Шпаргалка по "Историографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 21:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Историографии"

Вложенные файлы: 1 файл

novye_shpory.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

24. Концепция русской истории Н.М.Карамзина. Один из основателей теории официальной народности. Обширная переписка. «История государства российского». Карамзин – представитель сентиментализма: влиять на ход истории можно путем внутреннего совершенствования личности.  На него повлияло: ФБР (стал сторонником эволюционного развития), восстание декабристов, Отечественная война (дух патриотизма европеизирующегося дворянства). Появляется идея прогресса, свободы, поступательного развития общества. Сначала под прогрессом Карамзин понимает – движение к счастью через литературу и искусство. После 1804 г. Прогресс – медленное и постепенное улучшение существующего строя. Признает историческую миссию дворянства. Свобода – главное условие прогресса. Свобода – естественное состояние каждого, внутреннее состояние духа, не стесненное жизненными обстоятельствами. Сущность русской истории – история самодержавия. Движущая сила истории – Бог и государь. История должна приносить пользу (утилитарный подход): 1) помогать монарху, давая ему опыт мудрого руководства 2) нужна гражданам, чтобы примирить их с несовершенством мира 3) воспитание патриотизма. Исторический портрет. Важнейшее требование – уважение к источнику. Выделил три вида истории: 1) история Фукидидова (написана современником событий) 2) история Тацитова (основана на преданиях, близких к описываемому времени) 3) история, основанная на источниках (написана спустя много лет, после событий). Апологет Петра I. Психологизация событий. В центре внимания – личность. Морализация исторического процесса. Карамзину присуща внутренняя противоречивость. Периодизация Карамзина: 1) древний период (от Рюрика до Ивана III) 2) Средний период (от Ивана III до Петра I) 3) Новый период (послепетровский). Этапы: 1) 1015 – 1238 гг. период упадка русского самодержавия 2) 1238 – 1462 гг. самый печальный этап, главная фигура – Д.Донской 3) 1533 – 1598 гг. Эволюция личности Ивана IV 4) 1598 – 1612 гг. Исторический процесс обусловлен внешними событиями. Осуждения демократизма, роль народных масс отрицательна, разрушительна. Основная форма исторического познания – образ, психологизация.

25. Формирование «новой исторической школы» И.Ф.Г.Эверса. Представитель новой истории. На него повлияли Гегель,  Шлецер (под их влиянием начал изучать древнюю русскую историю и летописи) и Карамзин. Работы: «О происхождении Русского государства», «Первое сочинение по истории России», «Идея о южном происхождении варягов (из Приазовья)», «Древнейшее право руссов (1826)». Эверс  отвергал идею о скандинавском происхождении русского государства. Он обращался к скандинавским источникам. Довяряжский период – начальный период русской истории. Русы были связаны с Византией. «Русская  правда» - самостоятельное сочинение, торговые договоры имели место. Эверс приводит арабские источники.. «История руссов» (1816г.). Отказ от идей просвещения. Попытка соединить гегелевские идеи с дворянской историографией XVIII Века. Не усвоил принцип закономерности исторического процесса. Тематика его исследований не ограничивается политической историей доказывается внутренним состоянием народа: проблемы соц.-экономического развития.  Новая задача исторической науки – проследить внутреннюю сторону процесса развития государства. Изучает законодательство, договоры. Русскую историю начинает 552 годом (первое упоминание славян в источниках). Пытается проследить внутренние причины призвания варягов Эверс антинорманист. Периодизация: 1) 552 – 1015 гг. 2) 1015 – 1224 гг. 3) 1224 – 1533 гг. 4) 1533 – 1689. Отказ от психологизма. Критическое отношение к источникам. Идея единства и закономерности исторического процесса. Родовая теория: общественное развитие – смена трех стадий: семья, род, государство. Задача исследования -  внутренние причины изменений общественной жизни. Активное использование сравнит.-исторического метода.

