Введение в специальность Дизайн среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:46, реферат

Краткое описание

Новая проектная профессия, появившаяся в последние годы ХХ века, дизайн среды выделилась из других (смежных) областей проектирования для решения задач комплексного формирования объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов. Ранее разделенные границами профессий архитектура и прикладное искусство соединились в целостный, предметно-пространственный ансамбль.

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
1. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА.................................................................................. 4
1.1. Понятие архитектурной среды........................................................................ 4
1.2. Цели проектного творчества............................................................................ 8
1.3. Типология средовых объектов и систем....................................................... 10
1.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм
средовых объектов................................................................................................. 12
1.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования
средовой композиции............................................................................................ 14
1.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения в
пространственную ситуацию................................................................................ 15
1.7. Понятие о предпроектном анализе. .............................................................. 16
Проектирование «по прототипам» и «без аналогов» ......................................... 16
1.8. Проектный анализ в дизайне среды.............................................................. 18
Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения............. 18
1.9. Преобразования и исправления композиционной схемы........................... 21
1.10. Проблемы индивидуализации проектного образа..................................... 23
1.11. Эмоциональная организация среды............................................................ 27
Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна ...... 27
1.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА............. 28
2. ЖИЛАЯ СРЕДА.................................................................................................... 29
2.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня .......................... 29
2.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды..................... 33
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в
проектировании...................................................................................................... 33
2.3. Проблемы композиции жилой среды ........................................................... 35
3. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.............................. 37
3.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых
структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие
типологий ............................................................................................................... 37
3.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса. ........... 40
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного
здания...................................................................................................................... 40
3.3. Особые формы общественной среды............................................................ 42
«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества ................ 42
4. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ............................ 44
4.1. Назначение и структура производственной среды...................................... 44
4.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы.............. 47
Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и
«унифицированные»........................

Вложенные файлы: 1 файл

Введение в специальность Дизайн среды.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 

Художественно ориентированное пространство – своего рода «высший пилотаж» проектирования жилой среды – приоритет композиционного начала организации среды над будничными запросами образа жизни (принцип перетекающего пространства, синтез жилой и природной среды и т.п.). Это – самое «дорогое», престижное жилище, но и самое сложное для Художника, так как всегда существует опасность просто скатиться в архитектурные излишества.

«Трансформируемое пространство» - особое направление в дизайне жилища. Оно призвано объединить тенденции «специализации» и «универсализации», ограничивая расход площадей разумными пределами и одновременно увеличивая число степеней свободы для адаптационных процессов. Трансформирующиеся стены и покрытия, оборудование встроенное, убирающееся в специальные «запасники», новые технологии вплоть до замены стен радиационными излучателями – все это делает «трансформационные» решения ступенью на пути к работе уже не с элементами пространства, а с дизайнерской составляющей жилища, к сращиванию предметного и пространственного начала в единое материально-физическое целое, «обслуживающее» жилые функции со всех сторон одновременно.

Тенденции формирования собственно оборудования (если отмечать только их художественную нацеленность, речь идет не о стилях, а о принципиальных тенденциях формирования художественной сути – каждая может выполняться и в хайтеке и в модерне и в классицизме):

    • стремление «спрятать» оборудование (встроенная мебель, скрытое освещение и инженерные коммуникации), сделать его незаметным, превратить в часть архитектуры;
    • желание «выпятить» оборудование, либо «натурализовать» его существование (свободная проводка, носимые приборы обогрева и освещения).
    • декоративное «разукрашивание» технологически необходимых вещей и устройств, стилизация (ретро и кич и т.д.).
    • отношение к оборудованию, как к самостоятельному, самодостаточному, даже единственному началу облика интерьера;
    • собирание обстановки самостоятельными, как бы не увязанными единым замыслом «блоками» - мебельный гарнитур отдельно, бытовые приборы – отдельно.

 

 

 

 

2.3. Проблемы композиции жилой среды

 

В структуре жилища принято выделять основные пространства: общая комната, гостиная, спальня, к ним, так или иначе подключаются зоны: кухонная, санузлы, кладовая и т.д. А всем вместе автор «назначает» тот или иной прием связей: анфиладный, концентрический (вокруг распределительного узла), коридорный, свободное перетекание пространств и т.д. Другими словами , в сфере жилища функционально-эстетические характеристики закрепляются устойчивыми схемами архитектурной композиции – так как принципы связи архитектурно-дизайнерских компонентов давно отлились в более или менее стандартные блоки.

В жилой среде композиционные связи не однозначны, легко меняются, создавая реально (а не в идеале) новые и новые комбинации. Следствие этого – примерное равенство композиционных ролей пространственных и предметных компонентов жилой среды. Потому что они могут определять облик и содержание среды попеременно, в зависимости от того , что для данного жизненного процесса важнее – ориентация внимания в пространстве или бытовой контакт с тем или иным прибором. Третья особенность композиционных построений в жилой среде – предметное наполнение выступает наряду с декором архитектурного происхождения как основа выразительности ее облика. Архитектура, обрамляя бытовые процессы, как бы уходит в жилье на второй план, служит фоном для приборов, посуды и других дизайнерских компонентов среды, но именно их сочетание, в конечном счете, и создает запоминающийся композиционный рисунок интерьерного образа.

