Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 06:35, автореферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование дидактических особенностей обучения джазовой импровизации вокалистов, разработка и апробация экспериментальной методики импровизационно-интерпретаторской подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады.
Задачи исследования:
• выявить сущность и содержание «джазовой импровизации» вокалистов музыкальной эстрады;
• раскрыть дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады в вузе;
• разработать модель обучения джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады в системе высшего образования;
• теоретически обосновать, апробировать и внедрить методику обучения джазовой импровизации студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств.
1.1. Сущность и специфика обучения джазовой импровизации вокалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
1.2. Содержание и образовательная модель обучения импровизации вокалистов музыкальной эстрады.
Глава 2. Методические основы обучения джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады.
2.1. Организация и содержание экспериментальной методики обучения импровизации вокалистов эстрадно-джазового пения.
2.2. Активизация музыкально-творческой деятельности вокалистов в процессе обучения джазовой импровизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика джазовой импровизации.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Äèäàêòè÷åñêèå îñîáåííîñòè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà ýñòðàäû â âóçàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ

òåìà äèññåðòàöèè è àâòîðåôåðàòà ïî ÂÀÊ 13.00.08, êàíäèäàò ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê Çàéöåâà, Àííà Ñåðãååâíà

 

Share on vk

Share on facebook

Share on twitter

Share on mymailru

Share on odnoklassniki_ru

Share on livejournal

Share on surfingbird

More Sharing Services

Àâòîðåôåðàò

 

Äèññåðòàöèÿ

 

Àðòèêóë: 470015

Ãîä:

 2012

Àâòîð íàó÷íîé ðàáîòû:

 Çàéöåâà, Àííà Ñåðãååâíà

Ó÷åíàÿ còåïåíü:

 êàíäèäàò ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê

Ìåñòî çàùèòû äèññåðòàöèè:

 Ìîñêâà

Êîä cïåöèàëüíîñòè ÂÀÊ:

 13.00.08

Ñïåöèàëüíîñòü:

 Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

Êîëè÷åñòâî còðàíèö:

 197

Îãëàâëåíèå äèññåðòàöèè

êàíäèäàò ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê Çàéöåâà, Àííà Ñåðãååâíà

 

ÂÂÅÄÅÍÈÅ.

 

Ãëàâà 1. Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâû îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà ýñòðàäû â âóçàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ.

 

1.1. Ñóùíîñòü è ñïåöèôèêà îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ â ïðîöåññå ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè â âóçå.

 

1.2. Ñîäåðæàíèå è îáðàçîâàòåëüíàÿ ìîäåëü îáó÷åíèÿ èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû.

 

Ãëàâà 2. Ìåòîäè÷åñêèå îñíîâû îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû.

 

2.1. Îðãàíèçàöèÿ è ñîäåðæàíèå ýêñïåðèìåíòàëüíîé ìåòîäèêè îáó÷åíèÿ èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïåíèÿ.

 

2.2. Àêòèâèçàöèÿ ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè âîêàëèñòîâ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè.

Ââåäåíèå äèññåðòàöèè (÷àñòü àâòîðåôåðàòà)

Íà òåìó "Äèäàêòè÷åñêèå îñîáåííîñòè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà ýñòðàäû â âóçàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ"

 

Àêòóàëüíîñòü èññëåäîâàíèÿ. Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ â Ðîññèè, ïåðåõîä íà íîâûå ïðèíöèïû îðãàíèçàöèè ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà îáóñëàâëèâàþò íîâûå òðåáîâàíèÿ ê ëè÷íîñòè âûïóñêíèêà âûñøåé øêîëû â ôîðìèðîâàíèè òâîð÷åñêîé èíäèâèäóàëüíîñòè ñïåöèàëèñòîâ, ðåàëèçàöèè èõ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ñôåðå êóëüòóðû è èñêóññòâà. Äîñòèæåíèå ýòîé öåëè íåâîçìîæíî áåç ðàçðàáîòêè òåîðåòè÷åñêèõ è íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêèõ îñíîâ îðãàíèçàöèè ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè ñòóäåíòîâ, ïîñêîëüêó ðåøàþùèì ôàêòîðîì îáíîâëåíèÿ âûñøåé øêîëû ÿâëÿåòñÿ íå ïðîñòî ëè÷íîñòü ñïåöèàëèñòà, åãî ãîòîâíîñòü äåéñòâîâàòü òâîð÷åñêè, íî è ÿðêàÿ, ñàìîáûòíàÿ ëè÷íîñòü, óíèêàëüíàÿ è íåïîâòîðèìàÿ, èáî òâîð÷åñòâî íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü áåç ëè÷íîñòíîãî, èíäèâèäóàëüíîãî âîïëîùåíèÿ ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé.