26. «Скептическоая школа» М.Т.Каченовского. Проблема критического осмысления источников. Издавал «Ученые записки Московского университета». 1820 – 1830 гг. – основные работы. Внутренняя критика текста: анализ содержания текста, критика факта. Вводит понятие «баснословного периода» - период Киевской Руси. Формирует 3 методологических принципа: 1) Рассмотрение самого источника, как продукта исторического развития 2) Применение сравнит.-исторического метода для характеристики общественного строя, сопоставление с историей соседних народов 3) Утверждение о зависимости внутреннего развитияРуси от западноевропейских влияний в древний период. Период   IX – XIII вв. – «баснословный», История начинается в XII – XIII вв.,  когда появляются источники. Идет не от исторического факта, а наоборот.

27. Исторические взгляды Н.А.Полевого. Родоначальник буржуазного направления в историографии. «История русского народа» в 6 томах. 1. Идея о закономерности, поступательно-прогрессирующем характере развития русского обществ, как и исторического процесса в целом. Основные идеи: 1) идея закономерности поступательно-прогрессивного характера русского общества и исторического процесса 2) Идея единства исторического процесса (по Гегелю) 3) Понимание истории, как системы знаний, основанное на философском осмыслении исторических явлений 4) цель истории – вооружение народа опытом. Влияние Шеллинга, Гегеля,  Гизо (в понимании роли третьего сословия) Основной принцип исследования – научность., объективность, правдивость, критическое отношение к фактам. Основной фактор исторического процесса – природно-географический (своеобразие климата), этнографические особенности народов. Противопоставление Европы (цивилизация духовности) и Азии (цивилизация материальности). Представитель географического детерминизма.  Влияние соседних народов. Основные принципы: критика содержания, факта. Критическое отношение к преданиям. Периодизация: 1) 862 – 1054 гг 2) 1054 – 1224 гг. 3) 1224 – 1462 гг. 4) 1462 – до Петра I . 862 – 1224 гг. – история русского народа, 1224 – до Петра I – история русского царства. Проблематика: 1. Происхождение древнего государства 2. Проблема феодализма 3. Проблема самодержавия 4. оценка петровских преобразований. Полевой был сторонником буржуазного развития России, реформ, был защитником интересов среднего класса. Исторический процесс един. Необходимо бережно относиться к истории своей страны. Единство опытного и умозрительного познания. Пытался ввести принцип историзма: понимание качественных изменений. Вводит категорию судьбы. Критика, описание источников. Выделил отечественные и иностранные источники. Виды памятников: летописи, временники, памятники палеографические, археографические и географические, предания, сказания, сказки.

