Художественный анализ картины «Московский дворик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В русском искусстве XX века изображение города очень многолико и в живописи, и в графике. Художников привлекает разнообразие форм, непрерывное движение, уличный быт.
Сегодня живопись, графика и декоративно-прикладное творчество дополняют эту тему. Мастера искусства в разное время обращались в творчестве к городской тематике (А.К. Саврасов. Грачи прилетели (1871). «Ранняя весна. Оттепель». 1880).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. …………………………………………………………………………..8
1.1. Особенности творчества В.Д. Поленова…………………………………8
1.2. Жанр урбанистического пейзажа…………………………………….…11
Глава 2. ………………………………………………………………………....16
2.1. Художественный анализ картины «Московский дворик»……………....16
2.2. Оценка художественного произведения……………………..…………...21
Заключение.........………………………………………………………………...25
Список литературы....……………………………………………………………27
Список иллюстраций…………………………………………………….………28
Альбом иллюстраций……………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая анализ произведения.docx

— 240.71 Кб (Скачать файл)

В эпоху Высокого Возрождения было обращение к области линейной перспективы в цельной картине, где в алтарных композициях ландшафт имел вид сцены с человеческими фигурами на первом плане.

Тихий уголок города изображен в пейзаже “Улочка” (до 1660, Рейксмузеум, Амстердам) в гамме кирпично-красных оттенков, глубокую содержательность и значимость. Я. ван Рейсдал (17в.) прославился картинами с изображением равнин, мельниц по берегам рек, деревушек среди дюн.

 

В. Поленов, пишет Пастон Э., это - художник мастерски владевший пленэром, умело сочетал в этюде два типа натурного видения. Он использовал способность глаза вычленять локальный цвет в игре рефлексов и, наоборот, интенсивно воспринимать цветовые и световые рефлексы. Благодаря соединению этих двух типов видения живописцу удалось передать изменчивость состояния природы, ее форм, создать ощущение живости и непосредственности пейзажа.

Одновременно в строгом композиционном построении, в мастерстве, с которым художник варьирует замкнутые линии эллипса, очерчивающие дом, пруд, купы деревьев, в выверенности цветовых пятен и их гармонии, в широком и свободном письме виден дар Поленова-декоративиста. В синтезе художественных средств рождается романтический образ старинной дворянской усадьбы, связанный у Поленова с семейными преданиями и реальными, сохранившимися с детства воспоминаниями о людях конца XVIII-начала XIX века5.

Далее, мы рассмотрим этюд к картине "Московский дворик", который В.Д. Поленов писал из окон московской квартиры на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков.

Этой картиной В.Д. Поленов дебютировал на Выставке художников-передвижников в 1878 году. Он писал И.Н. Крамскому: "К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета".

Эта "картинка" принесла В.Д. Поленову известность, подобно саврасовским "Грачам", "Московский дворик" говорит о близком и родном, что с детства живет в сознании каждого из нас.

 

 

Глава 2.

2.1. Художественный анализ картины «Московский дворик» В.Д.Поленова.

На картине "Московский дворик" В.Д. Поленова воспроизведен типичный уголок старой Москвы - с особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с провинциальным укладом жизни. В.Д. Поленов вспоминал, что «это было утро ясного солнечно дня в начале лета. Легко скользили по небу облака, все выше поднималось солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик постепенно оживал».6

Торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятишки. Пригревшись на солнце, мирно ожидает хозяина запряженная в телегу лошадь, готовая тронуться.

Девочка в белой кофте и длинной юбке стоит и внимательно рассматривает цветок, который держит в руках. Неподалеку горько плачет сидящая на земле маленькая девчушка, но на нее никто не обращает внимания. Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых во всем пейзаже.

Искусствовед Т.В. Юрова писала, что, В.Д. Поленов вложил в полотно «силу любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи. В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся хозяйственные пристройки»7

Рядом с косыми сараями, колодцем и заборами сверкают белизной нарядные особнячки, стройные храмы, взлетают вверх кружевные колокольни, блестят купола церквей в лучах солнца. А над этим царит бездонное небо.

Для картины В.Д. Поленов выбрал раннее летнее утро, поэтому в ней нет ни зноя и ослепительного солнца. Художник чувствовал, что жаркое солнце не вяжется со скромным пейзажем, умиротворенным и ясным настроением, царящим в природе.