 

Òðåáîâàíèÿ, ïðåäúÿâëÿåìûå ê ñïåöèàëèñòó íà ñîâðåìåííîì ýòàïå ðàçâèòèÿ îáðàçîâàíèÿ, ïðåäóñìàòðèâàþò èíäèâèäóàëüíî-òâîð÷åñêèé ïîäõîä ê åãî ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêå, êîòîðûé îáåñïå÷èâàåò îâëàäåíèå ñïåöèàëüíîñòüþ íà ëè÷íîñòíîì óðîâíå. Îáó÷åíèå âîêàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïåíèÿ èìïðîâèçàöèè èãðàåò âàæíóþ ðîëü â ïðîöåññå ñòàíîâëåíèÿ èõ êàê òâîð÷åñêèõ ëè÷íîñòåé. Ó áóäóùèõ èñïîëíèòåëåé ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü âëàäåòü óìåíèÿìè è íàâûêàìè èìïðîâèçàöèîííîãî ìóçèöèðîâàíèÿ, ñèþìèíóòíîãî âäîõíîâåíèÿ ñîçäàíèÿ ìóçûêàëüíîãî îáðàçà, àêòèâíî âîçäåéñòâîâàòü íà àóäèòîðèþ è ïîääåðæèâàòü óñòîé÷èâûé èíòåðåñ ê âûñòóïëåíèþ, ñïîñîáíîñòü âûÿâëÿòü è äåìîíñòðèðîâàòü ñâîè ëè÷íîñòíûå è õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêèå óñòàíîâêè, âûðàæàòü ìûñëü âåðáàëüíî è íåâåðáàëüíî, ñòèìóëèðîâàòü ðàçâèòèå ÷óâñòâåííîé ñôåðû è ñïîñîáíîñòü ñî÷åòàòü ëîãè÷åñêîå è ýìîöèîíàëüíî-îáðàçíîå â ñâî¸ì âíóòðåííåì ìèðå è äåéñòâèÿõ.

 

Íåîáõîäèìîñòü äàííîãî èññëåäîâàíèÿ âûçâàíà åù¸ è òåì, ÷òî è èñêóññòâîâåä÷åñêèé, è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèé ïîäõîä ê èçó÷åíèþ ïðîáëåì îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ íå çàíÿë äîñòîéíîå ìåñòî â îòå÷åñòâåííîé ìóçûêàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå. Àêòèâíî èçó÷àþòñÿ îñîáåííîñòè âîêàëüíîãî ýñòðàäíîãî èñïîëíèòåëüñòâà, èññëåäóþòñÿ ñïåöèôè÷åñêèå òâîð÷åñêèå ïðîöåññû. âîïëîùåíèÿ õóäîæåñòâåííîãî çàìûñëà, èíòåðïðåòàöèè ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé.

 

Îäíàêî ïðîáëåìû îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû, îñîáåííî òåîðåòè÷åñêèå è ìåòîäè÷åñêèå àñïåêòû èõ ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòàíîâëåíèÿ â ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ íàøåé ñòðàíû, èçó÷åíû íåäîñòàòî÷íî.

 

Îñîáóþ àêòóàëüíîñòü ïðèîáðåòàþò âîïðîñû ñóùíîñòè è ñïåöèôèêè ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñêóññòâà, âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ èìïðîâèçàöèîííîãî ìàñòåðñòâà â âîêàëüíîì èñïîëíèòåëüñòâå, îñîáîãî õàðàêòåðà âçàèìîñâÿçè êîìïîçèòîðà è èñïîëíèòåëÿ, âçàèìîîòíîøåíèÿ ñî çðèòåëüñêîé àóäèòîðèåé.