Эти три особенности жилой среды в той или иной степени присущи и другим типам среды – общественной, производственной и т.д., особенно на микро- и мезо- уровнях общей шкалы средовых ощущений.

Жилая среда наших дней – явление развивающееся, меняющее каждые 15-20 лет буквально все свои параметры. Главная тенденция этих перемен (особенно в «цивилизованных» странах ) – наращивание средового богатства, приходящегося на душу населения.

Увеличивается расход общей полезной площади на каждого проживающего. Наша старая   – 6 кв. м. на человека уже заменилась 12-ю кв. м. общей площади, а в богатых странах ( США, Канада) средний ее размер перешагнул 40 и приближается к 60 кв. м. Кроме того, все чаще у человека появляется, помимо «основного», еще и «второе», обычно летнее жилище, и не только личное (дачи, загородные дома), но и «скрытое» в обшественном секторе (гостиницы, санатории, пансионаты и т.д.).

Усложняется структура жилых помещений – появляются кухни-столовые, тренажерные залы, бассейны, сауны, бильярдные, холлы и т.д. – они дифференцируются пространственно (помещения различаются по высоте, квартиры располагаются в 2-х, 3-х уровнях, часть помещений «выходит» на природу – в пентхаусах), все разнообразнее пространственные идеи, особенно в малоэтажном строительстве.

Жилое пространство сверхактивно насыщается разного рода оборудованием, и повседневным (освещение, обогрев) и специальным (утюги, электроника бытовая и техническая и т.д.), в жилую среду все шире внедряются компоненты, имитирующие или представляющие природу (аквариумы, «зимние» сады и т.п.).

Общее увеличение материально-физических благ в жилом секторе отлилось в характерные «профессиональные» архитектурно-дизайнерские формы, например: сращивание мебели (оборудования) и пространства («разворачиваемые» обслуживающие модули, мобильное жилище и т.д.). Что касается собственно оборудования, то тут видны две тенденции:

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ дизайнерских решений (выполненых в расчете на конкретного заказчика) и «УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ» массового производства, отчуждение «типового» дизайна от личности потребителя. Обе осуществляются художниками-профессионалами, но первая – продолжает «феодальную» традицию личного контакта проектировщика и потребителя, вторая – развивает линию переноса творческих усилий в массовое производство вещей и приборов, когда заказчик рассматривается как абстрактный «усредненный» покупатель (все запросы и вкусы которого специально изучаются дизайнерского маркетинга).

Сложнейшее переплетение обеих тенденций порождает в реальной жизни очень интересное художественное явление – необязательность стилевого единства в жилой среде. Даже вычурные «единственные» интерьеры, выполненные по индивидуальному заказу, спокойно принимают в себя «типовые» формы бытового дизайна, изготовленного по законам «ширпотреба». Тогда как стилистика рядового жилища постоянно трансформируется вторжением новых технологий и просто модных вещей, те встраиваются в тщательно прорисованные интерьеры, придавая им разнообразие впечатлений, делая их человечнее.

 

 

 

3. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

3.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий

 

Среда общественного назначения – первая из систем, ориентированных не на одиночного, а на «коллективного» потребителя. Она призвана создавать комплекс материально-физических возможностей для реализации разных форм общения и обслуживания, которые составляют суть этой сферы.

Причины, условия и обстоятельства комплексного формирования объектов и систем общественного назначения можно разделить на две группы.

Одна – функциональные особенности общественных процессов, вызвавших среду к жизни.

Вторая – эмоционально-психологические требования к ее визуальной организации. Утилитарно-прагматические соображения порождают тип пространства, эмоционально-художественные – заставляют его совершенствовать, превращать в образ, узнаваемый и желанный.

Первая группа факторов генерирует все многообразие предметно-пространственных общественных структур, поскольку отвечает множественности целей общественной жизни: от каждодневно необходимых форм бытового, торгового, технического обслуживания (почта, мастерские, магазины, больницы, станции автосервиса, банки и т.д.) до высших проявлений творческого и духовного общения (библиотеки, клубы, музеи, театры, храмы). Особую группу общественных сооружений составляют такие, где функции общения и обслуживания синтезируются в процессе воспитания и обучения – детские сады, школы, институты; а так же учреждения сферы управления.

Строение, габариты, типология, оборудование всех этих видов и форм среды определяются их функциональным содержанием, которое одновременно является базой возникающих здесь эмоционально- масштабных ощущений.

Вторая группа факторов – призвана уточнить, «облагородить», а если надо – усилить эти впечатления, превратить их в эмоционально-духовное содержание среды, которое в некоторых случаях оказывается более важным, более устойчивым «знаком» средового назначения, чем удобство или совершенство исполнения первичных функциональных задач. Комбинируя «прагматические» и «художественные» причины средовых впечатлений, сталкивая или взаимно усиливая их воздействия, можно создавать разнообразные идейно-эстетические модификации даже постоянно повторяющихся в жизни средовых структур, и в этом заключена главная трудность и одновременно бесконечное поле для архитектурно-дизайнерского творчества.

