Архитектура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Основой любой древней культуры является письменность.

Содержание

Введение........................................................................................3
1. Литература Древней Руси. Летописи.........................................8
2. Архитектура Древней Руси.......................................................12
2.1 Деревянное зодчество..............................................................12
2.2 Каменное зодчество.................................................................14
Вывод............................................................................................17
Список литературы........................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 49.53 Кб (Скачать файл)

Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X века и была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право, и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди — священники, монахи. Они располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Им сподручней всего было выполнить эту ответственную и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой они жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими историческими истоками.

Ученые считают, что, прежде чем появились летописи — масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Позднее, уже в пору существования летописей к ним присоединялись все новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси.

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, документов, разного рода устных и письменных исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода вы ступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Вот это и его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.

Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.

Метод составления летописи заключался в том, что отдельные лица, в большинстве принадлежавшие к княжеско-боярской или к монастырской среде, записывали те или иные события, свидетелями которых они были или о которых они от кого-либо слышали. Эти записи вместе с легендами, повестями или сказаниями о различных лицах или событиях были сведены в отдельные своды, в дальнейшем пополнявшиеся и видоизменявшиеся до тех пор, пока не составился тот первый дошедший до нас свод, который носит заглавие: «Се повести времяньных лет, откуду есть, пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала, есть «. Этот свод дошел до нас в позднейших летописных памятниках, где он вошел в соединение с последующими сводами.

Были в те времена имена, успевшие стать символами. Таково и имя Нестора. Нестор - не поэт и не первоклассный оратор. Это только мастер своей специальности, человек, много учившийся, много знающий и умеющий структурно литературно оформлять свои мысли. Не вещие персты возлагал он на живые струны. В его руках было только перо, и… великий русский язык - инструмент. Уже тогда достаточно совершенный, позволяющий автору просто, правдиво и доходчиво изображать «своих отцов минувшую судьбу». Он умеет критически разбираться в фактах. Он же создает их связь и восстанавливает хронологию.

Нестор- это ученый своего времени, историк, умевший подниматься до сознания связи мировых явлений.

Даже те, кто сомневался в наличии Нестора-летописца, должны признать, что имя великого старца не только живет, но популярно, как имя Гомера. Нестор не только вздумал стать историком своего народа, но и стал им потому, что был к этому подготовлен своим образованием, а труд его был облегчен специальной работой его предшественников; литературный русский язык к этому времени был уже настолько развит, что вполне мог служить требованиям, как научной книги, так и поэтического произведения любого жанра.

«Повесть временных лет» - это одно из произведений человеческого гения, которому судьба предназначила неувядаемый интерес на протяжении веков. Книгу читали с волнением и интересом и тогда, когда она только что вышла из рук автора, равнодушно ее не читают и сейчас.

Для читателя 11-12 веков это было живое слово о Родине, о ее прошлом и настоящем, о великих трудах предшествующих поколений, завершенных образованием могущественного государства. В наше время это источник для познания прошлого Руси - источник в своем роде единственный, дающий, хотя и неполное, но стройное, правдивое и последовательное изображение хода древнего периода истории Русской земли.

Живой интерес русского человека – еще в самые отдаленные времена – к своему историческому прошлому очень показателен для характеристики духовного облика образованного русского человека, во все эпохи стремящегося познавать настоящее путем сопоставления его с прошлым. Ни в какой другой литературе летописание не занимало такого большого места и не играло такой большой роли, как в русской. Ни прочие славянские литературы, ни литературы европейского Запада не создали ничего равноценного нашей летописи.

Поскольку история Киевского государства - это очень крупная часть всемирной истории, постольку и книга, написанная автором- киевлянином, посвященная своему государству, не могла и не может не представлять интереса.

Гордость за свое прошлое, опасение за будущее и призыв к защите целостности Родины - это идейный стержень «Повести временных лет» свидетельствует о политической зрелости, как ее авторов, так и тех, для кого она была писана.

Благодаря такому разнообразию включенного в нее материала киевская летопись представляет собой одну из самых богатых летописей древней Руси - богатую и как исторический источник, и как литературное произведение, и как памятник литературного русского языка.

Великорус, украинец, белорус, обращаясь к своему прошлому, непременно кладет перед собой «Повесть временных лет» и находит там самого себя. В докиевском и Киевском государстве он ясно видит корни, откуда пошел его народ с благородными свойствами: умом, самоотверженностью, широким размахом культуры. Только такой народ мог освоить неизмеримые пространства на двух материках и в постоянных встречах с народами нерусскими находить общий дружественный язык.

Светильник, зажженный в 11 веке в честь Русской земли, освещал ее дальнейший путь. Не угас он и сейчас.

 

 

 

 

 

 

2. Архитектура  Древней Руси

Русская градостроительная культура имеет глубокие корни. Известно, что еще в 9 столетии иностранцы называли Русь «Страной городов». Первые русские города были связаны с великим водным путем «из Варяг в Греки». В их числе были Киев и Новгород, основанные по летописным сведениям «в незапамятные времена». К числу древнейших русских городов относятся также Смоленск, Белоозеро и другие.

Древнерусские города сыграли исключительную роль в развитии русской государственности, в распространении на Руси просвещения и искусства. Они являлись цитаделью русского национального зодчества, животворным источником и рассадником самобытной культуры нашего народа, способствовали становлению и развитию ремесленного производства.

Сохранившиеся до нашего времени древнерусские города - это живая летопись прошлого, бесценные сокровища материальной и духовной культуры, переданные нам далекими предками.

Каждый из древнерусских городов – это подлинный музей. Ознакомление на месте с его памятниками может дать всякому, кому дороги искусство, культура и историческое прошлое нашего народа, не меньше, а иногда и больше, чем простое изучение истории или литературы. 

 

2.1 Деревянное  зодчество

Трудная, но завидная доля выпала памятникам русской народной деревянной архитектуры. Разрушающий бег времени, огни пожарищ и вражеские нашествия уничтожали десятки и сотни замечательных сооружений. Позднее многие из уцелевших варварски уродовались и искажались. Стерлись в памяти поколений имена их творцов – великих русских зодчих с плотницкими топорами.

И все же народное зодчество выдержало все, выстояло, сбереглось, ибо нельзя уничтожить душу народа, его песни и историю. В старину русский человек не представлял себе Родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного» храма. Радость и счастье в доме он связывал со светлым и красивым жилищем, безопасность и воинскую доблесть – с несокрушимыми башнями крепостных стен, идеал красоты и величия духа – с глубокой человечностью и монументальностью архитектурных памятников. Душа народа – в этих строениях, созданных простыми русскими крестьянами. Это все звенья одной цепи, и ни одно из них не может быть изъято или навсегда потеряно.

Важным показателем уровня культуры является архитектура. Большинство жилых построек в городах, укреплений, дворцов и даже церквей строилось из дерева. Археологические раскопки показали многообразие деревянного строительства и существование в 11-13 веках трех- и четырехэтажных зданий («вежи»- донжоны, терема). Многие деревянные формы - башни, двускатное покрытие - повлияли впоследствии на каменное зодчество. Долгое время считалось, что древние зодчие строили все на глазок, без особых расчетов. Новейшие исследования показали, что архитекторы древней Руси хорошо знали пропорции («золотое сечение» и др.)

Что же такое деревянное зодчество как явление историческое и социальное, как особая часть и определенный этап развития всей русской национальной архитектуры, художественной и материальной культуры нашего народа?

Прежде всего, русское деревянное зодчество - народное зодчество, созданное трудом и гением крестьян и посадского люда; живое, многогранное и талантливое воплощение в формах архитектуры эстетических идеалов народных масс, духовных и материальных потребностей самых широких слоев феодального общества. Деревянное зодчество - одно из наиболее значительных и выдающихся проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, уходящей корнями в глубокие недра истории, и на протяжении целого ряда столетий упорным трудом и творческими поисками многих поколений наших дальних предков; культуры яркой, большой, национальной, незамутненной посторонними влияниями, воплотившей в себе духовное величие создавшего ее народа; наконец, культуры общечеловеческой по своему значению, одарившей историю мировой архитектуры памятниками непреходящей художественной ценности.

От Белого до Черного моря, от Карпат до Урала воздвигались деревянные соборы и дворцы, хоромы, монастыри, крепости, избы и амбары, мельницы и мосты. Многие из них, по свидетельствам древних летописцев т путешественников, отличались необычайной красотой и высоким художественным совершенством. От одной деревни к другой, от города к городу шли артели русских плотников с топорами за поясом. Они создавали чудесные и удивительные памятники архитектурного строительного искусства.

Имена их неизвестны. Ведь все это строили не бояре и воеводы, не заезжие прославленные архитекторы-мастера, а простые русские мужики. Строил народ - тот, который всегда жил на своей земле, пахал, оборонял ее, орошая своим потом и кровью, слагал о ней песни, украшал «великими» и «чудными» строениями. «…Древние церкви,- писал Максим Горький, - говорят нам о талантливости нашего народа, выраженной в церковном зодчестве». Истоки русского народного деревянного зодчества восходят к древней художественной и архитектурно-строительной культуре Киевской Руси, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества. НО расцвет его, кристаллизация в классически совершенных формах шатрового зодчества находится в теснейшей зависимости от становления Московской Руси в 15-17 веках – сложного, противоречивого, но неуклонно прогрессивного исторического процесса консолидации русской нации, формирования и укрепления русского национального централизованного государства.

Как и древнерусская литература, русская архитектура и искусство были теснейшим образом связаны с историей русского народа и русской государственности.

Имевшее глубокие исторические традиции древнее русское деревянное зодчество отразило эстетические представления русского народа. Накануне превращения христианство в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей. 

 

2.2 Каменное зодчество

Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь в Киеве (989-996) о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был крестово-купольный, шестистолпный храм, вскоре расширенный путем обстройки открытыми пониженными галереями. По свидетельству письменных источников храм был 25-главным, напоминал многоглавие деревянной Новгородской Софии. Десятинной церковь эта была названа потому, что великий князь выделял одну десятую своих доходов на содержание и храма, и митрополита со всем его двором. Первый храм на Руси отличался величием архитектурных форм и художественным богатством внутреннего убранства.

Киевский Софийский собор – прекраснейшее и наиболее величественное создание зодчих 11 века. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Могучие лестничные башни с шатровыми верхами, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали величавую торжественность храма. Над его закомарами поднимались 13 куполов, образующих пирамидальную композицию верха. Грандиозность и пышность внутреннего пространства храма подчеркивалась сверкающей поверхностью мозаичных полов, тонкой резьбой, обилием драгоценной утвари и богатых тканей. Смелостью и оригинальностью замысла зодчие Ярослава превзошли своих византийских собратьев. В целом образ Софийского собора был проникнут идеей величия и силы русского народа, объединенного в могучем государстве, чувством его торжества и ликования.

Древнейшие памятники каменного зодчества 10-11 веков являются органической частью Культуры Киевской Руси. Прежде всего, в них запечатлена идея величия и могущества русской державы, триумфа русского народа, объединенного в единое государство, выраженная в грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. В целом архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.

Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнего русского зодчества10-11 веков ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Информация о работе Архитектура Древней Руси