 

 ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêå áóäóùèõ ñïåöèàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïåíèÿ ñëîæèëîñü ñëåäóþùåå ïðîòèâîðå÷èå: ñ îäíîé ñòîðîíû, ôóíêöèè ïðåïîäàâàòåëÿ çàäàíû îáùåñòâîì â âèäå ãîñóäàðñòâåííîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ñòàíäàðòà, â êîòîðîì ïðåäñòàâëåíû òðåáîâàíèÿ, âåäóùèå â èçâåñòíîé ñòåïåíè ê åäèíîîáðàçèþ è øàáëîííîñòè ïðåïîäàâàíèÿ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, îáùåñòâåííîå ñîçíàíèå ïðèçûâàåò ê ôîðìèðîâàíèþ òâîð÷åñêîé èíäèâèäóàëüíîñòè âûïóñêíèêîâ âûñøåé øêîëû. Îáúåêòèâíàÿ íåîáõîäèìîñòü íàïðàâëåííîñòè ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè âîêàëèñòîâ íà òâîð÷åñòâî îáóñëîâëåíà ñëîæíîñòüþ è ìíîãîîáðàçèåì ïîñòàâëåííûõ çàäà÷, íåîáû÷íûì ìíîãîîáðàçèåì êîíêðåòíûõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ñèòóàöèé è òåì, ÷òî âûïóñêíèêè, äîñòèãøèå óðîâíÿ òâîð÷åñêîé èíäèâèäóàëüíîñòè, ñïîñîáíû áîëåå àêòèâíî ó÷àñòâîâàòü â ñîçäàíèè äóõîâíûõ öåííîñòåé â ñôåðå ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà, ðàçâèòèè îòå÷åñòâåííîé âîêàëüíîé øêîëû.

 

Ïðîáëåìà íàøåãî èññëåäîâàíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â ðàçðàáîòêå, òåîðåòè÷åñêîì è ýêñïåðèìåíòàëüíîì îáîñíîâàíèè ïóòåé ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïåíèÿ, âûÿâëåíèè äèäàêòè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ èõ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè, ïðåîäîëåíèÿ ïðîòèâîðå÷èé, ñëîæèâøèõñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ ìåæäó óñëîâèÿìè äåÿòåëüíîñòè âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé è íåäîñòàòî÷íîé îáùåïåäàãîãè÷åñêîé è ìóçûêàëüíî-ìåòîäè÷åñêîé îáåñïå÷åííîñòüþ ôîðìèðîâàíèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ñïåöèàëèñòîâ âûñøåé êâàëèôèêàöèè â îáëàñòè ýñòðàäíî-äæàçîâîãî èñêóññòâà.

 

Ñòåïåíü ðàçðàáîòàííîñòè ïðîáëåìû. Ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè íà÷àëà óòâåðæäàòüñÿ â íàóêå åùå â äàëåêîì ïðîøëîì è ïðèâëåêàëà âíèìàíèå ôèëîñîôîâ, ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, èñêóññòâîâåäîâ. Îïðåäåëåííûé âêëàä â ðàçâèòèå ïðîáëåìû òâîð÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà ñðåäñòâàìè èñêóññòâà âíåñëè àíòè÷íûå ôèëîñîôû: Ïèôàãîð, Ïëàòîí, Àðèñòîòåëü, Ñîêðàò, Äåìîêðèò. Àíàëèç èõ ïîäõîäîâ ê ïðîáëåìàì ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî òâîð÷åñòâî ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âåäóùèõ ñóùíîñòíûõ ñòîðîí æèçíåäåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà è çàíÿòèå òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ ñïîñîáñòâóåò íå òîëüêî èíäèâèäóàëüíîìó ñàìîâûðàæåíèþ è ñàìîïðîÿâëåíèþ, íî è ðàçâèòèþ ÷åëîâåêà â öåëîì, ãàðìîíèçàöèè èíäèâèäà.

 

Äàííûå èäåè íàøëè ñâîå ðàçâèòèå â ãóìàíèñòè÷åñêèõ òåîðèÿõ ïðåäñòàâèòåëåé Ñðåäíåâåêîâüÿ, ýïîõè Âîçðîæäåíèÿ è Ïðîñâåùåíèÿ.  Ðîññèè òåîðåòè÷åñêàÿ ðàçðàáîòêà ïðîáëåì îáùå÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòåé, òâîð÷åñêîãî ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè ïîëó÷èëà ðàçâèòèå â ñåðåäèíå XIX -íà÷àëå XX âåêîâ.