На первый взгляд, композиция "Московского дворика" кажется несколько хаотической. Но хорошее знание перспективы позволило В.Д. Поленову построить произведение именно таким образом. Силуэт сарая между белыми церковью и колокольней, освещенными солнцем, и домом определяет центр.

В центре – заросший свежей травой пустырь и пересечен диагоналями тропинок, подчеркивающих глубину пространства. Ребенок на переднем плане, фигурка женщины с ведром воды и запряженная в телегу лошадка образуют треугольник композиции и подчеркивают соотношения масштабов.

Играют дети, почему-то плачет малыш, пасутся куры – все это создает хлопотливый мирок, согретый солнечным теплом. С нежностью останавливается взгляд художника на венчике ромашки, золотой головке девочки и сияющей главке церкви, создавая гармоническую взаимосвязь малого и большего мира.

Слева - приглушенные тона зеленого сада, справа пространство замыкает затененный угол сарайчика. Сверху и снизу пространство картины замыкают темнеющая зелень травы у нижнего края и темное в зените небо. Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья вдали за сараем уводят глаз зрителя в глубину перспективы.8

Чистый воздух струится вокруг белой с горящими куполами церкви, и этим несколько лишает ее четких очертаний, но все остальные формы написаны художником совершенно ясно.

На заднем плане картины могучая сосна, как символ шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем - очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, разлитые по пространству картины и ощущаемые, как знак близкой грозы земле, для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку природные и земные дары.

Единственная деталь, навевающая тревогу, - погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных воспоминаний. Или засохшая сосна выступает переживаний автора, потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей. Проселок, полузаросший травой и цветами, приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями, обещая увести в светлую даль.

Ласточки «стригут» прямо над землей стремительно, что тени не поспевают за ними. «Рожь» как звучащая картина, в создании которой автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Весенняя зелень травы передана В.Д. Поленовым с оттенками, хотя издали кажется, что ее поверхность окрашена одним тоном. Чувствуется, что художник любит цвет, но он словно сознательно ограничивает себя 4 необходимыми красками, чтобы добиться общей гармонии и передать воздушную атмосферу, окутывающую все деревья, фигуры и строения, крыши всех домов, например, светло-голубые, слегка зеленоватые. В каждом отдельном случае очень верно выбран тон, что позволило художнику плавно перейти от зелени травы и деревьев к голубизне небес.9

Создание картины «Московский дворик» связано с переездом В. Поленова в 1877 году в Москву. Старые московские улицы, памятники национальной архитектуры, патриархальный уклад жизни того времени, казавшийся особенно самобытным по сравнению с чиновным Петербургом, поразили воображение художника. «Вот увидишь сам, - писал ему накануне Репин, - как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображенная. Как втянет тебя до мозга костей ее поэтическая правда, как станешь ты постигать ее, да со всем жаром любви переносить на холст - так сам удивишься тому, что получится перед твоими глазами».

Точность помогает художнику передать чувство восторженного изумления перед открывшейся ему красотой московского зодчества. На фоне ярко-голубого неба соборы и терема, залитые солнцем, усиливающим мажорное звучание цветового строя, «живут» в световоздушной среде.

Архитектура, органично вписываясь в своей декоративной многоцветности в лазурь неба, играя рефлексами солнечного света, сама как бы наполнена светом, воздухом. Увлеченность художника Москвой, ее бытом и архитектурой видна и в этюде «Московский дворик» (1877), написанном из окна снятой им квартиры в Трубниковском переулке. Этюд этот стал прообразом будущей знаменитой картины.

 

 

 

2.2. Оценка художественного произведения.

Картина, показанная скромно как небольшое полотно на 6-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открыла период пленерной живописи В.Д. Поленова и положило начало московского периода его творчества.10

П.В. Третьяков писал в Петербург Крамскому, отзываясь о картине, что: «Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде и того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано».

Эта небольшая, скромная и милая картина не затерялась, выдержала художественный искус рядом с «Протодьяконом» Репина, с «Встречей иконы» Савицкого, с «Витязем на распутье» Васнецова, с «Кочегаром» и «Заключенным» Ярошенко, с пейзажами Шишкина и Куинджи, портретами Крамского, жанрами Мясоедова, Максимова и В. Маковского.11

"Московский дворик" воспринималась лучшим произведением  национальной живописи и жемчужина  русского искусства. «Картинка моя  действительно продана, - писал Поленов 19 мая П. П. Чистякову, - ее купил  Павел Михайлович Третьяков».

«Московский дворик» выявил в В.Д. Поленове исключительное дарование художника-пейзажиста и явился поворотным моментом в истории создания интимно-лирического пейзажа русской живописи.

Московская типичная обстановка: деревянный с колоннами особнячок, тенистый сад с сараем и колодцем при нем, характерная пятиглавая церковка с шатровой колокольней, яркая зелень травы на дворе, женщина с ведром с водой, беззаботно играющие ребятишки, запряженная в телегу лошадка являются типичными чертами пейзажа старой Москвы, в которой объединились волшебной кистью живописца в широкую бытовую картину, властно покоряющую непосредственностью правдивого отображения жизни.

Не сюжетными деталями и повествовательными подробностями достигает В. Поленов художественного эффекта, а исключительно живописными средствами, захватывающими при первом взгляде на картину.

Мягкий ощутимый, заполняющий картину воздух летнего дня, проплывающие в ясном бездонном небе и тающие в вышине облака, слепящий глаза солнечный блеск на стене и крыше особнячка, на колокольне и на главах церкви, на сарае, на крышах дальних строений, на дорожке придает картине ее покоряющую, неповторимую поэтичность.

По-новому после «Московского дворика» засветились в русской живописи краски, засияло солнце, зашелестели деревья, пейзаж ожил и засверкал. Вместе с Саврасовым и Ф. Васильевым Василий Дмитриевич Поленов картиной «Московский дворик» открывал новую главу в истории русского пейзажа.

В. Поленов первым вышел к новой стилистике искусства конца XIX - начала XX века.12

Пастон Э. пишет о В. Поленове, что его деятельность основывалась на стремлении приносить пользу людям, активно участвовать в жизни общества, что сближало творчество мастера с процессом демократизации искусства и движением Товарищества передвижников.

В. Поленов видел гражданский долг в эстетическом просвещении народа, в том, чтобы искусство несло радость и красоту. Его слова из письма Виктору Васнецову: «…искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит»13

Понимание В. Поленовым целей и задач искусства перекликалось с высказанной В. Серовым идеей о необходимости «отрадного» в искусстве, идеей, ставшей манифестом, утверждавшим «отрадное», радость как содержание искусства и основу творческого процесса.

«Я уверен, - писал Левитан своему учителю В. Поленову в 1886 году, - что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас».

Таким образом, определяя место В. Поленова в истории русского искусства, его художественное творчество, общественно-педагогическая деятельность раскрывают значение личности художника.

«Он был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен-европеец и аристократ», - писал Л. Пастернак. Широко и разносторонне образованный, мягкий и интеллигентный, Поленов менял представление о художнике, заставляя видеть артистическую натуру и человека «большого и красивого ума», убежденного в способности искусства преобразовать мир по законам красоты.

Пастон Э. пишет о работах В. Поленова так, что «его архитектурные формы теряют четкость очертаний в голубых и светло-оливковых рефлексах яркого освещения. Он ослеплен потоком солнечного света, и, отражая его, сам излучает свет, отбрасывая его на желтую дорожку, идущую вдоль пруда. С домом контрастируют деревья и кустарники, написанные широко и свободно. Мастерски разработаны градации зеленого света - от желтоватого до темно-оливкового. Освещенность зелени подчеркнута ее отражением в зеркальной поверхности овального пруда».14

 

 

 

 

 

Заключение

Целью данной работы являлся анализ картины «Московский дворик» В.Д. Поленова.

В процессе достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотрена творческая биография В. Поленова; охарактеризовано понятие городского пейзажа в искусстве XIX века; проанализирована картина «Московский дворик» В. Поленова  с точки зрения художественного смысла и взаимосвязи искусства и городского пейзажа.

На основе анализа литературы и источников автор работы выдвигала следующие положения:

1. Литературные источники  анализируют творчество В. Поленова  достаточно обобщенно и на  основе конкретного системного  анализа.

2. Художник В. Поленов  рассматривается как художник  и мастер исторической, пейзажной  и жанровой живописи.

3. Изображению города  в искусстве не уделяется достаточного  внимания.

4. Картина «Московский  дворик» В. Поленова считается  известной картиной художника, и  о ней упоминается в энциклопедиях, статьях, репродукциях, но посвящено  мало исследований.

Информация о работе Художественный анализ картины «Московский дворик»