28. Консервативное направление в русской историографии 19 в. (М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, Д.И. Иловайский, С.С. Татищев, Н.К. Шильдер). Работы Карамзина определили направление этой теории. Могущество русского гос-ва зависит от самодержавия, православия, народности. Она стала основой консервативного напр-ия в истор-ии 19 в. Это было официальное напр-ие, издавало учебника (Устрялов). М.П. Погодин также участвовал в разработке «теории офиц. народности», возглавил офиц. напр-ие. Русская история качественно отличалась от западноевропейской. Уже древние памятники показывают, что на Руси отсутствуют запалноевр. институты. Концепция истории – иррациональная, ему присущ провиденциализм, повлиял Шеллинг, Карамзин. Отеч. история – роль божественного промысла, особая роль этническому едунству, веры. Русское духовенство не претендует на самостоятельность. Истор. роль дворянства. Путь простолюдину открыт к любым должностям (положительная роль Петра I). «Иссл-ия, замечания и лекции Михаила Погодина о русской истории» в 7 т. Влияние на Погодина позитивизма: сближение истории с точными науками. Идея матем-го метода: доказательство истор-ой достоверности по образцу матем-их теорем. Изучение истор. явл-ия строится на выборке из истор. источ-ов сведений о нем и их суммировании без анализа и обобщения. Изучение летописей. ПВЛ – достоверный памятник XI в. Развил вклад Шлецера. Понимает истор. процесс иррационально, но разделяет его закономерность, единство. Варяги – те же норманны, создавшие западноевр. гос-ва, западноевр. феодализму соот-ет удельная система. Монг. нашествие аналог крестовых походов. Реформы Петра I – Реформация. Разница между евр. и рос. историей – начало русского гос-ва (свободное призвание). В основе об-го порядка – любовь и согласие, нет классовой борьбы, не будет рев-ий. Субъект истор. процесса, его движ сила– гос-во. Объект истор. познания – полит. история. Периоды: 1. Норманнский (с 862 г.): русское гос-во – рез-т единовременного акта призвания. 2. Удельный (до Ивана III). 3. Московский. 4. Европейский (с Петра I): завершил укрепление самодержавия (с помощью иностранцев). 5. Период первенства России в Европе (с Александра I). Закрепощение – длительный и постепенный процесс. Сущ-ие указа 1592 г. спорно, указ 1597 г. лишь регламентировал порядок сыска беглых кр-ян, оконч. закрепощение – нач. 18 в. Н.Г. Устрялов. Взгляды сходны с Поодиным. «О системе прагматичной русской истории» (1836), «Русская история» в 4 т. (1845-49), «История царствований Петра Великого» (1858-63), концепция прагм-ой полит. истории. Цель иссл-ия – показать переход русского гос-ва от одного состояния к другому. Движ. сила – монарх. Отрицал возм-ть сопоставление русской истории с какой-либо другой. Противопоставил разв-ие России Зап. Европе. Привлек огр-ое кол-во источ-ов. Бестужев-Рюмин. Считал наставником Щербатова. Заимствовал гос-ую теорию, выделяя решающую роль гос-ва в истории. Изучение психологии народной жизни. Теор-ую основу воззрений составили сочетание идеализма и позитивизма. Задача истор. познания – собирать источники. Предмет иссл-ия – гос-ый и об-ый быт, верования, умственное развитие каждой эпохи. Отрицал познаваемость истор. закономерностей. Д.И. Иловайский. «История России» в 5 частях: привлечение богатого факт-го мат-ла, данных археологии, фольклора. Задача познания – сочетание науки и иск-ва. Истор. наука должна критически изучать ист-ки, восст-ть события, объяснять их причины, спос-ть развитию нац-го самосознания в духе теории офиц. народности. Цель истор. познания – раскрытие законов об-го развития. Субъект истории – гос-во. Народ – этногр-ая почва, не субъект истории. Периоды: 1. Киев-ий. 2. Моск-ий. 3. Петер-ий. Н.Г. Шильдер. Тема – жизнь русских монархов. С.С. Татищев. «Император Александр I» - панегирик монарху.

29. Теоретико-методологические взгляды С.М.Соловьева. «История Российская от древнейших времен» (1851 – 1879 гг.) в 29 томах. Соловьев трансформировал идеи Гегеля. Основные теоретические положения концепции Соловьева: Мировое историческое развитие идет по объективным законам (законам диалектики и прежде всего борьба противоположностей). Единство мирового исторического процесса состоит в следующем: 1) все народы движутся к одной цели, проходят через одни и те же этапы, под воздействием одних и тех же факторов. Развитие имеет поступательный прогрессивный характер. Цель мировой истории – воплощение христианских идеалов. Движущая сила – борьба между осуществлением христианских идеалов и невозможности этого на практике. Цель русской истории – установление сильного государства. Движущая сила русской истории – борьба родового и государственного начал. 2)  все народы проходят через два этапа: юность народов (господство чувств, неразвитость общественной жизни, произвол индивидуальных страстей) и зрелость народов(господство мысли, распространение просвещения, окончательное оформление государства. Общественный прогресс – переход от родового строя к государственному.  История каждого народа индивидуальна. На это влияют следующие факторы: природа страны, природа племени, внешние события и влияние внешних факторов, особенности климата, особенности ландшафта. Разнообразие ландшафта -   разнообразие занятий. Соловьев родоначальник теории «русской колонизации». Природу племени – стойкость, терпеливость, неприхотливость – обусловил суровый климат. Важным фактором является борьба «леса со степью». На Западе государства возникли в результате завоеваний, на Руси – призвание. Государство – главный признак прогресса. Русское общество формируется сверху. Права государства безграничны, права личности и сословий ограничены. Крепостное право возникло в XV веке по инициативе государства. В XV веке создается община, которая служит фискальным целям.

