Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние театрального искусства на развитие музыкальных способностей детей.
Основные задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты развития детского театра с древнейших времен до настоящего времени;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста и выявить особенности развития данного возрастного периода;
3. Определить роль театрального искусства в формировании личности подростков;
4. Выявить особенности восприятия театрального искусства подростками;
5. Определить специфику подбора репертуара в театральной студии, с учетом возрастных особенностей подростков;
6. Проследить закономерности развитие музыкальных способностей
у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии «Феерия».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические вопросы проблемы развития музыкальных способностей у подростков на занятиях театром ......................................7
1.1. Исторические аспекты развития детского театра ……………………….7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового
возраста …………………………………………………………………………..12
1.3. Роль театрального искусства в формировании личности подростков..20
Глава 2. Театральная деятельность в процессе развития музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………………………………………………..24
2.1. Особенности восприятия театрального искусства подростками ..........................................................................................................24
2.2. Подросток как актер театральной студии ………………………………...28
2.3. Развитие музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические вопросы проблемы развития музыкальных способностей у подростков на занятиях театром ......................................7

1.1. Исторические аспекты развития детского театра ……………………….7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового  
возраста …………………………………………………………………………..12

1.3. Роль театрального искусства в формировании личности подростков..20

Глава 2. Театральная деятельность в процессе развития музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………………………………………………..24

2.1. Особенности восприятия театрального искусства подростками ..........................................................................................................24

2.2. Подросток как актер театральной студии ………………………………...28

2.3. Развитие музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Подростковый возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени 10-11 до 14 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Но не стоит забывать и о существенном воспитательном и обучающем влиянии театра на подростка и, тем более, на начинающего свой творческий путь юного артиста. Формирование основных нравственных, эстетических, идейных качеств личности закладывается в подростковом периоде развития. Воспитание и развитие этих качеств личности определяют дальнейшее отношение ребенка к общечеловеческим ценностям: доброте, гуманности, справедливости, любви, патриотизму, гражданственности, ответственности и другим.

Детская театральная студия имеет большие преимущества в сравнении с другими видами студий по силе непосредственного эмоционального воздействия на личность ребенка. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, подросток вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребенка. Сравнение себя с героем и сопоставление своих поступков с его поступками меняют взгляды на похожие ситуации, происходящие в жизни, или становятся подтверждением и утверждением собственной, начинающей складываться в этом возрасте, жизненной позиции.

Театральная деятельность детей может включать в себя несколько разделов: актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений, шоу и спектаклей. 

Музыкальный театр – такой вид деятельности, в которой дети вовлекаются в творческую работу по постановке музыкального спектакля. В процессе занятий у детей осуществляется:

- формирование первоначальных представлений о понятиях «спектакль», «роль», «сцена спектакля», «актерский ансамбль»;

- приобретение умений и навыков на конкретном музыкально-сценическом материале;

- развитие актерских навыков и навыков музыкально-ритмических движений;

- развитие сценической речи, формирование навыков словесных действий (эмоциональное погружение в произносимые слова, расширение диапазона и силы звучания голоса, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния, развитие правильного речевого и вокального дыхания, улучшение дикции). 

- применение таких форм организации музыкально-театральной деятельности как – драматический театр и постановка мюзиклов.

Анализ актуальности и проблемы исследования позволил сформулировать тему нашей курсовой работы: «Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей детей подросткового возраста».

Цель исследования: изучить влияние театрального искусства на развитие музыкальных способностей детей.

Объект исследования: процесс занятий с детьми в рамках музыкально-театральной студии.

Предмет исследования: формы, методы и приемы работы с подростками по развитию их музыкальных способностей в условиях музыкально-театральной студии «Феерия».

Гипотеза исследования: проведенное исследование позволит значительно повысить уровень подготовки детей, занимающихся театральной деятельностью в условиях музыкально-театральной студии «Феерия».

