Художественный анализ картины «Московский дворик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В русском искусстве XX века изображение города очень многолико и в живописи, и в графике. Художников привлекает разнообразие форм, непрерывное движение, уличный быт.
Сегодня живопись, графика и декоративно-прикладное творчество дополняют эту тему. Мастера искусства в разное время обращались в творчестве к городской тематике (А.К. Саврасов. Грачи прилетели (1871). «Ранняя весна. Оттепель». 1880).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. …………………………………………………………………………..8
1.1. Особенности творчества В.Д. Поленова…………………………………8
1.2. Жанр урбанистического пейзажа…………………………………….…11
Глава 2. ………………………………………………………………………....16
2.1. Художественный анализ картины «Московский дворик»……………....16
2.2. Оценка художественного произведения……………………..…………...21
Заключение.........………………………………………………………………...25
Список литературы....……………………………………………………………27
Список иллюстраций…………………………………………………….………28
Альбом иллюстраций……………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая анализ произведения.docx

— 240.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. …………………………………………………………………………..8

    1. Особенности творчества В.Д. Поленова…………………………………8
    2. Жанр урбанистического пейзажа…………………………………….…11

Глава 2. ………………………………………………………………………....16

2.1. Художественный анализ  картины «Московский дворик»……………....16

2.2.  Оценка художественного  произведения……………………..…………...21

Заключение.........………………………………………………………………...25

Список литературы....……………………………………………………………27

Список иллюстраций…………………………………………………….………28

Альбом иллюстраций……………………………………………………………29

 

 

 

Введение

 

В русском искусстве XX века изображение города очень многолико и в живописи, и в графике. Художников привлекает разнообразие форм, непрерывное движение, уличный быт.

Сегодня живопись, графика и декоративно-прикладное творчество дополняют эту тему. Мастера искусства в разное время обращались в творчестве к городской тематике (А.К. Саврасов. Грачи прилетели (1871). «Ранняя весна. Оттепель». 1880).

Целенаправленное развитие темы города в различных видах отечественного искусства началось в советскую эпоху. (П. Гонзага, А. Васнецов, В. Поленов, И. Машков, А. Куприн, А. Ф. Мазерель). Художественно-эстетические принципы изображения городских пейзажей определились в 1920-е годы, когда с понятиями гармония и человек стало прочно связано содержание и определенное отношение художника к природе. Ключевой становится идея покорения пространства и времени в природе, которая также связана с задачей воспитания , развития гармонии и эстетически развитого человека посредством изображения особенностей городского пейзажа в истории искусств, создавая образное решение города, развивая творческое воображение, воспитывая отношение и интерес к формам городской жизнедеятельности, эстетический вкус, любовь к родным местам.

 

В жанре урбанистического пейзажа работали зарубежные, русские и советские художники. Город и его улицы, как неотъемлемая часть воспитании любви человека к родным местам, становится лейтмотивом работ таких авторов, как И.И. Шишкин «Рожь» (1878), «Вечер в Старом Городе. Баку» (1931), «Старый город улочка с колодцем. Баку» (1931), А. Лентулов «Река Пахра», «Москва», создавших образное решение городского пейзажа художником на основе правила перспективы, выбрав единожды интересную точку зрения и увидев все в целом.

Освоение классического наследия в разные годы проявилось у живописцев, где изображения улиц, переулков, окрестностей, его природы воспринимались как идеал воплощения образа города. В работах Х. Аверкамп (ранний тип голландского городского пейзажа XVII в.) видны элементы жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами. Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, француз Э.Г. Лапу передают гордость человека за землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов, отражая чувство искренней и безграничной любви к окружающему миру города. Сегодня в произведениях скульптуры и фотографиях современных московских художников авторы видят в городском пейзаже обыденно-героический пафос, поэтому их герои забавны и смешны (Самарская Е.М. По главной улице Самары), наивны и трогательны (Тишин К.В. Прогулки по Арбату (2003)), насмешливы и ироничны (Воробьёва А.Б Улочка) . Поэтому, данная тема как никогда актуальна, так как искусство в городе, и город в искусстве выполняют гуманистическую миссию, представляя «великолепный сюжет для искусства».

 

Степень разработанности проблемы: городской пейзаж – эквивалент городского ландшафта, касающийся урбанизированных и маленьких городов, с отражением и представлением встроенных форм и промежуточного пространства. Городской ландшафт выступает художественным представлением в живописи, графике, печати и фотографии, физических аспектов города и агломерации. Городской пейзаж как художественное искусство связано с живописью Раннего Возрождения, характеризуемая неумелой передачей пространства, загроможденного ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, имеющей цель гармоничного и целостного изображения природы и человека. (“Шествие волхвов” С. ди Джованни (XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

 

Творчеству В. Поленова посвящена достаточно многочисленная литература, его имя упоминается в учебных пособиях и изданиях, посвященных живописи XIX века. Широко творчество В. Поленова рассматривается в книге "Сто великих картин" Н.A. Иoнина (ИД "Вече", 2002), имеются отдельные монографии, посвященные творчеству В. Поленова авторов Н.М. Белоглазова. «В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве», Сахарова Е.В., В.Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания. (1950); Юрова Т. В., В.Д. Поленов (1961); В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. (1964). М.И. Копшицер. «Поленов».