30. Концепция русской истории С.М.Соловьева. Соловьев выделил 4 периода: 1) 862 – 1157 гг. Период полного  господства родовых отношений 2) 1157 – нач. XVII в. Борьба родового и государственного начал. (1157 – 1325 гг. – начало борьбы родового и государственного начал; 1325 – 1462 гг. – объединение удельных княжеств вокруг Москвы; 1462 – нач. XVII в. – борьба за победу государственного начала.) 3) нач XVII – сер. XVIII вв. - переход от эпохи господства чувств к эпохе господства разума. Вступление российского государства в систему европейских государств. 4) сер XVIII – 1860 г. – укрепление российской империи. Родовой строй – исходный момент в развитии государственных отношений и особая система междукняжеских отношений. Русское государство – вотчина Рюриковичей. Особая роль – Андрей Боголюбский. Колонизация – специфический общественно-исторический феномен и движущая сила русского исторического процесса. Соловьев противопоставляет колонизацию завоеванию. Территориальный рост русского государства с древних времен был предопределен заселением огромных пространств путем колонизации. Экономика развивалась экстенсивным путем. С многовековой колонизацией связаны раздробленность (из-за быстрых темпов колонизации).  Колонизация шла по руслам рек. Именно колонизация мешала установлению государственного начала. Проблема великой личности. «Публичные чтения о Петре Первом». Исторический процесс закономерен. Объективные закономерности окружают границы влияния личности на ход истории. Петр I умело использовал сложившийся потенциал русского народа. Народ не разрушительная, а пассивная сила исторического процесса. Исторические закономерности познаваемы, а исторический процесс является необратимым, неотвратимым и безвариантным.

32. Концепция русского исторического процесса в трудах историков «государственной школы» (К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин). Кавелин. Заимствует учение Гегеля о государстве, русская народность становится народностью в русском государстве. История России – процесс развития форм общественной жизни. Процесс постепенный и внутренне обусловленный. Русская история не повторяется, а развивается. Направленность развития определяется переходом от «небытия» к государству. Выделяет 3 стадии: 1) родовые отношения 2) вотчинные отношения 3) государственность. Вводит понятие «кровного союза». Под феодальным порядком понимает дружинный строй. Родовая организация основана на совместной собственности. Первая вотчина – Московское княжество. Процесс становления русского государства заканчивается Петром I. Происходит трансформация общины. Варяжский и монгольский периоды у Кавелина выпадают. Призвание варягов внесло порядок. Именно с дружиной появляются первые зачатки государственности на Руси. Сравнение Ивана IV c Петром I. Иван – предшественник Петра, но они по-разному понимали государственную идею. С Романовыми Кавелин связывал борьбу за единую государственность. Взаимоотношение государства и народа. Тождество Российской и европейской истории. Народ – пассивная сила в русской истории. Государство создало народ. Б.Н.Чичерин. Теоретик государственной школы. «Опыты по истории русского права». Представитель гегельянской традиции. Исторический процесс – прогрессивный процесс, в основе которого лежит смена форм правоотношений. Начало исторического процесса в России – господство родовых отношений (Киевская Русь), вотчинные отношения (Москва), государственные отношения (Петр I). Подчиняет географический фактор юридической норме. Государство созидает русскую историю. Центральная проблема – происхождение государства. Государство и народ -  противостоящие начала. Род – разросшаяся семья. Активная сила истории – государство. Русская история зависит от природного фактора. Выделяет 3 класса: 1) низший 2) средний 3) высший. Опора государства – средний класс. Высший стремится во власть. Низший подчиняется любой власти. Появляется стадия гражданских отношений в форме вотчины. Родовые отношения – кровно-родственный союз. Государство образуется сверху действиями правителей. В основе сословного деления не юридическое положение, а род занятий. Становится крепостного права – через эволюцию крестьянских общин: 1) родовая община 2) владельческая община. Окончательное закрепощение произошло Василием Шуйским в 1607 г.  С XVII в. – сословная, фискальная община. Присоединение окраины к центру – основа самоуправления. В XVII веке отпадает необходимость в представительных органах.

Информация о работе Шпаргалка по "Историографии"