Взаимосвязь графического дизайна, искусства, типографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Графический дизайн, как специфическая область творчества, представляет собой результат постепенного слияния двух направлений в художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусство (афиши, реклама, газетные и журнальные иллюстрации), получившего развитие в конце XIX — первой половине XX века и открывшего новый изобразительный язык художника архитекторам и дизайнером. С другой — современного изобразительного искусства, развивавшегося в Европе в первые три десятилетия XX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..………..3

Глава 1. Взаимосвязь графического дизайна, искусства, типографии………….5

1.1 Графический дизайн и его восприятие человеком………………………….….….5

Искусство в графическом дизайне ……………………………………………………..….9

Типографика в графическом дизайне ……………………………………………….....15


Глава 2. Деятельность дизайнера-графика…………………….……………………….…….26

2.1. Деятельность дизайнера-графика…………………………………………………………….26

2.2 Анализ современных трендов в типографике…………………………………………..33

2.3 Разработка своего проекта.……………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………………………………………….42

Список использованной литературы ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Графический дизайн. docx.docx

— 724.64 Кб (Скачать файл)

 

Постепенно типографика стала выражать себя как воплощение различных художественных стилей и технологий, без использования которых немыслимо сегодня осуществление профессиональной деятельности в рекламе.

 

На русском языке в 1982 году был издан классический труд швейцарца Эмиля Рудера "Типографика". Эта работа впервые увидела свет в 1967 году и явилась итогом четвертьвековой преподавательской деятельности автора в одной из лучших европейских школ промышленного искусства -Базельской высшей школе ремесел.Сегодня концепция рудеровской типографики во многом подверглась переосмыслению в связи с развитием компьютерной технологии верстки. Однако не следует обольщаться, думая, что компьютерная память способна обрести высокий статус творца.

 

По аналогии, современный компьютерный дизайн, опирающийся на библиотеки готовых графических элементов и изображений, подобен потреблению расфасованного полуфабриката в целлофановой упаковке с инструкцией для быстрого массового потребления из супермаркета. Но никто ведь при этом не отменял подлинное искусство домашней кухни, основанное на знании уникальных таинств продуктов и индивидуальности процесса их приготовления и потребления. Кулинария становится искусством именно там, где в ее недрах возникает стиль приготовления и потребления. Знание основ классической типографики подобно именно такому искусству.

 

Систематизация основных художественных аспектов типографики, того, что не подвержено влияниям моды, а выражает определенный устойчивый стиль визуальной коммуникации, действующий на протяжении жизни целого поколения, безусловно, заслуживает пристального внимания. [18; 45]

 

Сам Э.Рудер в предисловии к своей книге так объясняет возникновение типографики: "Техника обязывает к новому мышлению, порождая новые формы - подлинное отражение нашего времени. Творческий ум мало печется о стиле - он знает, что стиль нельзя намеренно придумать: он возникает нечаянно ". Высшим критерием этой нечаянности в типографике, выступает целесообразность.

 

 У всех модных приемов  типографики есть свое время  и место. Функциональность и "читабельность" текста остаются высшим мерилом  качества полиграфического произведения. Порукой тому чаще всего является элегантная и высокая "незаметность" работы дизайнера. В ее основе лежит соблюдение некоторых базовых положений передачи шрифтовой и графической информации.

 

Типографика — это и наука, и искусство. Она превращает то, что принято называть голым текстом, в яркие и оригинальные графические образы, это графическое оформление текста посредством набора и верстки с использованием специальных норм и правил.[1; 45]

Так как основным элементом печатного текста является шрифт, то термин «типографика» часто применяется как синоним понятия «шрифтовая графика» или «искусство шрифта». Она может обходиться без использования иллюстраций, но с помощью моделирования и монтажа текста создаются незабываемые художественные образы. Именно поэтому типографика является неотъемлемой частью дизайна и оформительского искусства.[15; 34-36]

К типографической деятельности можно отнести и проектирование рекламы, вывесок, оформления выставок, разработку элементов фирменного стиля, т.е. работу в самых разных областях графического дизайна. Печатники и наборщики, авторы и редакторы, художественные и технические редакторы, художники и оформители, каллиграфы и проектировщики шрифта, графические дизайнеры и полиграфисты — все они имеют самое непосредственное отношение к типографике. [19; 54]

Типографическое оформление текста зависит от трех составляющих: 
• содержание текста. Это самое главное. Как говорится: не типографика задает текст, а текст — типографику. И ее способы должны подчиняться смыслу текста и как можно эффективнее раскрывать его содержание; 
• назначение текста. В зависимости от того, что представляет собой текст (объявление, афиша, реклама или журнальная статья), должны использоваться разные средства для его оформления; 
• носители текста. Способы его оформления кардинально различаются в зависимости от того, где он будет размещаться (плотная или тонкая бумага, рекламный щит или же экран монитора).

