Формирование осанки у младших школьников средствами хореографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза: формирование и коррекция осанки у младших школьников будет результативной, если выявить качественные, своеобразные методы и средства хореографии для формирования осанки.
Задачи:
Изучить анатомо-физиологический аспект развития детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть процесс формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть современную структуру хореографии, и выявить специфические средства, влияющие на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение
Глава I
1.1.Анатомо-физиологический аспект развития детей младшего школьного возраста.
1.2.Процесс формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста
1.3.Структура хореографии и ее влияние на развитие, и формирование осанки у детей младшего школьного возраста.
Глава II
2.1. Методика отбора упражнений хореографии для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
2.2.Комплекс танцевальных упражнений для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.rtf

— 408.89 Кб (Скачать файл)

         Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению  дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Этот  возраст наиболее благоприятен для формирования правильной осанки, всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте можно сформировать навык правильной осанки или подвергнуть коррекции ее нарушения.

 

 

 

1.2.Процесс формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста

       Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют  осанкой[12,13].Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают, прежде всего, путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой. 
      Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.

        Из выше сказанного можно сказать, что правильная осанка характеризуется следующими признаками - прямое положение туловища, развернутые плечи, приподнятая голова, немного втянутый живот. Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить "индикатором" нарушений в осанке. [13,14] Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание. Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение. Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета - прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.

        Из всего выше сказанного можно выделить ряд причин нарушения осанки. Это  нерациональный режим, различные заболевании, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное  физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки. Чаще всего  нарушения осанки и искривления позвоночника  имеют ослабленные дети, Большинство из них еще в раннем возрасте переносят многие детские инфекционные болезни, болеют рахитом, следы которого остаются на скелете в виде деформации грудной клетки, искривлений ног, плоских стоп. Заболевания часто усугубляют формирование неправильной осанки и развитие деформации позвоночника. Прежде всего, следует отметить близорукость и косоглазие, гипотонию мышц, пороки развития позвоночника, заболевания легких и сердца. [14,15]

       Формироваться осанка начинает в основном  в 6 - 7 лет. Равно как и другие навыки, поддержание правильной позы во время ходьбы, выполнения работ стоя или при ответах у доски, а также в период много часовых учебных занятий за партой или дома за письменным столом требует систематичности и повторяемости. Образование и закрепление двигательных навыков, формирующих осанку детей, происходит постепенно и длительно с раннего возраста. Предпосылками нарушения осанки может стать то, что ребенка рано усаживают, обкладывая подушками, неправильно носят на руках преждевременно ( минуя стадию ползания) начинать учить ходить, во время прогулок постоянно держат за руку[14,16] В дошкольные годы нарушения осанки способствуют уплощение стоп, неправильная поза во время рисования, выполнения работ на земельном участке с использованием инвентаря, не отвечающего своим размерами возрастным особенностям детей.

         С самого начала обучения в школе к этим отрицательным моментам могут присоединиться и другие: ограничение двигательной активности, почти на 50% по сравнению с дошкольным периодом воспитания, увеличение статической нагрузки, связанной с вынужденной рабочей позой (сидя или стоя), ношение в одной руке портфеля с тяжелыми книгами и тетрадями. Нарушения осанки способствует усвоенные привычки: сидеть, горбясь  или горбясь  и искривляя позвоночник  в бок  в его поясничном грудном отделах; стоять с упором на одну ногу (что может вызвать боковое кованное сведенными вперед плечами. [15,17]

      Нарушениям осанки и искривлением позвоночника может способствовать  неправильная организация ночного сна детей и подростков: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись << калачиком>> согнув тело и поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника. Отрицательно сказывается на состоянии осанки и внутренних  органов перетягивание  живота в верхней его части тугими резинками и поясами.  Этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости,  нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации[16,18]

        Легко воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки, если  учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения, если трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд, организованы с учетом возрастно-половых особенностей детей и подростков, а учебные и не учебные занятия проходят в школе и во внешкольных учебных заведениях в условиях, отвечающих требованиям гигиены.

