Христианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Христианская религия вобрала в себя многие несомненные ценности, выработанные античным языческим обществом: некоторые, безусловно позитивные, нормы морали, отдельные элементы развитых философских систем, высокую литературную традицию. При этом христианство сохранило за собой испытанную веками общинную форму организации, что вполне соответствовало его первоначальному демократическому духу.

Содержание

Введение 3-4 стр.
Источники и историография 5-11 стр.
Причины принятия христианства 12-14 стр.
Становление организационной структуры христианской церкви
и ее взаимодействие с государством 15-25 стр.
Борьба христианства с язычеством в материальной и духовной
культуре населения Беларуси 26-30 стр.
Заключение 31-32 стр.
Список литературы и источников 33-36 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая на русском языке доработка.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение          3-4 стр.    

Источники и историография       5-11 стр.  

Причины принятия христианства      12-14 стр.

Становление организационной  структуры христианской церкви    

и ее взаимодействие с государством     15-25 стр.     

Борьба христианства с язычеством в материальной и духовной

культуре населения  Беларуси       26-30 стр.     

Заключение         31-32 стр.

Список литературы и  источников      33-36 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В 2008 г. исполнилось 1020-летие так называемого Владимирова крещения Руси, окончательной победы христианства как официальной, государственной религии, которая оказала значительное влияние на дальнейшее развитие Киевской Руси в целом и белорусских земель в частности.

Христианская религия вобрала в себя многие несомненные ценности, выработанные античным языческим обществом: некоторые, безусловно позитивные, нормы морали, отдельные элементы развитых философских систем, высокую литературную традицию. При этом христианство сохранило за собой испытанную веками общинную форму организации, что вполне соответствовало его первоначальному демократическому духу.

В отличии от Римской  Империи, христианство в Древнюю Русь пришло в готовом виде, с Старым и Новым Заветами, с культами Христа и Богородицы, с старославянским языком.

Актуальность выбранной  темы связана с необходимостью изучения проблемы в новых современных  социально-экономических, политических и культурных условиях. Российская историография XIX в. считала «Крещение  Руси» важнейшим шагом в приобщении восточных славян к достижениям цивилизации рассматриваемого периода. Российские историки этого периода приписывали церкви победу над проявлениями родового строя, борьбу против рабовладения. Советские историки считали, что принятие христианства и становления церковной организации ускорило феодализацию общества в древнерусских княжествах, по аналогии с варварскими королевствами в Западной Европе. Ряд серьезных аспектов проблемы (конкретные обстоятельства христианизации в отдельных регионах, повседневная деятельность духовенства) не исследованы. В своем большенстве источники ограничиваются локаничными сообщениями про высшую церковную ерархию и структуру церкви на уровне епархий, а также единичными фактами, связанными из историей отдельных (наиболее крупных) храмов и монастырей. 

Целью работы является изучение процесса христианизации населения  и становление церквной организации  на белорусских землях в IX – XIII вв. (в  контексте Киевской Руси).

Объект исследования – процесс распространения христианства на белорусских землях (входивших в состав Киевской Руси) в IX – XIII вв.

Предмет исследования –  становление института церкви в  белорусских раннефеодальных государствах.

Задачи исследования:

• рассмотреть предпосылки и обстоятельства христианизации белорусских земель в контексте истории распространения христианства в Европе в II-X вв. и «крещения Руси»;

• выявить факторы, способствовавшие распространению и утверждению христианства на белорусских землях;

• изучить структуру церковной организации, ее социальный статус, функции и место в структуре раннефеодального государства в X – XIII вв.

• исследовать источники материального содержания церкви и монастырей, проблему формирования церковного землевладения в X – XIII вв.

• рассмотреть феномен «двоеверия» как специфики восточнославянского христианства, определить степень влияния язычества на мировоззрение «крещенного» населения.

В работе были использованы историко-сравнительный, историко-генетический и историко-описательный методы. С  помощью историко-генетического метода было рассмотренны особенности распространения христианства на Руси, становление организационной структуры церкви. С помощью историко-сравнительного метода были сопоставленны и расмотрены особенности христианства на Руси и в Римской Империи. С помощью историко-описательного метода была описана борьба христианства с язычеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историография и источники

 

В дореволюционной российской историографии в отношении проблемы христианизации и становления церковной  организации на Руси выделяется два направления: общие исследования по истории Киевской Руси (Ключевский, Соловьев) и специальные исследования по истории христианства и церкви (Голубинский) [19, 45, 7]. Голубинский в своём подходе к историческому материалу применил критический историко-сравнительный метод, ранее не использовавшийся применительно к данной теме, сопоставляя имеющиеся свидетельства с византийской церковно-канонической практикой [7].

В дореволюционной историографии  принятие христианства Русью изображалось как великое свершение князя Владимира, приобщившего к истинной вере народ, введшего его в семью христианских народов и открывшего ему путь к «спасению», к новой высокой культуре, просвещению [5, 6, 13, 21, 22]. Сформулированная еще Н. М. Карамзиным идея о решительном превосходстве «Закона Христианского» над языческими верованиями превратится в аксиому и будет повторяться многими поколениями историков [15, c. 138]. Господствовавшая в дореволюционной литературе клерикальная концепция утверждения христианства в Киевской Руси выработала ”Владимирову легенду”, по которой крещение Руси в конце Х в. составляло единовременный боговдохновенный акт, осуществленный киевским князем Владимиром Святославичем [16, 26].

Как правило, рассматривая вопрос о религиозных дилеммах накануне введения христианства, русские историки приходили к мнению о том, что: 1) исторически обусловлено Русь должна была принять крещение только из Византии; 2) восточнославянское язычество же, даже реформированное в 80-е годы Х ст., исчерпало свои внутренние ресурсы, перестало удовлетворять запросам общественного и государственного развития страны и должно было быть отринуто [7, 20, 21].

С.М. Соловьев считал, что  “Русское язычество, было так бедно, так бесцветно, что не могло с  успехом вести спора ни с одной из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством. ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукрашенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять сколько-нибудь язычество, дать ему средства хотя что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая ревность и вела прямо к падению язычества, потому что всего лучше показывала его несостоятельность” [46, c. 215].

Е. Е. Голубинский подчеркивал, что в решении Владимира заимствовать из Византии «истинную веру» принимали активное участие «и мотивы государственные, что он тут действовал не только как равноапостольный, но и как великий государь». Большое внимание он уделил изучению феномена двоеверия [7, c. 312].

М. Довнар-Запольский, который  проанализировал многочисленные источники, пришел к выводу, что церковь у  восточных славян, обладая большими правами, огромными материальными  средствами в XI-XIII вв., в делах политических довольно терпимо пользовалась своим влиянием и преимущественно для поддержания мира. При этом он утверждал, что приход на смену язычеству новой христианской религии был исторически обусловленный и в целом содействовал прогрессивному развитию общества [11].

  М. К. Любавский отмечал, что «неразвитости религиозных представлений соответствовала и неразвитость культа. Весь культ состоял в молениях и требах, т. е. жертвах, которые каждый приносил на свой лад той или другой таинственной силе природы по усмотрению, с целью расположить ее в свою пользу. Принятие христианства подвинуло сильно вперед эволюцию княжеской власти, помогало превращению ее в государственную власть в настоящем смысле этого слова. Духовное влияние христианства простерлось до известной степени и на всю народную массу. Произошел, как мы видели, синкретизм язычества и христианства в этой народной массе. Но и этот синкретизм внес больше определенности, больше отчетливости в религиозные верования, установил более определенный культ и определенный класс служителей религии» [29, c. 139-142].

М.Н. Покровский в 1920 году подчеркивал, что христианская церковь  обязана своим существованием и  процветанием в России верхнему слою общества, который гнушался старыми  языческими обрядами. Православная церковь, конечно, всячески раздувала значение этого события, так называемого «крещения Руси», но на самом деле перемена была чисто внешняя, и дело шло об изменении именно обрядов...» В существе же своем языческие верования не изменились. «Продолжались и жертвоприношения, только вместо того, чтобы непосредственно отдавать духу курицу, барана, лошадь или что другое, это отдавалось духовенству, которое, предполагалось, умеет как-то ублажить соответствующих духов святых или напугать соответствующих злых духов». Христианское духовенство, полагал М.Н. Покровский, заменило собой волхвов и кудесников [55]. Высказывания М. Н. Покровского страдали известным схематизмом и нигилизмом, а это не могло способствовать правильному пониманию исторического значения принятия Русью христианства.