 Творчеству и биографии  В. Поленова посвящен «Журнал  им. А.Л. Поленова» - биография Поленовых, начиная с прапрадеда художника, Поленов, Василий Дмитриевич на  «Родоводе». Дерево предков и потомков, Поленов, Василий Дмитриевич в библиотеке «Старатель», Полное собрание произведений, аудиобиография, карта жизни и произведений В. Поленова, «Московский дворик» - история создания, Собрание открыток с репродукциями картин российских и зарубежных художников на сайте «PINAKOTEKA.ru», издательство «Молодая гвардия» (2010) выпустила книгу М.И. Копшицера «Поленов» из серии «Жизнь замечательных людей», работает Усадьба Поленово в Заокском районе Тульской области, жизни и творчеству посвящен сайт http://vasily-polenov.ru.

 

На основе анализа литературы и источников автор работы выдвигает следующие положения:

1. Литературные источники  анализируют творчество В. Поленова  достаточно обобщенно .

2. Художник В. Поленов  рассматривается как художник  и мастер исторической, пейзажной  и жанровой живописи.

3. Изображению города  в искусстве не уделяется достаточного  внимания.

4. Картина «Московский  дворик» В. Поленова считается  известной картиной художника, и  о ней упоминается в энциклопедиях, статьях, репродукциях, но посвящено  мало исследований.

5. Книга Художественная  галерея с полным собранием  работ всемирно известных работ  художника, 17/2005 не располагает описанием  работы «Московский дворик» В. Поленова.

 

Целью данной работы является анализ картины «Московский дворик» В.Д. Поленова.

В процессе достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

- рассмотреть творческую  биографию В. Поленова;

- охарактеризовать понятие  городского пейзажа в искусстве XIX века;  - проанализировать картину «Московский дворик» В. Поленова  с   точки зрения художественного смысла и взаимосвязи искусства и городского пейзажа.

 

Объект работы - картина «Московский дворик» В. Поленова.

Предмет работы – художественные средства изображения, используемые в картине «Московский дворик» В. Поленова.

Методы работы: сравнительный, аналитический, художественный анализы.

За теоретическую основу работы были использованы труды авторов: Пастон Э., Ионина Н.А., Юрова Т.В., а также интернет источники, тематические работы художника.

 

 

Глава 1.

      1. Особенности творчества В. Д. Поленова.

Василий Поленов родился в культурной дворянской семье в 1844 году. Его отец был известным археологом и библиографом. Мать занималась живописью. Мировоззрение В. Поленова сложилось в поездках на север Олонецкого края, за наблюдениями и созерцанием девственной природы, Тамбовской губернии у бабушки В.Н. Воейковой.

В. Поленов занимался с педагогами по живописи из Академии художеств. Так, П.П. Чистяков развил талант Поленова, обучив его рисунку и основам живописи (1856-1861), требуя особого внимания к изучению натуры. Также учениками П.П Чистякова были В.М Васнецов, М. А. Врубель, Ю. М. Пэн, И.Е Репин, А. И. Рябушкин и другие.

В. Поленов был учеником натурного класса Академии художеств. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств с серебряными медалями за рисунки и этюд и исторической живописи.

Европейское влияние ощутил с посещением парижских выставок (1867) и анализа произведений народных художественных промыслов различных стран.1

В 1872 году В.Д. Поленов в Европе изучал произведения немецких художников, сравнивая их с "опьянением опиумом", отдающие романтизмом (А. Бёклин), одухотворенность пейзажей и возрождение культа античности.

Итальянское влияние оказало на него влияние в копировании мастеров Возрождения и с натуры. Колорит произведений был богат и разнообразен, наполненный линиями затишья, спокойствия, благополучия, и еще не пролился живой, вибрирующий свет "открытого воздуха", завоевавший импрессионистов.

Московский цикл работ ознаменовался большой творческой открытостью, живостью духа и ума, света и воздуха в "Бабушкином саде", "Лете" и "Московском дворике". В.Д. Поленов стал русским мастером интимного пейзажа.

В 1986 году появляются картины «Иов и его друзья», «Христос воскрешает дочь Иаира» (1871).  2

В Париже написал картину «Арест графини д’Этремон» (1876).

 

Влияние Ближнего востока вылилось в масштабное полотно «Христос и грешница» (1882-1887), картина «На Тивериадском (Генисаретском) озере» (1888).

        Как  городской житель, В. Поленов любил  ширь бескрайних полей, широколиственные  густые леса, спускающиеся к могучим  рекам,  тихие места природы, сосновый  бор, а также сельских детей.

Евангельская серия картин «Из жизни Христа» (1909) имела большой успех и стала событием в мире живописи.

       Картины  цикла «Из жизни Христа» (1910), картина  «Разлив на Оке» (1919). Поленов очень  любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году.

Освоение русской действительности приняло у него своеобразный характер.

В Москве он работал над картиной Пострижение негодной царевны, но так его и не осуществил. В. Поленов написал несколько этюдов кремлевских соборов и теремов, в которых сказалось мастерство художника в пленэрной живописи, его интерес к передаче в живописи архитектурных образов, который ощущался в «Аресте гугенотки» и «Праве господина».

В архитектурных этюдах («Успенский собор. Южные ворота», «Теремной дворец», «Верхнее золотое крыльцо»), в изображениях интерьеров («Выход из покоев на золотое крыльцо», «Золотая царицына палата. Окно») В. Поленов воспроизвел древнерусскую архитектуру со всей археологической точностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. . Жанр урбанистического пейзажа.

Жанр городского пейзажа включает художественное представление и описание городов больших и маленьких, с современными небоскрёбами и узкими улочками. Картины с изображение урбанистического пейзажа разнообразны как города. Картины с городским пейзажем помогают сохранить память об историческом облике городов, увидеть городской пейзаж современных городов, а так же видеть городской пейзаж городов прошлого и увидеть будущее городов. Картины с изображением урбанистического пейзажа - это путеводитель по городам прошлого, настоящего и будущего.

В настоящее время у современных художников существует большой выбор картин в жанре урбанистического пейзажа. Картины городского пейзажа красивы, разнообразны по сюжетам и технике исполнения.

Современные художники исполняют картины с пейзажами российских городов и с пейзажами городов всего мира.

Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности. Пейзаж сформировался как самостоятельный жанр в искусстве, в котором основным предметом изображения является природа. Вначале бытует видовой пейзаж, преобладавший в графике, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни.

Позднее, в городском пейзаже находят отражение мотивы и настроения, характерные для художественного направления - классицизма, романтизма.

В XX столетии получают развитие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

Урбанизация означает городской. И является процессом повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации - рост в городах промышленности, развитие их культурно-политических функций, углубление территориального разделения труда.

Задачей изображения в стиле городского пейзажа является истинное отражение облика города с его характерными потоками людей, машин, улиц, в соответствии с сюжетом и образами природы, интегрированной в городскую среду.

Освоение классического наследия в разные годы проявилось у живописцев, где изображения улиц, переулков, окрестностей, его природы воспринимались как идеал воплощения образа города. В работах Х. Аверкамп (ранний тип голландского городского пейзажа XVII в.) видны элементы жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами. Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, француз Э.Г. Лапу передают гордость человека за землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов, отражая чувство искренней и безграничной любви к окружающему миру города.

 

А.Ф. Яковлевич (1753, 1754, Петербург, 1824), мастер русского городского пейзажа, запечатлевшего виды Москвы, И. Левитан Сокольники (1879), Е.А. Шепелевич (1960) отразил посёлок гидростроителей, суровую сибирскую природу, труд строителей, строящих на Енисее гидроэлектростанцию, где его офорты, гравюры, рисунки явились историческим и художественным отражением стройки, что явилось неотъемлемой частью художественных традиций города и источником городских пейзажей, раскрыв совершенную красоту города и его окрестностей.

Архаизм городских пейзажей обнаруживается в живописных, скульптурных произведениях и в декоративно-прикладном искусстве, в фарфоровых статуэтках, вазах, чайниках, кружках и кубках с изображениями городов, раскрывались новые грани явления города, улиц, природы.

К концу войны тема города возродилась вновь, обретя мажорное звучание в картине А. Горский "Без вести пропавший" (1946), Б. Иогансон "Праздник Победы" (1947), А. Михайлов "Пленные в Москве", В. Жемерикин "Возвращение" (1979), В. Дмитриевский "День Победы" (1982).  3

Тема города необычно преломилась в 1970-80-е годы в творчестве представителей послевоенного неофициального искусства («альтернативного» искусства) с элементами городского пафоса (Собакин И.К. Угольный рай, Беседка у храма, Васми Р.Р. Железнодорожный переезд, Стебаев А.А. Москва-река, Рейн Т.М. "Крым. Малый маяк" 1982)4

Информация о работе Художественный анализ картины «Московский дворик»