        Нарушение осанки в переднезаднем направлении проявляются в увеличении или уменьшении естественных изгибов позвоночника, в отклонениях от правильного положения плечевого пояса, туловища, головы. Наиболее частыми нарушениями осанки являются плоская спина, круглая, кругло вогнутая. К ним относится кифоз лордоз и сколиоз [17,19] (прил.1)

        Сколиоз - это искривление позвоночника вбок, всторону, оно возможно во всех его отделах. Межпозвонковый сустав устроен так,что позволяет совершать круговое движение. А при сколиозе оно затруднено,напряжение мышц с разных сторон позвоночника и нагрузка на сам позвоночник становится не симметричными, ведет к еще большей асимметрии тела. Если сколиоз достиг 2 -й степени, нарушение симметричности можно заметить даже при поверхностном взгляде на человека.

Процесс искривления позвоночника начинается в детстве, но будет ли у ребенка нормальная осанка, зависит в первую очередь от его родителей. Иногда родители утверждают, что осматривали ребенка каждый день купая его в ванной, и не заметили . Но в ванной можно заметить только очень грубое нарушение осанки!

Для этого не пропустить сколиоз 1-й степени и своевременно принять необходимые меры, следует знать, на что обращать внимание. Сначала нужно узнать, если сколиоз. [18,20]

      Методика диагностики сколиоза такова: нужно обнаженного до пояса ребенка  поставить перед собой. Свет в помещении  должен быть ярким и рассеянным, чтобы не создавать резкие тени. Смотреть лучше немного снизу. Если ребенок маленького роста, поставьте его на табурет или стол, а сами сядьте рядом на стул. Начинайте осмотр со спины. Ребенок должен стоять ровно, спокойно и слегка расслабленно. Сколиоз на начальной стадии можно определить по следующим признакам:

- одно плечо выше другого;

- нижнее внутренние углы лопаток расположены на разных уровнях;

- Форма талии и бедер асимметрична; 

-Заметен реберный горб.

       Обнаружить эти нарушения помогут следующие действия[19,21]

Попросите ребенка наклониться и приложите к его спине горизонтальную линейку - ребра с обеих сторон должны быть на одном уровне.

Сохраняя наклонное положение ребенка, отметьте фломастером выступы на позвоночнике; внимательно присмотритесь - отметки должны располагаться по прямой линии (любое отклонение признак сколиоза).

По определению это нарушение антагонисты (кифоз - прогиб позвоночника назад, лордоз - прогиб позвоночника вперед). Тем не менее,  между ними очень много общего.  Чаще всего  кифоз и лордоз бывают вызваны одним и теми же причинами. Как правило, если в одном отделе позвоночника развивается кифоз, то в другом отделе позвоночника развивается кифоз, то в другом отделе почти неминуемо развивается компенсационный лордоз, и наоборот[20,22]

        В норме небольшой кифоз обязателен в верхней части грудного отдела позвоночника, а также в области крестца и копчика. Лордоз считается нормальным, если в определенной степени он проявляется в нижне - грудном и поясничном, а также шейном отделах позвоночника.

Патологией считается кифоз грудного отдела, нормальный физиологический изгиб, и прогиб назад. Даже очень небольшой, в тех отделах позвоночника, где в норме должен присутствовать лордоз (в шейной, нижнегрудной и поясничной областях). В детском  и юношеском возрасте такой дефект, принимаемый за сутулость, просто некрасив, а в зрелом -- он может стать источником сильных болей.

  Лордоз считается патологией, если позвоночник прогибается вперед в верхнее грудном отделе и если в других отделах он превышает норму. Когда ребенок сутулится, но старается держать голову более ли менее прямо, у позвоночника в поясничной области неизбежно появляется второй гипертрофированный изгиб вперед. Это гиперлордоз: таз отходит назад, а живот выпячивается.[21,23]

       В детстве на кифоз и лордоз почти не обращают внимания. При лордозе грудного отдела деформируется грудная клетка, уменьшается дыхательный объем легких, затрудняется работа сердца и ухудшается амортизационные свойства позвоночника. При гиперлордозе поясничного отдела позвоночника снижается стойкость к повышенным нагрузкам, ухудшается работа тазобедренных суставов и отвисает живот. Кифоз грудного отдела часто сопровождается такими дефектами, как бочкообразная, килевидная грудная клетка, воронкообразная деформация реберных дуг и грудины. Иногда укорачиваются ключицы: при таком дефекте плечи постоянно повернуты вперед. Диагностика проводится визуально (при осмотре) .[21,24]

       Методика выявления лордоза - Для того чтобы отметить степень нарушения, можно положить пациента на жесткую кушетку и измерить расстояние между плечами и опорой. В норме плечи должны плотно лежать на кушетке или отстоять от нее более чем на 2-3 см. Нарушение осанки нельзя оставлять. И сколиоз, и кифоз, и лордоз имеют тенденцию к развитию. Необходимо лечит, развитие искривление позвоночника остановить нельзя - их можно только вылечить.

         Причины искривления позвоночника. В чистом виде сколиозы, лордозы и кифозы встречаются редко, чаще они сочетаются с какими- либо другими нарушениями и проявляются во всевозможных комбинациях. [22,25]

1. Врожденные дефекты. Большое значение имеют деформации позвонков и ребер. Это касается, прежде всего,  клиновидных позвонков, полупозвонков, сросшихся и лишних ребер.  К счастью, такие дефекты редки (не более 0,25 % - 0,5 % всех случаев). Как правило, они проявляются очень рано, и требует интенсивного лечения. При врожденных дефектах сколиоз обычно сочетается с деформацией грудной клетки, кифозом и лордозом.

  2.Родовые травмы. При тяжелых родах страдает головной мозг ребенка, нарушается симметрия иннервации (от лат. внутри) С одной стороны регуляция функции головного мозга будет нормальной, достаточной, а с другой стороны -- нет. Дефекты развития позвоночника после таких травм начинают проявляться примерно с 5-6 лет. Форма заболевания бывает самой разной -- легкой и тяжелой.  [23,26]

3.Индуцированные нарушения. Как правило, они бывают вызваны внешними причинами, к которым относятся занятия видами спорта, требующими несимметричной нагрузки разных групп мышц (теннис, стрельба из лука, фехтование, метание спортивных снарядов и т.д.), а также  игра на скрипке, аккордеоне, привычка сидеть, развалившись или поджав ногу и др. Индуцированный  сколиоз может развиваться вследствие разной длины ног.           В этом случае перекошенный таз  вызывает изгиб позвоночника в поясничной области в сторону укороченной ноги. В грудной области, как правило, появляется контризгиб в противоположную сторону. К нарушениям осанки может  привести и мода, и врожденная застенчивость.

        В некоторых молодежных группах принято ходить сгорбившись. А большая грудь у молодой девушки часто вызывает желание ее спрятать - проще всего при этом согнуть спину. Все это может привести к стойким изменениям в позвоночнике. Критический возраст для индуцированных нарушений - 11-13 лет, когда у детей начинается гормональная перестройка, сопровождающаяся резким ускорением роста скелетных костей. [24,27]

4.Остеохондропатия. Недоразвитие костно-хрящевого аппарата. Обычно является следствием пониженной активности в детском возрасте.

5. Чрезмерный быстрый рост ребенка. Во время полового созревания бывают, периоды взрывного роста: за несколько месяцев - до 15 см. При этом рост мышц  сильно отстает от роста скелета. В результате позвоночник может оказаться перекошенным.

6. Травмы позвоночника. При спрыгивании с качелей ребенок может получить удар сиденьем по спине. Не менее опасно спускаться со снежных горок на плоских предметах вроде тарелок или картонок - при подпрыгивании наносятся сильные удары по ягодицам, а выпрямленный поясничный одел позвоночника (во время сидения с согнутыми ногами на плоскости) не позволяет демпфировать (гасить) эти удары. Поэтому гораздо безопаснее кататься на обычных санках.

Информация о работе Формирование осанки у младших школьников средствами хореографии