Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние театрального искусства на развитие музыкальных способностей детей.
Основные задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты развития детского театра с древнейших времен до настоящего времени;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста и выявить особенности развития данного возрастного периода;
3. Определить роль театрального искусства в формировании личности подростков;
4. Выявить особенности восприятия театрального искусства подростками;
5. Определить специфику подбора репертуара в театральной студии, с учетом возрастных особенностей подростков;
6. Проследить закономерности развитие музыкальных способностей
у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии «Феерия».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические вопросы проблемы развития музыкальных способностей у подростков на занятиях театром ......................................7
1.1. Исторические аспекты развития детского театра ……………………….7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового
возраста …………………………………………………………………………..12
1.3. Роль театрального искусства в формировании личности подростков..20
Глава 2. Театральная деятельность в процессе развития музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………………………………………………..24
2.1. Особенности восприятия театрального искусства подростками ..........................................................................................................24
2.2. Подросток как актер театральной студии ………………………………...28
2.3. Развитие музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Изменение состава коллектива происходит циклично: одни дети уходят из коллектива, другие вливаются в него.

В данный коллектив ведется отбор по следующим критериям:

1. Анкетирование – набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Предметом анкетирования является культурологические, биографические данные, мнения, ценности, установки детей, родителей (Пример вопросов анкетирования: Ф.И.О. ребенка; дата рождения; место основной учебы; посещаете ли вы какие – либо кружки; секции, студии (если да, то какие); хобби; нарисуйте рисунок (дерево, человека, дом); любимые книги, фильмы, музыка, спектакли; что вы ждете от занятий в музыкально-театральной студии и т.д.)

2. Беседа – устный сравнительно  свободный диалог, с помощью которого  осуществляется сбор информации. Предметом беседы являются качества  личности, убеждения, интересы ребенка. Мотивом беседы является установление  личного контакта, доверительных отношений с ребенком.

3. Тестирование музыкальных  и актерских способностей ребенка:

- интонирование голосом (проинтонировать  максимально точно фрагмент мелодии);

- ощущение музыкальной  высоты (ответить какой из предложенных  на фортепиано звуков выше, ниже);

-воспроизведение временного  хода музыкального движения (прохлопать  или простучать ритмический рисунок);

- распознавание ладовых  функций звуков мелодии (отличить  мажор от минора) либо попросить  ребенка рассказать о характере  сыгранной на фортепиано или прослушанной с помощью фонограммы песни или мелодии;

- рассказать с выражением  какое-либо стихотворение или  станцевать.

На основе проведения данной диагностики делается заключение о первичных музыкальных и актерских способностях, а также личностных качествах ребенка. Дети и подростки разного уровня творческих способностей, общей и музыкальной подготовки, а также опыта деятельности.

Основной единицей занятий является репетиция: вокально-хоровая или сценическая, а также музыкально-сценическая. Особенность репетиционной работы – организация игровой деятельности. Важными признаками театральной, а точнее, сценической игры является относительная свобода действий, ее импровизационность и одновременно подчиненность определенным правилам и задачам постановки. Ход работы коллектива разбивается «по горизонтали» – на определенные отрезки (этапы), а также «по вертикали» – в зависимости от необходимости решения различных творческих задач. Он подразделяется на этапы:

- подготовительный (музыкальные занятия: распевки, игра на шумовых музыкальных инструментах (бубен, барабан, дудочка, деревянные ложки, маракасы, металлофон и т.д.), ритмические упражнения под музыку, подбор музыкального репертуара к спектаклю; актерские занятия: разминка под музыку, актерские тренинги; подготовка к спектаклю: распределение ролей, читка текста; образная пластика; основы хореографии: разминка, растяжка, разучивание танцев к спектаклю.

- репетиционный (музыкальные занятия – распевки, игра на шумовых музыкальных инструментах, разучивание и подготовка музыкальных номеров к спектаклю; актерские занятия – разминка под музыку, читка текста по ролям, репетиция спектакля; танцевальные занятия – разминка, растяжка, работа над танцевальными номерами к спектаклю)

- концертный (сводные репетиции, прогон спектакля, концерт – показ спектакля).

Коллектив работает над созданием музыкального спектакля (музыкальной сценической композиции) по единому плану. Время работы определяется «внешними» целями (социальный заказ) либо сложностью поставленных художественных задач (как правило, от 2 месяцев до 1 года).

В соответствии с выполняемыми «ролями» в музыкальном театре можно выделить деятельность по управлению творческим процессом (деятельность хормейстера (музыкального руководителя), режиссера, хореографа) и художественно - исполнительскую деятельность (певческая и артистическая (сольная и коллективная)); художественно-прикладная (оформление спектакля, изготовление реквизита, костюмов и т. д.); музыкально-инструментальная (исполнение вокальных номеров и игра на различных «вспомогательных» музыкальных инструментах - ударных, шумовых). Специфической чертой данного музыкального театра является синтетический характер активности всех ее субъектов.