Основные задачи исследования:

1. Изучить исторические аспекты развития детского театра с древнейших времен до настоящего времени;

2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста и выявить особенности развития данного возрастного периода;

3. Определить роль театрального искусства в формировании личности подростков;

4. Выявить особенности восприятия театрального искусства подростками;

5. Определить специфику подбора репертуара в театральной студии, с учетом возрастных особенностей подростков;

6. Проследить закономерности развитие музыкальных способностей  
у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии «Феерия».

Методологическая основа исследования. В основу представленной работы положены исследования психолого-педагогических особенностей развития детей подросткового возраста, рассмотренные в работах таких авторов как А. С. Белкин, В.С. Мухина, Р.С. Немов, М.В. Оленникова, Д.И. Фельдштейн, И.В Шаповаленко. В работах таких авторов как Н.А. Ветлугина, Е.Р. Ильина, Е.В. Тихонова, Е.Н. Федорович выявлены особенности музыкального развития детей, В процессе написания работы также были изучены исследования в сфере деятельности детских театральных коллективов. Этой проблеме посвящены работы таких авторов как С.А. Азатян, М.А. Ануфриева, И.В. Арябкина, С.А. Горюнова, С. Захарова, С.С. Зорин, И. Масандилова, Е.Ю. Накишова, Л.М. Некрасова, Л.М. Петрова, И.Г. Рябинина.

 

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, элементный анализ.

- эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ деятельности педагогов, беседы с участниками музыкально-театрального коллектива, игра.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

Глава 1. Теоретические вопросы проблемы развития музыкальных способностей у подростков на занятиях театром

 

1.1. Исторические аспекты развития детского театра

 

Не многие знают, как давно начал складываться детский театральный цех и как он развивался. Все начиналось с древнейших языческих культов, где проводили детей через испытания обряда инициации, тем самым, помогая им вступить во взрослую жизнь, открывая тайны племенной культуры. Что же такое обряд инициации? Это грандиозный спектакль, складывающийся тысячелетиями, но в каждом конкретном случае тщательно готовился взрослыми и разыгрывался детьми. Каждое племя или народ имели свой вариант, но суть была всегда одна: разыгрывалась история о том, как ребенок умирает, его душа возвращается к предкам и возрождается вновь, как новый человек – взрослый.

«Спектакль» разыгрывался в сложных, специально выстроенных декорациях. Дети должны были пройти через специальное сооружение – дом предков, который изображал контуры животного (тотема), которому поклонялось племя. Обряд требовал сложной костюмировки и грима, символизирующий перерождение, переход из одной жизни в другую. Также в обряде было сложное звуковое оформление. Прежде всего, это «голоса предков». Многие народы считали, что они «звучат» голосами травы и тростника, растущего из земли, в который погребены умершие. Поэтому голоса предков в обряде передают звучание тростниковых дудочек и трещоток.

Обряд инициации у разных племен и народов проходили дети разного возраста от 9 до 15 лет. В процессе обряда инициации дети приобщались к культуре своего народа, перенимали представления о картине мира. Здесь не приходится говорить об искусстве как таковом, оно еще не выделялось из культа. Определить временные и пространственные границы такого явления, как детский театр, достаточно сложно. Но нельзя не отметить, что во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций, верованию и мировоззрению своего народа.

Особое развитие детское театральное творчество получило в Западной Европе, в эпоху Средневековья, откуда, на рубеже XVI-XVII в.в., попадает сначала на Украину, а затем в Россию. Первый русский просветитель Симеон Полоцкий познакомился с театральным искусством, обучаясь в Киево-Могилянской академии, а затем продолжив свое образование в духовных учебных заведениях Западной Европы. В Москве Симеон помогал знатным боярам в устройстве домашних театров.

В царствование Петра Россия вступает в новую культурную эпоху, становится великой державой, которая нуждалась в общедоступном театре. Петр построил на Красной площади «Комедиальную храмину», в качестве актеров туда набирали подростков из мещан и подьячих. Но петровские замыслы реализуются не в «Комедиальной храмине», которая просуществовала только до 1706 г., а в школьных театрах славяно-греко-латинской академии и в Медицинской академии на Яузе. Театральные представления обоих театров формировали новый тип сознания у подрастающего поколения.

В XIX в. профессиональное искусство взрослеет, хотя в крепостном и любительском театре часто и много играют дети. Знаменитая актриса Шереметьевского театра Прасковья Ковалева-Жемчугова сыграла свои первые знаменитые роли в 13 лет. Также ребенком дебютировал на провинциальной сцене Михаил Семенович Щепкин.

Что же касается Профессионального Государственного Театра, то здесь, «юность» отнесена в массовку, и прежде всего в балетную, состоящую из детей-учеников театральной школы.

Всплеск активности детского театрального творчества был отмечен на рубеже XIX-XX вв. Массовое студийное театральное движение, в том числе в организациях «Пролеткульта», насчитывает огромное количество детей и целиком детских студий. В провинциальном театре (например, в постановках такого крупного мастера, как Мейерхольд) в массовке выступают дети-гимназисты. Тогда же происходит первая попытка осмыслить театр, где играют дети, как эстетическое явление на заседании детской секции Всероссийского съезда театральных деятелей в 1916 г.

В 20-х и до 80-х гг. ХХ в. театр, где играют дети, оказываются исключенным из ряда эстетических явлений и становится исключительно феноменом педагогическим, что негативно отражается, на его развитии и по сей день. Набирают свою силу многообразные формы детской театральной деятельности в конце 80-х гг. XX в. Возникают театры, которые стремятся к тому, чтобы их рассматривали в кругу эстетических явлений, а значит и фестивали, которые ориентированы на показ именно таких театральных коллективов. Среди фестивалей следует назвать «Московские каникулы» (Москва), «Рождественские встречи» (Вологда), «Театральные ладушки» (Глазов).

Театр, где играют дети, стали фактором культурной жизни для определенных слоев населения: прежде всего в провинции, так как там детское театральное движение развивалось интенсивнее, а затем в столицах. В условиях экономического кризиса, этот процесс активировался, потому что, так называемые «малообеспеченные слои населения» не могут позволить себе купить билеты в профессиональный театр, а театры, где играют дети, работают бесплатно, либо за символическую цену. Также они гастролируют за рубежом, в качестве молодежных студий принимают участие в международных фестивалях, которые организует Международная ассоциация любительских театров (АUTA). В 1990г. в Москве происходит Первый Московский Международный фестиваль театров, где играют дети. Бурное развитие детского театрального движения на рубеже 20-21вв., его стремление к объединению и самоосмыслению происходит по двум основным направлениям:

- театр, как обучающая и развивающая  среда;

- театр, как осуществление поиска  новой театральной эстетики.

Детские театральные коллективы, идущие совершенно разными путями, пытаются совместить решение педагогических и эстетических задач и не желают их разграничивать. Именно на рубеже 20-21вв., театр, где играют дети, осознал себя, как целостное и автономное явление. Можно считать, что именно с этого момента начинается его осознанное самостроительство и движение к идеалу [19, c. 6].

Далее хотелось бы подробнее рассмотреть два основных вида, на которые в практике делятся детские театральные коллективы. Первый условно можно назвать «школьным театром», второй – «детской театральной студией».

«Школьный театр» ориентирован, прежде всего, на нужды и возможности общеобразовательной школы. Такой коллектив, как правило, собирают для осуществления конкретной работы. Будь то, поэтический вечер, школьный праздник, спектакль или же другое событие, необходимое школе. Руководит таким коллективом учитель или завуч-организатор, как правило, он работает один. Но ему могут оказывать помощь и другие педагоги. Для создания спектакля или представления, собирают детей из одного класса или параллели. Также школьный театр ограничен в средствах: не имеет специально оборудованной сценической площадки, световой и звуковой аппаратуры. Основная задача такого коллектива – сделать интереснее, содержательнее, насыщеннее школьную жизнь.

Информация о работе Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков