянофилам, на него влияла теория русского социализма – идея общины как русская форма об-го устр-ва. Идея закономерности истор. процесса, единства истории Европы и России, неизбежности падения самодержавия и крепост. права. Глав. задача – выявление истор. закономерностей. Источник развития – борьба противоположных начал. Периоды: 1. Киев-ий. 2. Моск-ий. 3. Петер-ий. Предмет истор. иссл-ия – русский народ. Много внимания Киевской Руси, считал ее могучим славянским гос-ом. Критикует норманнскую теорию. Чернышевский. Историософская концепция. Критическое отношение к другим концепциям русской истории. Материалистическое понимание ист. процесса. Ему присущ демократизм, истор. оптимизм, учение о едином и закономерном ист. процессе. Ист. наука – ср-во полит. и рев-го воспитания русского народа. А.П. Щапов. Получил церковное образование. Работал в Казанском ун-те. На него повлиял Соловьев (схема русской истории). Пишет историю русского народа. «Земство и раскол», «Великорусские области и Смутное время», «Земские соборы в 17 в.», «Сельский мир и сельский сход». Русский народ – самостоятельный субъект ист. процесса. Народ – соц.-экон. категория. Изучал летописание, актовый материал. Источник активности народа – областничество (связано с колонизацией). Киевское гос-во – федерация областей, это связано с природно-клим. особ-ми. Расселением по Русской равнине объяснял этническое разнообразие. Народ создал гос-во. Возникновение Моск-го гос-ва связано с осознанием народа борьбы против ига. Отмечал некоторую отсталость русского народа. Причину пытался выявить, стоя на позициях вульгарного материализма, дарвинизма, геогр-го детерминизма П. Риттера. Причина отсталости в физиологии народа (в русском народе физ-ое развитие преобладает над интеллектуальным).

41. Народническое направление в русской историографии (П. Лавров, Н. Михайловский).

42. Развитие русской исторической науки в 60-80-е гг. 19 в. (теория и методология исторических исследований, источниковая база, проблематика). 1860-80-е гг. – время Великих реформ Александра II. Следствием стало бурное разв-ие капитализма в России и обострение общ.-полит. борьбы. Общест. жизнь утрачивает единство. В ист. науке – плюрализм. В 1860-70-х гг. ист. наука развивалась под влиянием позитивизма, в 1880-90-е гг. – под знаком борьбы позитивизма и неокант-ва. Сохр-ся влияние славянофильства: концепция культ.-истор. типов (1868 г. – работа Данилевского). Факторы: разв-ие источ. базы, источниковедения, изменение форм истор. иссл-ий. Главной формой иссл-ия становится монографии. Усложняется стр-ра ист. науки, специализация ист. науки. Разв-ся отрасли ист. науки: экон. история, социальная история (история кр-ва), археология, археография, этнография, ист. география, история права, ист. библиография. Метод-ий плюрализм: различные концепции русской истории. В 1830-40-е гг. в Зап. Европе возникает позитивизм. 2 этапа: позитивизм О. Конта, махизм (эмпирио-критицизм). Предпосылки распр-ия позитивизма: 1. Развитие ест-ых наук. Перенос познания природных законов на соц-ые процессы. Разв-ие эвол-ой теории (Г. Спенсер. 1852 г. – «Гипотеза разв-ия»). Эволюция – всеобщее разв-ие. имманентно присущее бытию. Фил-ия Спенсера оптимистична, разв-ие об-ва подчинено биолог-му разв-ию, об-во – биологический механизм. Нет специфических законов ист. разв-ия. 2. Секуляризация науки. Наука понимается как ср-во решения соц-ых проблем. Появл-ся социология. 3. Потр-ть в предотвращении соц-ых конфликтов. О. Конт: «Курс позитивной фил-ии» (1830-42), «Общий обзор позитивизма», «Система позит-ой политики» (1851-54). Стадии разв-ия научного знания: 1) теологическая; 2) метафизическая; 3) позитивная. Первые две – ложное знание. Чел-к может познать то, что может непосредственно наблюдать. Истинное знание – позитивная наука: матем-ка, физика, астрономия, биология. Позиттивная наука – эмиприческая, объективная, антиспекулятивная. Конт агностик: познаваемы сущности. Научное знание – знание отн-ое, описательное, основано на эксперименте. Цель – не выявление причин явл-ий, а детальное описание происходящего. Задачи познания: описывать, объяснять, прогнозировать. Об-во – особый кач-ый род бытия. Линейный ряд наук: астрономия, мат-ка, физика, химия, биология, физиология, социология (самая молодая позит-ая наука). Эти науки – абстрактные науки, цель которых открытие объек-ых законов. Задача социологии – максимально описывать (на первой ствдии). Конкретные науки второстепенны: для соц-ии конкр-ая наука история. Ист. наука не требует особой методологии. Осн. метод – описательный. Чтобы детально описать явл-ие, необх-мо разложить объект познания на составные части до выхода в те области знания, где возможен эксперимент. Предмет познания: экон-ка, демография, длительное состояние масс, все матер-ые явл-ия, подлежащие колич-му описанию. Объект познания – об-во. Об-во – продолжение природы, явл-ие матер-го мира. Индивид – абстракция. Для ист. науки глав. критерием истинности явл-ся достоверный ист-ик. Ист. факт – это событие, закрепленное в истч-ке. Ист. причинность раскрыть невозможно. Сущ-ют унив-ые законы общ.-ист. разв-ия, но их познать невозможно.

Информация о работе Шпаргалка по "Историографии"