Также хотелось бы отметить, что музыкально - театральной студия «Феерия» проводит разнообразные, специальным образом организованные занятия, которые помогают развивать музыкальные, коммуникативные, творческие способности детей, а именно: комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, развитие координации, свободы и выразительности телодвижений, также игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (правильную артикуляцию, четкую дикцию), вокальные упражнения (распевки), направленные на развитие голоса, а также эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

Так как деятельность музыкально - театральной студии «Феерия» осуществляется сравнительно не долго (менее полугода) поэтому было поставлено только два спектакля, приуроченных к празднованию Нового 2013 года («Новогодние приключения» - участники, дети средней и младшей групп, « История о Звездном мальчике» по мотивам повести Оскара Уальда «Звездный мальчик» – участники, дети старшей группы). Дети на занятия ходят с удовольствием, стараются, проявляют активное участие и интерес в процессе занятий. Поэтому коллектив планирует свое дальнейшее творческое развитие, профессиональный рост и участие в различных конкурсах и фестивалях.

Подводя итоги, можно сказать, что театральная деятельность осуществляемая в учреждениях дополнительного образования способствуют воспитанию и развитию личности, а также воспитанию этико-эстетического, музыкального вкуса, осуществляемого на основе расширения кругозора, формирование мировоззрения детей.

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив исторические аспекты развития детского театра с древнейших времен до настоящего времени, мы пришли к выводу, что детская театральная деятельность, остается актуальным и востребованным явлением, как для педагогов, так и для самих детей и родителей.

Проанализировав психолого-педагогические характеристики детей подросткового возраста и выявить особенности развития данного возрастного периода, можно сказать, что данный возраст является с одной стороны трудным и даже критическим, но с другой стороны интересным и увлекательным для педагогической деятельности.

Также мы определили, что роль театрального искусства в формировании личности подростков является неотъемлемо важным фактором, потому как такой синтез искусства определяет возможность «многостороннего» воздействия языка театра на сознание и чувства человека, в особенности ребенка-подростка.

Выявили особенности восприятия театрального искусства подростками, а именно то, что детям подросткового возраста нужен и доступен некоторый минимум знаний о специфике театрального искусства и его истории. В работе с ними над анализом спектакля, нужно гораздо шире привлекать материал различных видов искусства в сочетании с курсом истории, литературы, музыки и изобразительного искусства.

Изучив возрастные особенности подростков, мы пришли к выводу, что подбор репертуара должен осуществляться более тщательно. Учитывая силу воздействия пьес, исполняемых детьми, на их сознание, чувства и поведение в жизни, следует,в первую очередь, использовать для сценической работы произведения, написанные лучшими писателями и классиками специально для детей и подростков.

И в заключении, проследив развитие музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии «Феерия», определили, что в процессе театральной деятельности у детей подросткового возраста происходит комплексное развитие общей музыкальности. Так как музыкальное развитие сложное, многосоставное явление, то между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку по средством театральной игры.

Тема курсовой работы является актуальной и может послужить основой для дальнейшего исследования и написания выпускной квалификационной работы на тему «Формирование творческих способностей подростков в процессе музыкально-театральной деятельности».

 

Библиографический список

1. Азатян С.А. Театрализация как средство развития творческого потенциала школьника // Актуальные проблемы современной науки, 2012. №2. С. 96

2. Ануфриева М.А. Инновационная программа занятий литературно-театральным творчеством с целью развития и формирования коммуникативных способностей подростков // Инновации в образовании, 2005. №5. С.124-135.

3. Арябкина И.В. Формирование эстетической культуры учащихся детских школ искусств в процессе музыкально-театральной деятельности  
// Искусство и образование, 2010.№5 (67). С. 89-94

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 192с.

5. Беспалов О.И. Теоретические аспекты развития музыкально-импровизационных способностей подростков // Вестник Тверского государственного университета, 2009.№5. С. 131-144

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1967. 416 с.

7. Горюнова С.А. Проект «Школьный театр как средство воспитания нравственности и духовности детей» // Воспитание школьников, 2012. № 3. С. 35-38

8. Захарова С. Театрализация – метод учебно-творческого проекта // Искусство в школе, 2010. №6. С. 34-37

9. Зорин С.С. Формирование творческих способностей школьников // Искусство и образование, 2006. №3. С. 26-39

10. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений.  
М. : Академический проект; Альма Матер, 2008. 415 с.

 

11. Масандилова И. Театрально-импровизационная деятельность подростков // Искусство в школе, 2007. №2.С. 59-62

12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип.  
М. : Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.

13. Накишова Е.Ю. Хоровой театр детей и подростков как художественно-педагогическое явление // Образование и наука. 2011. №3.  
С. 71-80

14. Некрасова Л.М. Театральная работа со школьниками разного возраста // Внешкольник, 2007. № 3.С. 30-34

15. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с.

16. Оленникова М.В. «Возрастная психология» Курс лекций Санкт-Петербург, 2000.79 с.

17. Петрова Л.М. К вопросу о развитии творческого потенциала школьников средствами театрального искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2008. №2. С. 110-114.

18. Пособие для руководителей детских театральных коллективов  
/ Под. ред. А.Б. Никитиной. М. : ВЛАДОС, 2001. 288 с.

19. Рябинина И.Г. О школьном театре. [Школ. музыкально-драматический театр «Эльф» Москвы] – М. : Классный руководитель, 2002. №6. С. 97-99.

20. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва : Институт практической психологии, 1996. 304 с.

21. Театры Екатеринбурга. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org.

22. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В.Основы музыкальной психологии: учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского, Екатеринбург, 2010. 219 с.

23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.

 

 


Информация о работе Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков