Особенности искусства Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 05:45, реферат

Краткое описание

Художественная культура Японии развивалась в течение многих веков. За этот долгий период были созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд мирового искусства. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных им художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АРХИТЕКТУРА И САДЫ 5
2. СКУЛЬПТУРА 11
3. ЖИВОПИСЬ 13
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования "…"

Кафедра … 
 
 

Реферат

на  тему: «Особенности искусства Японии»

по  курсу: «Теория и история культуры отечественного и зарубежного искусства» 
 
 
 

                  Выполнила: 
                   

                  Дата  сдачи_____________________ 

                  Проверила: 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2009

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ 3

     1. АРХИТЕКТУРА И САДЫ 5

     2. СКУЛЬПТУРА 11

     3. ЖИВОПИСЬ 13

     4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 19

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

     Библиографический список 22

     ПРИЛОЖЕНИЕ 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Художественная  культура Японии развивалась в течение  многих веков. За этот долгий период были созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд мирового искусства. Японский народ создал многоликий и  необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных им художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

     Известно, что историческую судьбу каждого  народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело к относительной изолированности японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности. Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с зависимостью от ее стихий (тайфуны, землетрясения и т. д.), повлияло на отношение к ней как к живой и чувствующей. Поэтому не только деревья и травы, птицы и звери, но даже реки, горы и камни представлялись японцам воплощением духов, божеств – Ками, которые влияли на жизнь людей во всех ее проявлениях и, соответственно, требовали к себе внимания и хорошего отношения. Такое почитание духов природы, древние магические  обряды и легли в основу национальной религии синто ("Путь богов"). В японской мифологии нет единого творца. В завершении космогонического процесса  главная  роль  принадлежала богам супругам Идзанаги и Идзанами. Их старшая дочь Аматэрасу стала главным солнечным божеством, и, как свидетельствуют мифы, именно от нее ведет свое начало   японский императорский род. Все правители Японии считаются ее потомками. 

     В первые века нашей эры синтоизм был основой духовной жизни японского общества. В 6 веке из Китая через Корею начинается распространение буддизма, в Японии он официально утверждается в 538 году. Буддизм в Японии проявил большую гибкость в приспособлении к местным условиям и сосуществованию с местной религией синто. Самое большое влияние на развитие художественной культуры Японии оказала буддийская секта Дзэн, учение которой было широко распространено с 12 по 13 века. В своем развитии от глубокой древности до 19 века японское искусство прошло целый ряд важнейших стадий, связанных с эволюцией общественных отношений. С распадом первобытнообщинного строя и образованием первого государства начался длительный период феодализма, который принято делить на несколько этапов. Раннее средневековье условно совпадает с эпохой Камакура (конец 12 – начало 14 веков), зрелое средневековье приходится на 14 – начало 17 веков, на так называемые эпохи Муромати и Момояма. И, наконец, позднее средневековье 17 – 19 веков обозначается как эпоха Эдо или Токугава. На каждом из этих этапов отмечается высокий расцвет различных видов и жанров творчества. В древний период Нара (7 – 8 века) это были архитектурно-скульптурные ансамбли буддийских монастырей, в 12 веке (эпоха Хэйан) – памятники религиозной и светской живописи, в 13 веке самобытный скульптурный и живописный портрет, в 14 - 16 веках произведения ландшафтной архитектуры, знаменитые японские сады, росписи на ширмах и стенах дворцов и замков 16 – 18 веков. Завершающий этап средневекового искусства Японии ознаменовался расцветом городской культуры, подарившей миру великолепные произведения графики, театральные постановки театра Кабуки, поэзию трехстиший – Хайку и многое другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     АРХИТЕКТУРА И САДЫ

     Средневековая японская архитектура была в основном деревянной. Возводились разнообразные жилые постройки, дворцы, синтоистские и буддийские храмы.

     Характерным свойством японского зодчества  можно считать связь здания с  окружающим ландшафтом — водной поверхностью, растительностью, рельефом. Как правило, памятник архитектуры — это не одно изолированно проектируемое здание, а комплекс зданий, аллей, садов, образующих единый парковый ансамбль. В садах обязателно присутствуют пруды и скалы, иногда специально сооружаемые (Рис. 1). Значительную роль в подобных ансамблях играют каменные фонари на невысоких тумбах. Каждый синтоистский храм обязательно имеет тории (П-образные ворота — тории с двойной верхней перекладиной) и даже целые коллона-ды из ворот. Размеры торий могут колебаться от огромных (в несколько десятков метров) до миниатюрных (в полтора метра высотой). Весьма различен и материал, применяемый при их строительстве: чаще всего это дерево, встречается также и железо, бронза, гранит.