 

Òåîðèÿ åäèíñòâà äóõîâíîãî è ýñòåòè÷åñêîãî, âûñøèõ öåííîñòåé ÷åëîâåêà, òâîð÷åñòâà, òâîð÷åñêîé ñâîáîäû ðàññìàòðèâàëàñü â èññëåäîâàíèÿõ îòå÷åñòâåííûõ ôèëîñîôîâ è ìûñëèòåëåé Ï.À. Ôëîðåíñêîãî, H.A. Áåðäÿåâà, È.À. Èëüèíà, B.C. Ñîëîâüåâà, Á.Ï. Âûøåñëàâöåâà è äðóãèõ.

 

Âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ íàøåãî èññëåäîâàíèÿ èìåþò òðóäû çàðóáåæíûõ ïåäàãîãîâ ß. Êîìåíñêîãî, Ã. Ïåñòàëîööè, À. Äèñòåðâåãà, à òàêæå îòå÷åñòâåííûõ - Ê.Ä. Óøèíñêîãî, JI.H. Òîëñòîãî, Ñ.Ò. Øàöêîãî, A.C. Ìàêàðåíêî è äðóãèõ, â ðàáîòàõ êîòîðûõ ðàññìàòðèâàëèñü ïðîáëåìû íàöèîíàëüíîãî âîñïèòàíèÿ, ðóññêîãî õàðàêòåðà.

 

Îáùåòåîðåòè÷åñêèå è ìåòîäîëîãè÷åñêèå àñïåêòû òâîð÷åñòâà ïðîàíàëèçèðîâàíû â òðóäàõ ïñèõîëîãîâ: Á.Ã. Àíàíüåâà, J1.C. Âûãîòñêîãî,

 

A.Í. Ëåîíòüåâà, C.J1. Ðóáèíøòåéíà, Â.Í. Ìÿñèùåâà, Â.Ç. Çèí÷åíêî,

 

B.À. Êðóòåöêîãî, Â.Â. Äàâûäîâà è äð. Áîëåå ñïåöèàëüíûå âîïðîñû ìóçûêàëüíîé ïñèõîëîãèè ïîëó÷èëè øèðîêóþ ðàçðàáîòêó â ðàáîòàõ Á.Ì. Òåïëîâà, E.H. Íàçàéêèíñêîãî, Â.Â. Ìåäóøåâñêîãî, Â.È. Ïåòðóøèíà, Ã.Ñ. Òàðàñîâà, Í.Ê. Áàêëàíîâîé è äð.  íèõ èçëîæåíû îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ èññëåäîâàíèé â äàííîé îáëàñòè: ïñèõîëîãèÿ ìóçûêàëüíîãî âîñïðèÿòèÿ, ïñèõîëîãèÿ èñïîëíèòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè, ïñèõîëîãèÿ ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîäãîòîâêà ìóçûêàíòà ê âûñòóïëåíèþ, ïñèõîëîãèÿ ìóçûêàëüíîãî îáó÷åíèÿ, äèàãíîñòèêà ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé.

 

Âîïðîñû îáùåé è ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ, îðãàíèçàöèè ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà îñâåùåíû â èññëåäîâàíèÿõ âåäóùèõ ïåäàãîãîâ: Â.À. Ñóõîìëèíñêîãî, Þ.Ï. Àçàðîâà, Á.Ò. Ëèõà÷åâà, È.ß. Ëåðíåðà, Ø.À. Àìîíàøâèëè, Â.À. Êàí-Êàëèêà, Í.Ä. Íèêàíäðîâà è äð.

 

Îòäåëüíûå àñïåêòû ïðîáëåìû òâîð÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðàññìàòðèâàëèñü â êóëüòóðîëîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðå, â èññëåäîâàíèÿõ ïî òåîðèè, îðãàíèçàöèè è ìåòîäèêå êóëüòóðíî-ïðîñâåòèòåëüíîé ðàáîòû. Îáùèå âîïðîñû ïîäãîòîâêè êàäðîâ íàøëè îòðàæåíèå â ðàáîòàõ À.È. Àðíîëüäîâà, Ë.È. Áåëÿåâîé, Þ.Ä. Êðàñèëüíèêîâà, Þ.À. Ñòðåëüöîâà è äð.