Наиболее характерным для среды общественного назначения является «мезоуровень» - собственно здание, сооружение с принадлежащим ему участком. Причем, как правило, общественные сооружения представляют собой образования, осуществляющие либо одну ведущую «монофункцию» (к которой, если надо, привязываются другие, ей подчиненные), либо – ряд одновременно действующих однородных функций.

Из-за этого все виды общественных зданий делятся на «моноструктурные» и «полиструктурные» формирования. В первых доминирует одна, главнейшая для функции «связка» основных помещений (в театре – рассчитанный на зрителя комплекс «фойе – зал – сцена»; в спортзале объединение «игровое поле – трибуны, и т.д. Во вторых взаимодействует группа функционально однородных пространств, образующих «коллективную» доминанту целого (система классов и рекреаций в школе, торговых залов в универмаге и т.п.).

Главным началом формирования общественной среды является нацеленный на активное общение, на совместную деятельность в ходе выполнения определенной задачи завершенный процесс, а не единичные акты некоего личностно ориентированного действия, как в жилой сфере.

Поэтому подавляющее большинство общественных зданий и сооружений предназначено для реализации коллективных функций, т.е. таких, где участвует группа одновременно действующих людей, заинтересованных в получении общего результата (обмен знаниями, восприятие зрелища, обмен товарами и т.д.). Вариации – индивидуальное посещение музея, личные занятия спортом и пр. не снимают необходимости рассчитывать среду общественного сооружения на массовость использования.

Основная задача средоформирования в общественной сфере – обеспечить однозначность, эффективность, рациональность протекания функционального процесса, в котором всегда занято несколько человек или групп людей.

Это положение для проектирования имеет несколько следствий:

    • относительная устойчивость объемно-пространственной композиции конкретного средового комплекса. Поскольку среди факторов формирования среды общественного здания первенствует не оборудование (как бывает в жилище), а процесс, т.е. заранее известная последовательность действий, каждому из которых отвечает своя пространственная ситуация, поскольку главенствует здесь взаимосвязь и организация задействованных в процессе пространств. Или – доминирует в общественной среде архитектурное начало, а дизайнерское – подчиняется ему.
    • ведущим ориентиром масштабных построений является сообщество, группа людей, а не отдельный человек, причем чаще всего - «противостоящие» группы (продавцы и покупатели, актеры и зрители, ученики и педагоги), между которыми происходит обмен информацией, услугами, товарами, т.е. – реализуется процесс общения. Здесь всегда отчетливо различимы два полюса шкалы масштабов – главный, несущий смысловую нагрузку и отмечающий общественную значимость средового объекта, и подчиненный, обращенный к единичному посетителю или потребителю среды, «очеловечивающий» характеристики первого. Разрыв между этими полюсами может оказаться тем значительнее, чем большую роль играет данное общественное сооружение в жизни города; вплоть до того, что «человеческая» составляющая масштабного ряда будет сведена к минимуму, («безмасштабные» решения сверхкрупных комплексов).
    • аналогично строится эмоциональная структура среды – во главу образных построений  ставятся «общественные» оттенки эмоционального ряда, отвечающие ведущей функции (монументальность, торжественность, деловитость и т.д.), тогда как личностная окраска только дополняет их.

 

Сказанное не означает, что в общественных зданиях вообще не следует обращать внимание на  приемы, формирующие «частные» черты средового облика, которые приближают интерьер к образам приватного назначения, т.е. пренебрегать специфически дизайнерскими средствами (фактурой, членениями, формой и конструкцией предметного наполнения). Просто в данном случае дизайнерское начало, усиленное внимание к преобразованию функции в эстетические идеи – как бы вуалируется архитектурными приоритетами, активно растворяется в них.

 

Отметим некоторые из приоритетов. Расчленение пространственно-планировочной структуры на две разнонаправленные по содержанию составные части – четко выделенные коммуникационные коридоры или вертикальные стволы, образующие «каркас» объема, и заполняющие «каркас» рабочие зоны, или поля пространства. Первые- «русла» и «шахты» - не просто способствуют эффективному перемещению людей или грузов (для чего их оборудуют лифтами, эскалаторами). Прежде всего, они регулируют ориентацию человека в средовом пространстве, т.е. выполняют специфически дизайнерскую задачу которая решается с помощью ряда технических приемов: размещение ориентира в конце пути или в точке перелома, смысловая «символическая» окраска стен, использование указателей и т.д. Вторые – рабочие поля и объемы – концентрируют в своих границах основные функциональные процессы (торговая зона, выставочный зал, спортплощадка и т.п.), и потому формально выступают как ведущие элементы (доминанты, акценты) общей конструкции, в которых сосредотачивается и содержательный и художественный смысл данной среды.

Информация о работе Введение в специальность Дизайн среды