     Своеобразной  визитной карточкой Японии стали ворота синтоистского храма Ицукусима на острове Миядзи-ма, что дословно означает Остров храма. Он расположен неподалеку от Хиросимы. Ворота, стоящие прямо в воде, представляют собой потрясающее зрелище: они выкрашены пурпурно-красным цветом и прекрасно выделяются на фоне зеленоватых вод. С подступающих к самому морю невысоких гор открывается замечательный вид на отражающийся в воде храм. Во время прилива он напоминает плывущий корабль.

     Буддийские  постройки составляли ансамбли, включающие главный (Золотой) храм, храм для проповеди, колокольню, ворота, библиотеку, сокровишницу и пагоды. Храмовый ансамбль в Хорюдзи (607) в г. Нара, который в период становления феодализма был столицей Японии, — древнейшая деревянная постройка мира — послужил образцом для всех последующих подобных сооружений. Массивный, но скромный по размерам Золотой храм поддерживается колоннами. Горизонтальные массы Золотого храма и других построек уравновешиваются вертикалью пятиярусной пагоды. Крытая галерея окружает весь ансамбль. Каменная платформа, на которой возведен ансамбль, изогнутые края черепичных крыш, система подкровельных кронштейнов, окраска колонн красным лаком явились новшеством в японском зодчестве.

     Эпоха кризиса феодализма в Японии датируется VIII — XII вв. Этот период называют хэйанским по имени новой столицы Хэйан (современный Киото). В это время с ростом национального самосознания и развитием утонченной столичной культуры наряду с буддийским достигло большого расцвета и светское дворцовое зодчество. Самыми знаменитыми памятниками Киото являются Золотой и Серебряный павильоны, храмы Киё-мидзу, Ясака Хэйан, сад камней при храме Рёандзи, сегунский замок Нид-зё, старый императорский дворец Госе, загородный дворец Кацура Рикю.

     Золотой павильон — Кинкакудзи расположен в северной части Киото на территории буддийского храмового комплекса Рокуондзи (Рис. 2). Он был построен в конце XIV в. Золотой павильон трехъярусный дворец-храм с гармоническим распределением разных уровней. Первый этаж представляет собой приемный зал. Он окружен слегка выступающей над прудом верандой. Интерьер второго этажа украшен богатой живописью,  поскольку здесь размещался зал музыки и поэзии. Первые два этажа с большими галереями почти не имеют замкнутых интерьеров благодаря раздвижным дверям. Третий этаж, отделенный от первых двух выносом крыши, отличается большими арочными проемами окон, характерными для буддийской храмовой архитектуры XIV в. Он был предназначен для религиозных церемоний, снаружи и внутри покрыт золотыми листами. На крыше со слегка поднятыми краями установлена фигурка фантастической птицы Феникс. Прорезные стены, легкие колонны, узорчатые карнизы-решетки, прихотливая форма окон — все детали создают гармоничность сложного и причудливого сооружения. Прямые, ничем не украшенные подпоры здания удачно сочетаются со стволами растущих рядом сосен. Изгибы их ветвей вторят изгибам крыши.

     Павильон  окружен старинным садом. Уже много веков Кинкакудзи отражается в озере Кёкоти (Озеро-зеркало). На его прозрачной воде расположились многочисленные большие и малые острова с растущими на них соснами. Камни причудливой формы и различного цвета поднимаются из воды. С галереи павильона хорошо видны два основных острова — Остров черепахи и Остров журавля (в восточной мифологии черепаха и журавль — символы долголетия). Золотой павильон вместе с храмовым комплексом оставляет незабываемое впечатление. Кинкакудзи включен в список государственных сокровищ Японии.

     Еще полнее единение дома и сада ощущается  в здании Гинкакудзи (Серебряный павильон), сооруженном в XV в. Этот скромный двухэтажный деревянный дом входит в ансамбль монастыря Дзиседзи н Кито. Павильон широко открывается и сад благодаря веранде, не отделенной от комнат порогом и низко нависающей над прудом. Для посетителя, сидящего в комнате на первом этаже, граница между домом и природой становится неуловимой: камни, вода, заросший деревьями пригорок — все, что видно за краем веранды,  кажется большим и таинственным, хотя в действительности является миниатюрным. Внутреннее пространство Гинкакудзи можно беспрерывно менять с помощью раздвижных стен. К сожалению, первоначальный замысел — покрыть этот павильон серебром — так и не был осуществлен.

     Знаменитый  Сад камней при монастыре Рёандзи (XV в.) отделен от внешнего мира невысокой глинобитной стеной с черепичной крышей, которая ограждает сад, но не скрывает зеленых деревьев, возвышающихся за ней.

     На  небольшой прямоугольной площадке, засыпанной белым гравием, искусно расположена сложная композиция из пятнадцати камней. Камни, тщательно подобранные по размерам и форме, объединены в несколько групп (пять, два, три, два, три). Каждая группа окружена буро-зеленым мхом. Веранда дома настоятеля, которая тянется вдоль сада, служит местом созерцания. Вся композиция задумана так, что пятнадцатый камень всегда ускользает из поля зрения, прячась за другими. Сад-символ рождает впечатление тайны. Он наглядно демонстрирует, что мир непознаваем, так как истина ускользает от человека. Хотя в саду нет ничего увядающего или растущего, он всегда разный в зависимости от времени года и суток.

     Искусство создания садов камней — одно из важных художественных открытий средневековой  эпохи. Оно было распространено во многих уголках Японии и дошло до наших  дней в неизменном виде. Как и  пейзаж живописца, сад выражает единство и противостояние двух первооснов мира: отрицательного - инь и положительного — ян. Инь-ян сада — это вода и гора. Вода символически передается песком или галькой, а гора камнями различной величины, искусно по добранными по размеру, форме, цвету, фактуре. Все вместе должно соответствовать общему стилю сада. Искусство расстановки камней является самым главным: от него зависит смысл и образ сада, выполненного в стиле «сухой пейзаж» (карэ сансуй).

     В Японии есть не только сады камней, но и знаменитые средневековые храмовые сады с кустарниками, деревьями и цветами. Садовое искусство в Японии представляет собой уникальное явление, тщательно разработанную философско-эстетическую систему осмысления природы как универсальной модели мироздания. Японские сады — пространство для стихий и воображения и в то же время уютные уголки для созерцания и отдыха.

     Храмовый  ансамбль Каннон в  Токио. Храмовый ансамбль Канон занимает достаточно большую территорию. На арке его ворот подвешен Каминаримон — огромный красный бумажный фонарь.   Подобные фонари только меньшего размера издавна украшали дома и улицы городов. До сих пор они воспринимаются как непременный атрибут Японии.

     Главное здание храма поражает своим величием. Довольно высокие ступени ведут в его сумеречное пространство. Великолепен сверкающий позолотой, покрытый резьбой алтарь Гокудзи, где установлена найденная в реке статуя "Каннон - богини милосердия проявляющей бесконечную доброту и заботу о всех страждущих.

     Храм  Тосёгу в Никко. Древний город Никко («Город солнечного сияния») находится к северо-востоку от Токио в редкостной по красоте местности — у подножия высокой горы Нантайсан и рядом с прекрасным озером Тюдзендзи, из которого берет свое начало водопад. Никко — одно из священных мест Японии и известный национальный природный парк. Здесь построен храм Тосёгу, поражающий утонченным художественным вкусом. За три с половиной века своего существования храм Тосёгу неоднократно страдал от пожаров и более двадцати раз перестраивался.

     В огромный комплекс храма Тосёгу входит 28 зданий. Главные ворота храма носят название Емэймон (Ворота солнечного света, иногда их называют иначе — Ворота целого дня). Имеется в виду, что восхищенный посетитель храма способен простоять целый день, любуясь ими. Основу конструкции ворот составляют два массивных круглых столба, изготовленные из дерева и покрытые тонким резным орнаментом. Между колоннами расположены монументальные деревянные фигуры жрецов в старинных одеяниях. Ворота украшают многочисленные скульптуры из дерева — свирепые драконы с широко распахнутыми пастями, призванные денно и нощно отпугивать злых духов, мудрые старцы, символизирующие бессмертие, резвящиеся Дети, невиданные сказочные цветы.

     Все сооружение увенчивает взмывающая ввысь массивная крыша-шатер с традиционными изогнутыми углами, крытая ярко-голубой черепицей. Она украшена  золочеными и лаковыми деталями.

Информация о работе Особенности искусства Японии