 

Ðàçëè÷íûì àñïåêòàì îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ ðóêîâîäèòåëåé ëþáèòåëüñêèõ êîëëåêòèâîâ, ñîäåðæàíèþ èõ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïîñâÿùåíû äèññåðòàöèè Ò.È. Áàêëàíîâîé, Â.À. Âîëîáóåâà, Ý.Í. Ãðàñååâà, Î.Ì. Íåæèíñêîãî, Â.Ã. Êóçíåöîâà, Ë.Ñ. Çîðèëîâîé, Ã.È. Øàõîâà,

 

Â.Ï. Ïîäêîïàåâà, Þ.À. Ãðèáêîâà, Ì.Ò. Êàðòàâöåâîé è äð.  ñôåðå ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà ïðîáëåìû ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòà, àêòèâèçàöèè ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ôîðìèðîâàíèÿ ìóçûêàëüíî-ýñòåòè÷åñêîé êóëüòóðû ðàññìàòðèâàþòñÿ â äèññåðòàöèÿõ JT.B. Øàìèíîé, J1.C. Àçàðöåâîé, Ò.Ã. Áîðòíèêîâîé, Ë.Ã. Äìèòðèåâîé, J1.B. Çîòîâîé, È.Ã. Êàíåâñêîé, À.ß. Êàðåëèíà, Å.È. Ëüâîâîé, Ã.Í. Ïàäàëêè, Î.Ï. Ðóäíèöêîé è äð.

 

Àâòîð îïèðàëàñü íà òåîðåòè÷åñêèå è ìåòîäè÷åñêèå ïðèêëàäíûå èäåè ïåäàãîãîâ, äåÿòåëåé ðàçëè÷íûõ âèäîâ èñêóññòâ: ìóçûêàëüíîãî -Á.Â. Àñàôüåâà, Þ.Á. Àëèåâà, Ë.Ã. Àð÷àæíèêîâîé, Ã.Ë. Åðæåìñêîãî, È.À. Ìóñèíà, Ã.Ã. Íåéãàóçà, Â.Ã. Ðàæíèêîâà, Ë.Í. Áàðåíáîéìà, Ë.Î. Ãèíçáóðãà, Ä.Á. Êàáàëåâñêîãî, Ã.Ì. Öûïèíà, Ë.Â. Øàìèíîé è äð.; òåàòðàëüíîãî - Ê.Ñ. Ñòàíèñëàâñêîãî, Ã.Ï. Àíñèìîâà, Ì.Î. Êíåáåëü, A.A. Ãîí÷àðîâà, Í.Ï. Àêèìîâà, À.Ä. Ïîïîâà, Ñ.Ñ. Êëèòèíà, Å.Ä. Óâàðîâîé, È.Ã. Øàðîåâà, Ñ.Â. Ãèïïèóñ, Þ.Í. ×åðåíêîâà è äð. Àíàëèç ëèòåðàòóðû ïîêàçàë, ÷òî â áîëüøåé ñòåïåíè ïðîáëåìà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè ðàçðàáîòàíà ïðèìåíèòåëüíî ê äåÿòåëüíîñòè èñïîëíèòåëåé, ìóçûêîâåäîâ, êîìïîçèòîðîâ, ïåäàãîãîâ ìóçûêè, ðóêîâîäèòåëåé êîëëåêòèâîâ àêàäåìè÷åñêèõ è ôîëüêëîðíûõ æàíðîâ ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà. Ëèòåðàòóðû, îñâåùàþùåé îïûò ðàáîòû ñ âîêàëèñòàìè, ïîêà ÷ðåçâû÷àéíî ìàëî.

 

Íåñìîòðÿ íà âàæíîñòü âûâîäîâ è ðåêîìåíäàöèé, ñîäåðæàùèõñÿ â ýòèõ ðàáîòàõ, íåîáõîäèìà äàëüíåéøàÿ êîìïëåêñíàÿ ðàçðàáîòêà íàó÷íî îáîñíîâàííîé ñèñòåìû ïîäãîòîâêè âîêàëèñòîâ äëÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ è ëþáèòåëüñêèõ êîëëåêòèâîâ â âóçàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ.

 

Àêòóàëüíîñòü è íåäîñòàòî÷íàÿ ðàçðàáîòàííîñòü ïðîáëåìû îáóñëîâèëè åå âûáîð â êà÷åñòâå òåìû äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ.

 

Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ: ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïîäãîòîâêà ñïåöèàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû â âóçàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ.

 

Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ: ïðîöåññ îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû.

 

Öåëü èññëåäîâàíèÿ: òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå äèäàêòè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ, ðàçðàáîòêà è àïðîáàöèÿ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ìåòîäèêè èìïðîâèçàöèîííî-èíòåðïðåòàòîðñêîé ïîäãîòîâêè áóäóùèõ ñïåöèàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû.

 

Çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:

 

• âûÿâèòü ñóùíîñòü è ñîäåðæàíèå «äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè» âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû;

 

• ðàñêðûòü äèäàêòè÷åñêèå îñîáåííîñòè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû â âóçå;

 

• ðàçðàáîòàòü ìîäåëü îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû â ñèñòåìå âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ;

 

• òåîðåòè÷åñêè îáîñíîâàòü, àïðîáèðîâàòü è âíåäðèòü ìåòîäèêó îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè ñòóäåíòîâ-âîêàëèñòîâ â âóçàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ.

 

Ãèïîòåçà èññëåäîâàíèÿ ñîñòîèò â ïðåäïîëîæåíèè î òîì, ÷òî îáó÷åíèå èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû íàèáîëåå ýôôåêòèâíî ïðè óñëîâèè: âûÿâëåíèÿ ñóùíîñòè è ñîäåðæàíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû; îïðåäåëåíèÿ äèäàêòè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ñòðóêòóðû è ñîäåðæàíèÿ ìîäåëè îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè â õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêîì ñòàíîâëåíèè âîêàëèñòîâ; ðàçðàáîòêè è ðåàëèçàöèè ýêñïåðèìåíòàëüíîé ìåòîäèêè àêòèâèçàöèè ó÷åáíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñòóäåíòîâ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ äæàçîâîé èìïðîâèçàöèè âîêàëèñòîâ ìóçûêàëüíîé ýñòðàäû.

 

Ìåòîäîëîãè÷åñêóþ îñíîâó èññëåäîâàíèÿ ñîñòàâèëè ôèëîñîôñêèå ïîëîæåíèÿ î âçàèìîñâÿçè è âçàèìîîáóñëîâëåííîñòè ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà, ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè è îïðåäåëÿþùåé ðîëè äåÿòåëüíîñòè â ýòîì ïðîöåññå, ðàçðàáîòàííûå â òðóäàõ Ï.À. Ôëîðåíñêîãî, H.A. Áåðäÿåâà, È.À. Èëüèíà, Á.Ï. Âûøåñëàâöåâà, Ì.Ì. Áàõòèíà, À.Ô. Ëîñåâà; èäåè ó÷åíûõ ðàçëè÷íûõ îáëàñòåé íàóê î öåííîñòè, óíèêàëüíîñòè, íåïîâòîðèìîñòè êàæäîãî ÷åëîâåêà, ãóìàíèñòè÷åñêîé íàïðàâëåííîñòè íà îáùå÷åëîâå÷åñêèå öåííîñòè, èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè, ñïîñîáíîñòè ê òâîð÷åñòâó â øèðîêîì è óçêîì ñìûñëå äàííîãî ïîíÿòèÿ áûëè îòðàæåíû â ðàáîòàõ È.À. Èëüèíà, Âë. Ñîëîâüåâà,

 

B.Â. Ðîçàíîâà; î òâîð÷åñêîì ðàçâèòèè ëè÷íîñòè â òðóäàõ Ê.Ä. Óøèíñêîãî,

 

C.Ò. Øàöêîãî, Ä.Ñ. Ëèõà÷åâà, Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéíà,

 

A.A. Àðîíîâà, À.ß. Ïîíîìàðåâà, È.ß. Ëåðíåðà, Ë.Ñ. Çîðèëîâîé,

 

B.À. Âîëîáóåâà, À.È. Ùåðáàêîâîé.

 

Òåîðåòè÷åñêóþ îñíîâó èññëåäîâàíèÿ ñîñòàâèëè ñëåäóþùèå êîíöåïöèè è ôóíäàìåíòàëüíûå òðóäû: â îáëàñòè îáùåé ïåäàãîãèêè -Ê.Ä. Óøèíñêîãî, A.C. Ìàêàðåíêî, Â.À. Ñóõîìëèíñêîãî, È.ß. Ëåðíåðà, Þ.Ê. Áàáàíñêîãî, Ñ.Ä. Ñìèðíîâà, Â.À. Ñëàñòåíèíà, Â.Á. Áåñïàëüêî; â îáëàñòè ïñèõîëîãèè òâîð÷åñòâà, ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè - Á.Ã. Àíàíüåâà, Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî,

 

C.Ë. Ðóáèíøòåéíà, Á.Ì. Òåïëîâà, À.ß. Ïîíîìàðåâà; â îáëàñòè êóëüòóðîëîãèè è ñîöèàëüíî-êóëüòóðíîé äåÿòåëüíîñòè - À.È. Àðíîëüäîâà, A.A. Àðîíîâà, Ë.Ñ. Çîðèëîâîé, À.Ä. Æàðêîâà, Ë.Ñ. Æàðêîâîé, Â.À. Âîëîáóåâà; â îáëàñòè èñêóññòâà: ìóçûêàëüíîãî - Á.Â. Àñàôüåâà, Ë.Í. Áàðåíáîéìà, Ë.Î. Ãèíçáóðãà, Ã. Ë. Åðæåìñêîãî, È.À. Ìóñèíà, Ã.Ã. Íåéãàóçà, Â.Ã. Ðàæíèêîâà, Ä.Á. Êàáàëåâñêîãî, Ã.Ì. Öûïèíà, Â.Ã. Êóçíåöîâà, Å.Â. Îâ÷èííèêîâà, Þ.Í. ×óãóíîâà, Þ.Ñ. Ñàóëüñêîãî è äð.; òåàòðàëüíîãî - Ê.Ñ. Ñòàíèñëàâñêîãî, Ã.Ï. Àíñèìîâà, Ì.Î. Êíåáåëü, Ñ.Ñ. Êëèòèíà, Å.Ä. Óâàðîâîé, È.Ã. Øàðîåâà, C.B. Ãèïïèóñ.

 

Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Äëÿ ðåøåíèÿ íàìå÷åííûõ â äèññåðòàöèè çàäà÷ èñïîëüçîâàëñÿ êîìïëåêñ âçàèìîñâÿçàííûõ è âçàèìîäîïîëíÿþùèõ íàó÷íûõ ìåòîäîâ.

 

Òåîðåòè÷åñêèå ìåòîäû: èçó÷åíèå è àíàëèç ôèëîñîôñêîé, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé, õóäîæåñòâåííî-ýñòåòè÷åñêîé è èñêóññòâîâåä÷åñêîé ëèòåðàòóðû, ðàñêðûâàþùåé ðàçëè÷íûå àñïåêòû òâîð÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè; îáîáùåíèå îòå÷åñòâåííîãî è çàðóáåæíîãî îïûòà; ìåòîäû àíàëèçà è ñèíòåçà, èíäóêöèè è äåäóêöèè, ñðàâíåíèå è ñîïîñòàâëåíèå ðàçíûõ òî÷åê çðåíèÿ ó÷åíûõ.

 

Ýìïèðè÷åñêèå ìåòîäû: íàáëþäåíèå, áåñåäû, àíêåòèðîâàíèå, èíòåðâüþèðîâàíèå; ìîäåëèðîâàíèå ñòðóêòóðíîé ñõåìû ïðîöåññà ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè âîêàëèñòîâ ýñòðàäíî-äæàçîâîãî ïåíèÿ â âóçàõ êóëüòóðû è èñêóññòâ; ïåäàãîãè÷åñêèé ýêñïåðèìåíò.

 

Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ áàçà èññëåäîâàíèÿ: Ìîñêîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò êóëüòóðû è èñêóññòâ, Ãîñóäàðñòâåííàÿ êëàññè÷åñêàÿ àêàäåìèÿ èìåíè Ìàéìîíèäà, Èíñòèòóò ñîâðåìåííîãî èñêóññòâà, Ìîñêîâñêèé ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêèé èíñòèòóò.

Информация о работе Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств