Театры Германии. Новационные процессы в театральном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 11:36, доклад

Краткое описание

Драматургия и театр во второй половине XIX−начале XX века активно отреагировали на все процессы, происходящие в обществе, и получили новое звучание.
Значительным событием театральной жизни Германии была отмена монополии в 1869 году. С тех пор развернулась частная инициатива в организации

Вложенные файлы: 1 файл

esse.docx

— 17.14 Кб (Скачать файл)

Боталовой Светланы, 941 гр.

Эссе на тему: Театры Германии. Новационные процессы в театральном искусстве

Драматургия и театр во второй половине XIX−начале XX века активно отреагировали на все процессы, происходящие в обществе, и получили новое звучание.

Значительным событием театральной  жизни Германии была отмена монополии  в 1869 году. С тех пор развернулась частная инициатива в организации  различных малых и больших  театров, отражавших многообразие вкусов, социальных заказов и многоликость сценического искусства: от представлений  канатной плясуньи, поражавшего жадного  до зрелищ зрителя головокружительной эквилибристикой, до выступлений трагического актера, пафосно декламировавшего отточенные стихи.

Объединение Германии в 1871 году сыграло заметную роль в жизни  немецких театров. С каждым годом  все большее значение приобретали  сцены Берлина – столицы молодой  германской монархии, в то время  как в провинциальных городах  начался упадок театральной жизни. Такие, к примеру, города, как Дюссельдорф  и Гамбург, утратили свою былую театральную  славу, лучшие актеры устремлялись в  Берлин, лучшие театральные коллективы, в частности, мейнингенцы, приобрели известность именно после берлинских гастролей.

Академическим театром Берлина, носителем сценических традиций по-прежнему считался в 1870-е годы Королевский  драматический театр. Поддерживаемый императорским двором, этот театр  полностью подчинялся пруссо-бюрократическому режиму. Здесь нужно согласиться с одним из берлинских критиков, который следующим образом охарактеризовал постановочный стиль театра: «Прически, маски, декорации: какое изобилие локонов и пышных бород, как страстно руки прижимаются к сердцу, какие великолепные беседки и гирлянды! Но все это лишь надуманная поза, яркая декоративность романтика почтовых открыток, фейерверк и подражание Макарту».

Наряду с постоянным старым Королевским театром в Берлине  начали возникать новые театры: Вальнер-театр, Виктория-театр, Белль-Аллианс-театр и другие, где ставились главным образом развлекательные спектакли. Помимо того, в Берлине в конце XIX века открылись многочисленные театры-кабаре, ставшие любимым местом отдыха разбогатевшей буржуазии.

Борьба художественных стилей, проявившаяся в немецкой драматургии  этого периода, нашла свое выражение  в постановочном и актерском  искусстве ведущих драматических  театров Германии. На сценических  подмостках Берлина происходили  ожесточенные эстетические бои. Не случайно виднейший немецкий театральный  деятель Отто Брам говорил о «театральной революции Германии», совершившейся в ту пору. По сравнению с застоем театрального дела в предшествующие десятилетия, произошел перелом, сдвинувший театральное дело с мертвой точки.

Наиболее известными драматургами в Германии во второй половине XIX−начале XX века являлись: Г. Гауптман, который внес значительный вклад в литературу Германии и смог передать противоречивый дух страны; Г.Зудерман, А. Гольц и И.Шлаф; Ведекинд, который показал причудливое сочетание критического реализма с мотивами декаданса.

Значительным и своеобразным явлением в истории сценического искусства Германии последней четверти XIX века был так называемый театр мейнингенцев. Мейнингенцы ввели немало нового и в подходе к декоративному оформлению спектакля. Они нарушили стандартное однообразие традиционного театра, применявшегося для изображения внутренних помещений на немецкой сцене еще с 40-х годов XIX века. По-новому организовывали они сценическое пространство и в сценах на открытом воздухе, не менее решительно преодолевая стандарт так называемой «садовой» декорации с непременным и однообразным кулисным обрамлением. Они щедро использовали различные архитектурные формы, всевозможные переходы, лестницы, возвышения, площадки, стремясь и этими средствами к созданию живописной картины нарушающей мертвую обезличенность симметрического построения, богатой возможностями разнообразных и неожиданных планировок. Некоторые их постановки: «Мария Стюарт», «Смерть Валленштейна» Ф.Шиллера, «Мнимый больной» Мольера. Приемы в этих постановках отзывались романтической картинностью. В них отчетливо сказывалось тяготение к внешней эффектности, игре живописных контрастов света и тени. Подобные приемы мейнингенцы применяли не только в постановках пьес Шиллера, для которых они были достаточно органичны, но и при обращении к другим драматургам, в том числе – к Шекспиру. Подчеркнутую зрелищную эффектность можно обнаружить и в самой знаменитой и характерной для них постановке – в спектакле «Юлий Цезарь». Всё, что касалось внешнего облика спектакля – декораций, костюмов, мизансцен, бутафории, построения массовых эпизодов и, наконец, объединения всех этих различных компонентов в целое живописно-сценической картины, передававшей настроение исторического момента, − вызывало почти единодушные похвалы.

Среди новых театров Берлина  ведущее положение занял Немецкий театр, открытый 29 сентября 1883 года Адольфом Л’Арронжем, автором мещанских комедий («Доктор Клаус», «Мой Леопольд»). Он говорил: «Дабы основать новое театральное предприятие большого масштаба, конкурирующее предприятие по отношению к Королевскому драматическому театру». На первых порах это был театр по образцу Французской Комедии. Затем в течение десяти лет в Немецком театре под руководством Л’Арронжа шли постановки классиков – Шиллер, Гёте, Лессинг и Клейст, Грильпарцель и Геббель.

Новое веянье искусства проникло наряду с профессиональным театром  и в народные театры. Подъем демократического движения 1880-х и 1890-х годов и деятельность германской социал-демократической партии содействовали вовлечению широких масс в культурную жизнь столицы.

Театр Свободная сцена  был недоступен рабочим из-за высоких  членских взносов. Кроме того, все  чаще раздавалось требование рабочих  столицы о создании своего театра, не только доступного, но и близкого рабочему зрителю по репертуару.

В этом движении принимал участие  Фринц Меринг. «Победа пролетариата, − писал он, − положит начало новой эпохе искусства, более благородного, более высокого, великолепного, чем когда-либо».

Таким образом, в Германии прослеживаются факторы, говорящие о динамике развития театра:

− наличие новых форм и методов сценического мастерства (в репертуаре, главная задача – коллективная игра и создание спектакля);

− отказ от элитарности, стремление приблизиться ко всем социальным и политическим слоям;

− борьба различных политических партий вокруг развития театра: одни хотели создать общедоступный театр, другие построить его по классовому признаку.


Информация о работе Театры Германии. Новационные процессы в театральном искусстве