В конце 30-х гг. исследователи сформулировали положения, которые сыграли определяющую роль в дальнейшей разработке вопроса о христианизации Руси. Введение христианства стали оценивать как прогрессивное явление. «Крещение имело массовый характер; вместе с христианством на Руси появилась письменность; христианство приобщило восточных славян к достижениям византийской культуры, содействовало их сближению с народами более высокой культуры, сближению с народами Западной Европы» [21]. Согласно С. В. Бахрушину коренная причина принятия Русью христианства определялась социальными и культурными условиями в древнерусском обществе Х в. Возникал слой феодальной знати, которая «торопилась освятить свои притязания на господствующее положение». Христианство играло роль «энергичного поборника» передового (по сравнению с первобытнообщинным строем) феодального способа производства, оно ускоряло процесс феодализации Руси, боролось с остатками родового строя, стремилось ликвидировать элементы рабского труда [21, c. 96]. Древнерусская церковь стала активным проводником феодальных порядков на Руси. Вот почему «переход в христианство имел, объективно говоря, очень большое и, несомненно, прогрессивное для данного отрезка времени значение». Влияние нововведенного христианства на древнерусское общество было всеобъемлющим, простираясь на экономику, социально-экономические и политические отношения, культуру и просвещение [55].

Заметное воздействие, считал С.В. Бахрушин, крещение «оказало на культурную жизнь страны». Оно  простиралось и на материальную, и духовную культуру: земледелие (огородничество), ремесло, строительную технику, архитектуру, изобразительное искусство [21, c. 77, 98]. Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что позволило начать организацию школьного дела, распространение книжности. Христианство стало «проводником в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими феодальными государствами» [55].

До сих пор выводы, заключенные в этой статье, так или иначе, используются российскими и белорусскими историками [17, 23, 30, 32, 36]. Однако с помощью археологии доказан высокий для тех времен уровень земледелия и ремесла у восточных славян; не нашла поддержки и мысль о появлении письменности на Руси лишь с принятием христианства. Но убеждение в том, что христианство утверждало новые феодальные порядки, открывало широкие возможности для развития русской культуры, ввело Киевскую Русь в семью передовых стран средневековой Европы, осталось неизменным.

С точки зрения потребностей феодализации рассматривал крещение Руси глава советских историков академик Б.Д. Греков, называвший принятие христианства фактом «первостепенной важности» [9, c. 475-478.] Для академика М.Н. Тихомирова «установление христианства на Руси было крупнейшим историческим событием. Оно отметило важный этап в развитии феодальных отношений на Руси и победу новых феодальных отношений над отживающим родовым строем с его язычеством. В культурной жизни Древней Руси утверждение христианства обозначало присоединение ее к традициям Византии и эллинизма с их замечательной письменностью и искусством. Таковы громадные последствия утверждения христианства на Руси, ясные и заметные для историков» [47, c. 261.] По мнению Б.А. Рыбакова, христианская церковь выступала как чрезвычайно приспособленный к «нуждам феодального государства» институт. «Феодальная формация только начинала свой исторический путь» во времена крещения, будучи необходимой и прогрессивной, поскольку создание раннефеодальной монархии, завершившееся в период княжения Владимира, было «глубоко прогрессивным» явлением, значит и христианская религия, призванная содействовать утверждению феодализма, должна рассматриваться как фактор прогресса в древнерусской истории [43].

М. О. Рапов решает вопрос о причинах принятия христианства, исходя из анализа внутреннего состояния древнерусского общества. Главную причину христианизации он видит в особенностях языческих верований восточных славян. Вслед за акад. Б. А. Рыбаковым автор подчеркивает религиозную общность язычества и христианства, затушевывая тот факт, что эти религии олицетворяют собой различные уровни духовного развития общества. Отмечая "народность" и глубокие исторические корни язычества, автор вместе с тем изображает жестокость его обрядов и непримиримость к другим религиям. Это необходимо Рапову для обоснования одного из главных своих доводов: языческие представления о загробном мире, предполагающие уничтожение на погребальном костре значительных материальных и людских ресурсов, становятся в IX-X вв. тормозом развития раннефеодального общества. Отсюда - необходимость замены язычества новой религией [40, c. 125; 53].

Информация о работе Христианство