Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние театрального искусства на развитие музыкальных способностей детей.
Основные задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты развития детского театра с древнейших времен до настоящего времени;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста и выявить особенности развития данного возрастного периода;
3. Определить роль театрального искусства в формировании личности подростков;
4. Выявить особенности восприятия театрального искусства подростками;
5. Определить специфику подбора репертуара в театральной студии, с учетом возрастных особенностей подростков;
6. Проследить закономерности развитие музыкальных способностей
у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии «Феерия».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические вопросы проблемы развития музыкальных способностей у подростков на занятиях театром ......................................7
1.1. Исторические аспекты развития детского театра ……………………….7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового
возраста …………………………………………………………………………..12
1.3. Роль театрального искусства в формировании личности подростков..20
Глава 2. Театральная деятельность в процессе развития музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………………………………………………..24
2.1. Особенности восприятия театрального искусства подростками ..........................................................................................................24
2.2. Подросток как актер театральной студии ………………………………...28
2.3. Развитие музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Повсеместно отмечаемый факт ускорения развития современных детей не только не отмечает характерных для подросткового возраста противоречий, а наоборот, углубляет некоторые из них.

Увеличение потока информации, крен в сторону изучения точных наук в школе во многом содействует ускорению умственного развития современных подростков. Это ускорение подчас приобретает односторонний характер и ведет к ослаблению эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера, как известно, теснейшим образом связана с областью нравственных и эстетических чувств. Именно неразвитость сферы чувств нередко сопутствуют серьезным нарушениям подростками эстетических норм. Переоценка познавательных интересов и интеллектуальных сил современного подростка столь же неправомерна, как недооценка его духовного, творческого, социального роста.

В своем большинстве подростки – очень активные и непосредственные зрители. Именно поэтому они многое в спектакле воспринимают даже острей и ярче, чем взрослые, порой они даже запоминают множество подробностей, на которые взрослые почти не обращают внимания. Остро переживая происходящее с героями, подросток вместе с ними ищет выход из трудного положения, т.е. активно мыслит, чувствует, дополняет своим воображением то, что видит на сцене.

Однако, воспринимая спектакль очень непосредственно и эмоционально, подросток порой не успевает охватить общий смысл и логику развития того или иного события, характера, отделить главное от второстепенного. В других случаях из-за активно развивающейся способности к абстрактному мышлению подросток, наоборот, довольствуется тем, что «ухватывает» лишь схему событий, пропуская психологические оттенки, подтекст в речи и действиях героев, не обращая должного внимания на своеобразие художественного изображения того или иного факта.

Таким образом, у подростков имеются потенциальные возможности для полноценного восприятия театрального спектакля как целостного художественного произведения. Но эти возможности необходимо развивать и направлять. «Постижение языка театрального искусства будет наиболее плодотворным, если будет сочетать в себе, восприятие театрального спектакля со знакомством с искусством, так сказать «изнутри», через собственное творчество. Большую роль здесь играет участие в музыкально-театральной самодеятельности» [14, с. 31-32].

 

 

1.3. Роль театрального искусства в формировании личности подростков

 

Вопрос о роли драматического театра в нравственном и эстетическом воспитании человека, в частности в воспитании детей и юношества, с давних пор привлекал к себе внимание виднейших общественных деятелей, представителей искусства и педагогической науки.

Этому вопросу уделяли место в своих трудах такие выдающиеся представители педагогической мысли, как Ян Амос Каменский, Песталоцци и др.

Мысль о большом воспитывающем значении театра горячо поддерживалась русскими просветителями XVIII в. Строки, полные любви к этому искусству и признания облагораживающей силы его воздействия на юношеские души, написал А. Н. Радищев в своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии»: «Исследовал ли ты все, что в тебе происходит, когда... видишь бессмертные произведения Вольтера, Расина, Шекспира... Мольера и многих других, не исключая и нашего Сумарокова?.. Увеселение юных дней моих, к которому сердце мое столь было прилеплено, в коем никогда не почерпал развратность, от коего отходил всегда паче и паче удобренный, будь утешением чад моих!.. Будь им истинным упражнением, а не тратою драгоценного времени!» [5, с.140].

