Взаимосвязь графического дизайна, искусства, типографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Графический дизайн, как специфическая область творчества, представляет собой результат постепенного слияния двух направлений в художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусство (афиши, реклама, газетные и журнальные иллюстрации), получившего развитие в конце XIX — первой половине XX века и открывшего новый изобразительный язык художника архитекторам и дизайнером. С другой — современного изобразительного искусства, развивавшегося в Европе в первые три десятилетия XX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..………..3

Глава 1. Взаимосвязь графического дизайна, искусства, типографии………….5

1.1 Графический дизайн и его восприятие человеком………………………….….….5

Искусство в графическом дизайне ……………………………………………………..….9

Типографика в графическом дизайне ……………………………………………….....15


Глава 2. Деятельность дизайнера-графика…………………….……………………….…….26

2.1. Деятельность дизайнера-графика…………………………………………………………….26

2.2 Анализ современных трендов в типографике…………………………………………..33

2.3 Разработка своего проекта.……………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………………………………………….42

Список использованной литературы ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Графический дизайн. docx.docx

— 724.64 Кб (Скачать файл)

Еще одним новым направлением в искусстве 60-х, оказавшим влияние на дизайн, стал хэппенинг. Хэппенинг представляет собой гибрид различных видов искусства (музыка, театр, литература, живопись); это неожиданное и непонятное действо, разыгрываемое художником, произведение, существующее во времени. Основные представители направления - Алан Капров, Ив Кляйн. Влияние хэппенинга на дизайн носит скорее идеологический, чем формальный характер: благодаря хэппенингу в дизайне и рекламе появляется элемент абсурда, необъяснимые и неожиданные действия и элементы.

В 60-е годы появляется такое направление в искусстве, как оп-арт. Художники оп-арта создают произведения на основе оптических иллюзий. Данные произведения вынуждают зрителя воспринимать произведения не только психологически (умом), но и психофизологически (глаз человека реагирует на иллюзию вне зависимости от того, как человек к этому относится). Основные представители оп-арта: Виктор Вазарелли, Уильям Зайтц, Хесус Рафаэль Сото, Бриджит Райли. Графический дизайн быстро ассимилировал приемы оп-арта: в логотипах, обоях, рекламных плакатах стали использовать оптические иллюзии или хотя бы повторяющийся рисунок из кругов, полосок и т. п. Например, основным мотивом оформления выставки 1969 года «RAI Radiotelevisione Italiana» стало использование на стенах принтов с однообразными повторяющимися узорами.

Основным направлением в дизайне 60-х стал поп-дизайн. Стилистическое направление «хороший дизайн» еще продолжает существовать, но постепенно уходит на второй план. Направления радикальный дизайн и антидизайн - зарождаются, но в дальнейшем существуют обособленно, вне мэйнстрима. Если говорить об общих чертах поп-дизайна, это: ориентация на молододежь, отсутствие серьёзности,эстетика недолговечности лозунг в дизайне: «Сегодня использовал, - завтра выбросил», абсолютно потребительское мировоззрение. Если говорить конкретно о графическом дизайне, то специфической и главной чертой графического дизайна и рекламы 60-х стала стилистика поп-арта. [21]

Минимализм в графическом дизайне

Минимализм на сегодняшний день проник во многие сферы, например: дизайн (графический, интерьер, ландшафт, одежда и т.д.), программное обеспечение (интерфейсы ПО и структур), техника (компьютерная, автомобильная, бытовая, инженерная и т.д.), также и в саму жизнь, как стиль и направление. [Прил. Рис. 6]

Минимализм в искусстве образовался около 1960-х годах в Америке. Минимализм был направлен как противовес экспрессионизму в художественном искусстве. В то время одним из первых минималистов был художник Франк Стелла.

Сегодня минимализм, как стиль в графическом дизайне ещё не способен конкурировать с другими абстрактными и загруженными стилями (гранж, винтаж, поп-арт и т.д.) т.к. его используют недостаточно обширно, но возможно в ближайшем будущем минимализм догонит, а может и обгонит некоторые стили, т.к. люди уже запичканы абстрактными и яркими, громоздкими и загруженными графическими материалами. Минимализм непосредственно в графическом дизайне - это упрощение композиции, использование свободного пространства в своих работах, акцент только на главной(ых) деталях и их выделение, простое преподношение тематики, условий, продукции.

Минимализм затрагивает такие критерии, как эргономика, т.е. использование меньшего для создания нужной композиции, соблюдение соотношений между элементами тематики (например: 2 и более разных элементов в иллюстрации), творческой работы (к примеру: графической исполнение нескольких товаров одного производителя в одном материале) и т.д. [22] [Прил. Рис. 7, 8]

Если говорить доступно, то это: правильное и простое использование только нужного — убирая всё лишнее (или не внося его вовсе) мы получаем свободное пространство. Правильная постановка свободного пространства в работе и даёт эргономичность, не отвлекает и концентрирует на нужном. [8; 65] [Прил. Рис. 9,10, 11]

Использование цвета

Цвет в минималистских графических работах является важным критерием, а именно цвет способствует восприятию. Часто для одной работы используется 1-2 основных цвета и несколько оттенков выбранных цветов. Чаще используются белый, чёрный, серый и жёлтый цвета, а также их множество оттенков. Но это не есть правило, не кто не ограничивает использовать только классические цвета.

Порой читая различные статьи о минимализме в дизайне приходится наблюдать высказывания людей, что стоит жестко ограничивать палитру до чёрного и белого цветов. Но в данной направление можно использовать любые цвета, главное же соблюдение композиции (тематики или назначения работы) с выбранными цветами. [10; 54]

 

 

Использование композиции

Композиция - сердце графического дизайна. Нет композиции - нет дизайна. Парадокс в том, что если композиция удачна,  то её просто никто не замечает. Большинство дизайн-проектов начинается с расположения элементов на листе, экране компьютера или любой другой поверхности. Вы можете расположить элементы в любом месте и разбить пространство на участки так, как вам нравится. Но надо это делать осторожно и осмысленно. Любое изменение пропорций и баланса элементов немедленно скажется на  психологическом воздействии вашей работы.

Важнейшая задача композиции - акцентирование внимания зрителя или читателя.  Используйте размер, цвет и группировку элементов, чтобы установить визуальную иерархию. В статье журнала, например, иерархия текста или изображений помогает читателю быстро просмотреть и уловить назначение каждого элемента: заголовка, подзаголовка, основного текста, изображения и так далее. В зависимости от того, как вы располагаете объекты на странице, вы можете либо дать глазам отдохнуть, либо утомить их, пустив "в пляс". Объект или группа объектов в центре листа вызовут ощущение спокойствия, неподвижности и равновесия композиции. Объекты, расположенные слева или справа, приведут композицию в состояние движения и увлекут взгляд за собой. Объекты, помещенные вверху или внизу страницы, соответственно, поведут взгляд вверх или вниз...

Правила композиции.

Простота решения. Правило простоты требует максимального ограничения в средствах выразительности и неукоснительного следования главной идее. У этого правила два аспекта.

Во-первых, дизайн, как правило, должен определяться единственным контрастом. Например, если основной контраст строится на крупном и мелком шрифте, то не стоит добавлять контраст по цвету. Контраст "работает" только тогда, когда он ясно читается. А множество контрастов взаимно гасят друг друга.

Во-вторых, дизайн должен быть "прозрачен", то есть, зрителю умело преподносится содержание, а не обилие технических приемов.

Уместность элементов. Из принципа единства стиля следует уместность, которой нужно руководствоваться при выборе элементов. Удачный рисунок или декоративный элемент могут оказаться "чужими" в конкретной композиции. Уместность исходит, прежде всего, из назначения графического произведения и касается всех элементов дизайна (иллюстраций, цвета и шрифта). Для официального документа предпочтительны сдержанные, строгие цветовые соотношения, а для рекламного буклета вполне допустимо цветовое буйство.

Внимание к деталям. Самый тщательный отбор деталей и строгое отношение к их размещению - одно из руководящих правил. Коварство мелких деталей состоит в том, что незамеченная опечатка, неравномерные отступы и другие "мелочи" могут испортить в целом удачно решенную композицию.

Равновесие компоновки. Правило равновесия состоит в том, что каждый элемент имеет "визуальный вес", который создается сложным сочетанием размера, цвета и положения. Например, темный цвет тяжелее светлого, а большой элемент тяжелее точно такого же элемента маленького размера. Одним из способов достижения равновесия является симметричное расположение элементов (такая композиция считается не самой выразительной). Но соотношение элементов по горизонтальной линии, как правило, должно быть одинаковым ("равновесным"). Если композиция имеет визуальный центр, то, скорее всего, это должен быть оптический центр листа (на 1/8 выше физического центра).

Пропорциональность. Она заключается в четкости замысла и точности исполнения, когда каждый элемент занимает свое соразмерное место. Достижение пропорциональности - конечный этап работы над графической композицией. Показателем пропорциональности является ситуация, когда нельзя изменить размер или положение какого-либо элемента без того, чтобы это не повлияло на размеры и положение других элементов.

Использование типографики

Типографика также довольно важный критерий минималистского дизайна. Тут выбор шрифтовых гарнитур зависит от тематики или назначение работы. Шрифт должен быть осмысленным, визуально доступным и не нести в себе зрительную нагрузку. Желательно использовать не более 2-3 шрифтовых гарнитур (к примеру: 1. заголовок, 2. текст, 3. выноски и копирайты; или 1. название, 2. слоган, 3. текст.).

Вообще использование типографики непосредственно в минимализме (графического дизайна) довольно гибкое, можно выбрать не стандартный шрифт, сделать акцент в виде увеличения необходимого текста, увеличить отступы и т.д. Но в этом случае главное правильный подбор к тематике и заключение текста в композиции. [11;67]

Использование фотографии.

Сегодня фотографии используются практически во всех направлениях графического дизайна. Например, современный дизайн рекламы просто не может обойтись без фото. Дизайнер обязательно должен уметь отличать хорошую фотографию от плохой. Хорошее фото притягивает взгляд, вызывает естественное любопытство. Зритель, даже не всегда осознанно, моментально начинает искать ответы на вопросы: “Кто, Что, Где и Почему?”. Дизайнеру не обязательно самому уметь фотографировать. Но для того, чтобы умело использовать фото в работе, надо иметь понятие о таких вещах, как экспозиция, резкость, глубина резкости, контраст, тона и полутона. [16; 26] [Прил. Рис. 12]

             Использование иллюстрации.

Искусство иллюстрации гораздо старше фотографии. Как и фотография, иллюстрация способна наглядно передавать информацию. Но, в отличие от фотографии, она воспринимается не как отражение реальности, а как символическое,  упрощенное изображение. Однако в современном дизайне иллюстрация чаще играет вспомогательную, нежели главную роль. В самом деле, зачем рисовать автомобиль, если его можно сфотографировать? А вот изящные графические элементы - цветочки, листики, бабочки, различные силуэты и символы -  могут очень выгодно дополнить композицию.  
[7; 24] [Прил. Рис. 13]

 

    1. Типографика в графическом дизайне

Типографика — это одно из самых интересных и удивительных направлений графического дизайна. Веб-дизайн, обложки, постеры —  в любой сфере дизайна всегда найдётся место типографике. [17; 78]

Типографика — это одновременно и искусство, и ремесло, и набор правил, которые используют шрифты и оформительские средства для достижения единственной цели — сделать текст наиболее оптимальным для восприятия. [20]

Типографика - это совокупность художественных особенностей оформления всех видов печатной продукции. Она воплощает художественный стиль определенной школы, направления в искусстве печати. Функция типографики - служить передаче любой графической информации. Территория функционирования типографики по сути охватывает всю сферу визуальной коммуникации.[12; 67]

 
     Типографикой, а точнее типографией называют искусство дизайна шрифта и текста. Текст и изображение должны “дружить” и взаимодействовать, чтобы сообща передавать необходимую информацию. Если хорошенько вдуматься, то без текста любой графический дизайн остаётся  просто искусством, фотографией или иллюстрацией. Как любой элемент в дизайн-проекте текст должен, прежде всего, привлекать внимание зрителя. Кстати, на профессиональном жаргоне текст называют "копи" (от слова "копирайтинг"). Без хорошо написанного текста даже наиболее выразительное фото или иллюстрация могут запросто утратить магию своего воздействия. [4; 72]

Любой графический дизайн начинается с выбора шрифта. Дизайнер должен "чувствовать" шрифт, знать его основные характеристики,  различать их типы (шрифты с засечками или без). Дизайнеру необходимо знать и умело применять различные семейства шрифтов (гарнитуры). Он должен понимать, когда и как использовать размер шрифта (кегль), его плотность и наклон. Иногда дизайнеру бывает необходимо работать со шрифтом, как с иллюстрацией, изменять его форму и пропорции. Обычно это требуется в дизайне логотипа. Кроме того, вам надо научиться относиться к тексту, как к важнейшему элементу  композиции. Расположение текста на листе должно быть оправданным. Существует такое понятие, как типографический дизайн, где элементы текста играют главную, если не единственную роль. Текстом можно "рисовать", создавать ассоциативные образы, настроение... Одним словом, возможности использования текста в дизайне безграничны.

Довольно часто понятие "типографика" употребляют как синоним понятий "искусство шрифта", "искусство набора", "шрифтовая графика ", "искусство макетирования ", "печатное искусство ", "манера оформления шрифта и верстки".

 

Эволюция типографики в Европе не являлась изолированным, островным явлением. В значительной степени она была подготовлена полиграфическими опытами конструктивистов ВХУТЕМАСа из Москвы, Баухауса из Веймара и других мастеров - новаторов авангарда периода 20-х годов. Это Александр Родченко и Алексей Ган, а также Эль Лисицкий, Геберт Байер, Ласло Мохой-Надь, Карл Тейге и другие.

 

Их эксперименты с жирными рублеными шрифтами, для выразительности подкрепленные структурной геометрией линеек и квадратов, контрастным сочетанием двухкрасочных текстов, послужили стартовой площадкой для дальнейшего развития типографики.

 

Любопытно то, что все новаторы в сфере типографики, будь то англичане, немцы, русские, создавая так называемую "новую типографику", были почти одинаково солидарны в своем настороженном отношении к типо-графике прошлого XIX века.

 

Если отбросить вкусовые стилистические пристрастия, то существенным отличием типографики прошлого от "новой типографики" было то, что она значительно расширила книжную сферу своего применения, решительно объявив свои притязания на всю сферу визуальной коммуникации - рекламу, оформление деловой документации, газеты, журналы, политический социальный и коммерческий плакат и прочие полиграфические формы продукции, связанные с набором текстов. [13; 45]

 

Одним из примеров практического вмешательства представителей "новой типографики" стал пересмотр всего оформления газеты "Тайме" с одновременным утверждением одноименного нового наборного шрифта Тайме Роман, предпринятое С.Морисоном в начале 30-х годов.

Информация о работе Взаимосвязь графического дизайна, искусства, типографии