Приемы типографического дизайна. 
Визуально-художественный эффект может создаваться многими приемами: 
• контраст черной печати и белого, незапечатанного пространства; 
• различные шрифтовые выделения, например размером шрифта или его цветом; 
• цветные или черные подложки под текст, иногда с изменения формата набора или кегля; 
• и еще много других.

Если говорить о нашем времени, с появлением великих информационных технологий и всеобщей компьютеризации, основным направлением развития типографики сегодня является ее широкое применение в графическом дизайне. Так типографика является основным элементом верстки деловых документов, создания дизайна интерьера, обработки рекламных плакатов, студий, создание оригинальных вывесок магазинов. То есть основной целью использования данной технологии является создание ярких, заманчивых образов, привлекающих всеобщее внимание и надолго остающиеся в памяти.

Именно поэтому типографика является одним из важнейших элементов в создании рекламы, основная цель которой создать необычный, колоритный дизайн, который не останется незамеченным потребителем и несомненно вызовет желание купить тот или иной товар.

Современные дизайнеры умело сочетают типографику с различными цветами и образами, создавая уникальные шедевры визуальных рекламных разработок. При этом современная компьютерная графика, пожалуй, является самым действенным и эффективным способом привлечения потенциальных покупателей. Также типографика применяется в области изготовления различных листовок, брошюр, красочных маркетинговых изданий.

Особенностью современной типографики является общепринятая классификация шрифта по определенным группам, позволяющим закономерно и последовательно изучать различные особенности написания шрифта.

При этом каждой группе можно выделить свои отличительные особенности:

  • Декоративные шрифты. Предназначены для имитации исторического стиля написания и используются чаще всего в декоративных целях.
  • Антиквенные шрифты. Это шрифты со специальными засечками, имитирующими старинный стиль написания.
  • Гротески (рубленые шрифты). Данные шрифты не содержат засечек и характеризуются почти полным отсутствием контрастности соединительных шрифтов.
  • Готические шрифты. Эти шрифты предназначены для имитации старинного рукописного подчерка, использовавшегося еще в средние века. Данный шрифт отличает высокая, яркая контрастность соединений, и достаточно узкие пропорции.
  • Рукописные шрифты. Являются имитацией каллиграфического подчерка и могут изображать буквы, написанные пером, ручкой, фломастером и так далее.
  • Старославянские шрифты. Данные шрифты отображают старинный способ написания букв, всем известной кириллицы. [4; 23]

Глава 2. ДЕЙТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА-ГРАФИКА

2.1. Деятельность  дизайнера-графика

Дизайнер-график воплощает свои представления о визуальной информации, визуальных объемах и структурах не только в таких традиционных формах, как книжная и газетно-журнальная графика, реклама, плакат, промышленная и телевизионная графика и др., но и в системах визуальных коммуникаций городской среды, архитектурных и инженерных объектов и их комплексов. Его деятельность все более распространяется на комплексное проектирование крупных предметно-пространственных объектов городской среды. Размещение графических и трехмерных объектов в пространстве с целью их демонстрации — деятельность, родственная и архитектуре, и графике. Носителем трофики не всегда является лист бумаги. Сложный, емкий, крупномасштабный объект (выставочный стенд, указатель) требует специального проектирования, и решение этой задачи предполагает участие дизайнера-графика. Размытость внешних границ графического дизайна усложняет рассмотрение его типологии и часто полностью меняет привычные представления о графике как изобразительном искусстве. Например, такие виды прикладной графики, как книжная и газетно-журнальная, с точки зрения дизайна являются не только объектами изобразительного искусства (создание иллюстраций или шрифта), но и объектами созидательной деятельности, включающей техническое редактирование, набор, верстку и пр.

Виды графического дизайна можно классифицировать в зависимости от объектно проектирования. Например, во всех формах графического дизайна, использующих текст, значительную роль играет типографию, в основе которой — проектирование словесного текста средствами типографского набора. Важным моментом, здесь является размещение готовых форм (заголовков, слов, частей текста, заставок и пр.) как относительно друг друга, так и по отношению к носителю информации (газетная полоса, поле афиши и т.д.). Такой вид графического дизайна, как промышленная графика, тесно связан с промышленным производством и его продукцией. Главными объектами разработки являются фирменные знаки, этикетки, марки, упаковки и пр. Графический дизайн широко распространен в сферах коммерции, коммуникаций, развлечений. Например, рекламная графика плакаты и афиши, рекламные брошюры и объявления, листовки, буклеты, каталоги, календари, значки, наклейки и другие объекты проектирования, связанные с той или иной рекламной кампанией. Особую роль графический дизайн играет в создании фирменного стиля, основная цель которого — появление определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. Основные элементы фирменного стиля — логотип, шрифт, цветовая гамма, композиционные принципы — могут охватывать широкие сферы — начиная от стандартного минимума (фирменный бланк, конверт и визитная карточка) до графического оформления всей документации фирмы, ее рекламы, оформления транспортных средств, художественно- стилистическое решение интерьеров фирмы, моделей одежды сотрудников и пр.

Графический дизайн очень тесно взаимодействует с архитектурой и дизайном городской среды, и этот контакт проявляется по-разному. Примером может служить такой вид графического дизайна, как архиграфика, которая включает в себя систему приемов и средств визуальной коммуникации: визуальных знаков и символов (идеограмма, иконический знак, пиктограмма), графических элементов как интерьерного (витрины, выставки), так и открытого архитектурного пространства. Ни одно проектная деятельность, а тем более архитектурная, не может обходиться без трофической визуализации авторского замысла. Основными видами архитектурной графики, которые отражают процесс проектирования, являются эскиз, чертеж и архитектурный рисунок, каждый из которых имеет свою изобразительную специфику и отвечает определенным требованиям. Например, поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа — с помощью архитектурного рисунка. В последние годы широкое распространение получила машинная (компьютерная) графика — явление, отражающее совокупность приемов и действий, обусловливающих автоматизацию процессов подготовки, преобразования и воспроизведения графической (визуальной) информации с помощью ЭВМ. Машинная графика активно используется во всех видах графического дизайна, в том числе телевизионной графике (телевизионные заставки, клипы, телереклама и пр.).

Объектами разработки здесь являются трофические элементы, используемые в кинематографе и на телевидении. В наше время графический дизайн практически переосмысливает суть, значение и формальные характеристики большинства художественных средств, которыми он давно и успешно пользуется. Второе рождение переживает сейчас графический знак (граф) при использовании его но упаковках, на стенах интерьеров, в городской среде. Графическая трансформация объемно-пространственной реальности радикально обогатила визуальный язык дизайнера, позволила ему, оперируя трехмерной структурой материального окружения, создавать адресованные потребителю графические тексты. Возрастает пространственный потенциал цветографики, что позволяет по-новому решать рядовые задачи графического дизайна, расширяет выразительные возможности традиционной черно-белой графики. Цвет всегда был одним из важнейших носителей культуры, причем каждая цивилизация имеет свою систему цветовых символов. Поэтому использование цвета как средства формообразования в графическом дизайне стонет тем эффективнее, чем теснее оно будет связано с историко-культурной подосновой. Отношение к цвету имеет солидный культурно-исторический базис, сформировавшийся на основе цветовой символики и договоренности между людьми о значении цветов, что позволяет говорить о цветовом языке как своего рода системе. Этот язык возник до появления языка вербального и отличается от последнего большей подвижностью семантических значений, о чем говорит, например, сложнейшая символика кроеного цвета. Знаки цветового языка — это сам по себе цвет, сочетание нескольких цветов (полихромия), изменение одного или нескольких цветов, цветовая среда. Они выражают отношение людей к их окружению, способность цвета влиять но утилитарную и эстетическую организацию этого окружения. Так, общий колорит среды дает представление об оригинальности локальной цветовой культуры, степени ее развития, подверженности влиянию других культур и т.д. [6; 56]

Развитие в дизайне средовой проблематики позволяет сегодня ввести понятие цветового тексте. Если рассматривать в качестве информационного сообщения полихромию какого-либо отдельного объекта дизайна, то цветовая среда, включающая его, будет вне текстовой. Если же рассматривать как текст цветовую среду, то полихромия отдельного объекте может рассматриваться как знак, а полихромия среды комплекса объектов как некая последовательность знаков, кок цветовое высказывание в рамкок текста. Развитие цветовой культуры включает совершенствование приемов цветовой гармонизации среды. Возникают теории цветовой гармонии, которые позволяют обеспечить гармонизацию на основе научного знания цветовых систем, что очень важно для специалистов, занятых задачами формирования среды. Чтобы справиться с их решением недостаточно полагаться лишь на интуицию и художественный вкус, надо понять социально-пространственную специфику среды и, опираясь на цветовую культуру и знания о цвете как пространственном феномене, найти качественно новые возможности ее цветовой гармонизации.

Информация о работе Взаимосвязь графического дизайна, искусства, типографии