О роли драматического искусства в деле просвещения, нравственного и эстетического воспитания писали поэты-декабристы, Пушкин и Гоголь, революционные демократы, положившие немало сил на борьбу за утверждение принципов идейности, реализма и народности в русском театре." Гоголь называл театр «кафедрой», «великой школой». Белинский, в юности почитавший театр выше всех искусств, в зрелые годы писал о нем как об «источнике народного образования».

«Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов», – писал А.И. Герцен, объясняя это особенностями самой природы данного искусства. Театр, по его словам, требует выдвижения наиболее актуальных для общества вопросов, позволяет привлекать к ним внимание огромной массы людей, театр, наконец, дает возможность людям как бы невольно втягиваться в обсуждение насущных проблем и подводить их «к заключениям не отвлеченным, но трепещущим жизнью, неотразимым и многосторонним», вести за собой «логикой событий и действий, развертывающихся и свертывающихся перед глазами зрителей» [5, с. 141].

Аналогичные взгляды высказывали такие прославленные деятели, русского дореволюционного театра, как М. С. Щепкин, А. Н, Островский, а также прямые продолжатели их дела, основатели Московского Художественного театра – К.С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

Говоря о силе воздействия театра, многие представители русского искусства и педагогической науки отмечали особое его влияние на подростков и юношество.

«Волшебный край» – так называет Пушкин театр, вспоминая пору юности. Белинский, описывая свои отеческие и юношеские впечатления, пишет о «невыразимом очаровании» театра, потрясавшего все струны его души. «Сердце бьется редко и глухо... молодое неискушенное чувство так всем довольно, и – боже мой! – с какою полнотой в душе выходишь «из театра, сколько впечатлений выносишь из него!..» [5, с.142].

К. С. Станиславский сразу после Великой Октябрьской революции, говоря о новых невиданных возможностях эстетического воспитания народных масс, писал, что для этой цели театр имеет «самые сильные средства» [5, с.143].

Видные деятели русской педагогической науки XIX и начала XX в., такие, например, как Н. Пирогов, В. Острогорский, В. Шереметевский, Н. Бунаков, К. Ушинский, в отдельных своих статьях, в той или иной мере, непосредственно касались проблемы воспитания детей средствами театрального искусства. В одних случаях рассматривая более пристально «опасности» и трудности, связанные с решением этой задачи, в других, обращая главное внимание на большие воспитательные возможности театра, обусловленные самой его природой, особой силой его эмоционального воздействия на детей. Большой интерес и по сей день представляют, например, работы педагога Н. Бахтина, в которых он специально рассматривает проблему воспитания школьников средствами театрального искусства, говорит о специфике этого искусства и особенностях его воздействия, о значении целенаправленного посещения театра, а также творческого участия детей в подготовке школьных спектаклей.

С первых лет существования советской власти вопрос о воспитании средствами театрального искусства был поставлен так широко и всесторонне, как ни в одной другой стране. В наши дни детский театр – и профессиональный (драматический, кукольный, театр теней и др.), и самые различные формы школьной театральной самодеятельности, начиная с игр – драматизаций, драматических кружков и студий и кончая самодеятельными театрами, занял прочное место в системе разностороннего воспитания современных подростков.

Для целенаправленного использования того или иного искусства как средства воспитания детей чрезвычайно важно иметь в виду присущие ему особенности. Именно при этом условии каждое искусство может быть использовано с наибольшей эффективностью и внесет свой вклад в дело эстетического, нравственного, идейного воспитания детей.

Почему использование именно театрального искусства как средства эстетического воспитания детей и юношества требует самого пристального внимания? Театр объединяет в себе ряд искусств – литературу (драматическое произведение является основой спектакля), искусство действия и звучащего слова, изобразительное искусство, музыку и т. д.

Сценическое искусство – синтетическое, коллективное по своему характеру и требующее большой массы зрителей; оно способно вызвать такие сильные коллективные переживания. В свою очередь сила коллективных переживаний связана с потребностью в обмене мнений о пережитом и увиденном, что особенно важно иметь в виду при использовании театра как средства эстетического воспитания детей.

Именно эти особенности привлекали к себе внимание представителей передовой общественной мысли, в том числе и передовых педагогов дореволюционной и советской школы, стремившихся с наибольшей полнотой использовать сценическое искусство в целях идейного, нравственного и эстетического воспитания детей. Много усилий и творческого труда отдали теоретической разработке и творческому утверждению художественных и педагогических принципов эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства такие старейшие деятели профессионального театра для детей, как А.Я Бруштейн, А.А Брянцев, В.С. Колесаев, Л.Ф.Макарьев, З.А. Сажин, Н.И. Сац, К.Я. Шах-Азизов и многие другие.

Подводя итоги, можно сказать, что за годы существования детских театров накоплен большой опыт воспитания детей средствами театра. Передовые практики рассказывают о характере и особенностях воздействия театра на детей и подростков, о его роли в расширении их знаний, представлений, в воспитании их моральных чувств, художественных способностей и вкуса, а также о возможности связать задачу воспитания средствами театрального искусства с другими сторонами воспитании, со всей учебно-воспитательной работой школы.

 

Глава 2. Театральная деятельность в процессе развития музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии

 

2.1. Особенности восприятия театрального искусства  
подростками

В эстетическом отношении подростков, к искусству театра, очень четко проявляется его специфичность. Здесь также есть отличия между младшими и старшими подростками. Младший подросток, прежде всего, интересуется тем, что изображено на сцене, – ходом событий и действиями героев, чаще всего не задумывается ни о жанре, ни о стилевых особенностях пьесы и спектакля, ни об уровне мастерства режиссера и исполнителя. Отсюда вытекает одно из важнейших требований к выбору пьес и спектаклей для подростков – требование подлинной идейно-художественной значимости произведения.

Если говорить о наиболее специфических возрастных пристрастиях подростков, то в первую очередь следует отметить их интерес к героике. В V-VI классах особенно привлекают произведения героико-приключенческого характера, пьесы и спектакли историко-героической тематики. В VII-VIII классах усиливается интерес к спектаклям героико-романтического и трагедийного плана. В произведениях этих жанров старших подростков привлекает изображение силы и величия духа человека, утверждение красоты подвига во имя высокой цели. Возвышенное и трагическое укрепляет оптимистическое мироощущение старшего подростка, доставляет радость сопереживания, соучастия.

К сожалению, театр не часто удовлетворяет насущную эстетическую потребность подростков в героике. Во многих случаях ТЮЗы (а также телевидение, адресующее свои постановки и фильмы подросткам) ограничиваются лишь постановками остросюжетных приключенческих пьес.

Подростки, в особенности младшие, испытывают огромную потребность в комедии, по сравнению с младшим возрастом, возможность восприятия произведений комедийного жанра расширяется. Подросткам доступны и водевили, и эксцентрика, и сатирическая комедия, с ярко выраженными социальными конфликтами, и героическая комедия, а также произведения, в которых сочетается смешное и серьезное, комическое и драматическое.

В этом возрасте также увеличивается интерес к нравственным проблемам, поэтому важно отметить значение пьес о современном герое-сверстнике, посвященных особо важным для формирования личности подростка темам:

- взаимоотношениям внутри детского коллектива и детей со взрослыми;

- воспитанию и становлению характера подростка;

- его отношения к труду, дружбе народов и т. п.

Подростки в большей мере, чем младшие школьники, нуждаются в жанровом разнообразии репертуара. Это отвечает психологии возраста и поэтому является важной воспитательной задачей, стоящей перед руководителями детских театральных студий.

Интерес к сказкам у подростков резко падает, но фактически сказка не уходит из их жизни. Подросток (не всегда отдавая себе в этом отчет и тем более не желая признаваться в этом публично) еще испытывает потребность в сказке, ибо по своей природе реалистическая сказка может удовлетворить его насущную потребность в идеале, в романтизации, в сближении идеального и реального, достоверного и фантастического, его интерес к произведениям, сочетающим страшное и смешное, возвышенное и комическое. Потребность эту легко заглушить, но можно и должно поддержать, углубить, развить, в том числе в немалой степени с помощью сцены.

Младших подростков привлекают героические сказки, сказки сатирические, с ярко выраженным социальным конфликтом, сказки, в которых отчетливо проступают черты современности. Старших подростков в особой степени привлекает героико-романтическая сказка; им доступны и некоторые сатирические философские сказки, а также произведения, которые, хотя и не относятся к жанру сказки, близки ее поэтике.

Огромную роль может сыграть ознакомление подростков с русской и зарубежной классикой. Для этой цели руководитель может использовать не только театральные спектакли ТЮЗов, где, к сожалению, для подростков классика ставится редко, но и фильмы-спектакли, телевизионные постановки с участием известных мастеров сцены.

Информация о работе Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков