Введение в специальность Дизайн среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:46, реферат

Краткое описание

Новая проектная профессия, появившаяся в последние годы ХХ века, дизайн среды выделилась из других (смежных) областей проектирования для решения задач комплексного формирования объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов. Ранее разделенные границами профессий архитектура и прикладное искусство соединились в целостный, предметно-пространственный ансамбль.

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
1. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА.................................................................................. 4
1.1. Понятие архитектурной среды........................................................................ 4
1.2. Цели проектного творчества............................................................................ 8
1.3. Типология средовых объектов и систем....................................................... 10
1.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм
средовых объектов................................................................................................. 12
1.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования
средовой композиции............................................................................................ 14
1.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения в
пространственную ситуацию................................................................................ 15
1.7. Понятие о предпроектном анализе. .............................................................. 16
Проектирование «по прототипам» и «без аналогов» ......................................... 16
1.8. Проектный анализ в дизайне среды.............................................................. 18
Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения............. 18
1.9. Преобразования и исправления композиционной схемы........................... 21
1.10. Проблемы индивидуализации проектного образа..................................... 23
1.11. Эмоциональная организация среды............................................................ 27
Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна ...... 27
1.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА............. 28
2. ЖИЛАЯ СРЕДА.................................................................................................... 29
2.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня .......................... 29
2.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды..................... 33
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в
проектировании...................................................................................................... 33
2.3. Проблемы композиции жилой среды ........................................................... 35
3. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.............................. 37
3.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых
структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие
типологий ............................................................................................................... 37
3.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса. ........... 40
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного
здания...................................................................................................................... 40
3.3. Особые формы общественной среды............................................................ 42
«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества ................ 42
4. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ............................ 44
4.1. Назначение и структура производственной среды...................................... 44
4.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы.............. 47
Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и
«унифицированные»........................

Вложенные файлы: 1 файл

Введение в специальность Дизайн среды.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Любые формы восприятия средовых ансамблей и комплексов базируются на способности человека соотносить те или иные впечатления (зрительные или психологические) от комплекса или его частей с «восприятивным опытом» всей его жизни, с предпочтениями, антипатиями, интересами, воспитанными в человеке семьей, обществом, практикой личных контактов с действительностью. И этот опыт делит весь мир узнанных человеком форм и явлений на события и объекты «положительные», приятные, к которым хотелось бы вернуться, и «отрицательные», вызывающие отторжение, неприязнь. Но эти же явления могут рассматриваться и с других позиций: запомнившиеся, вызвавшие любопытство, выделившиеся из ряда сходных впечатлений, и такие, что прошли мимо, не возбудив особых эмоций.

Соответственно все зрительные впечатления в среде могут ассоциироваться в сознании потребителя с реальными эмоциональными переживаниями прошлого, выстраиваясь по принципу «интересно-скушно», «приятно-отвратительно» и т.д. Т.е. - рассматриваться как источники эмоциональной и идейно-содержательной оценки средового объекта.

Пока примерами для подражания при поиске предметно-пространственных форм в средовом проектировании служили природные и «классические» архитектурные образы, тысячелетиями проходившие апробацию на выразительность и глубину содержания. Но сейчас арсенал прототипов формотворчества вырос беспредельно и, отбор тех из них, что в максимальной степени отвечают и задачам авторского замысла и требованиям оригинальности визуальных впечатлений – осложнился чрезвычайно.

Стилистические характеристики – отражают в системе присущих (присвоенных) среде образов специфические отпечатки времени, личностных и коллективных отношений к общественному и архитектурно-градостроительному контексту.

В классическом толковании «стиль» - это общность образной системы произведения искусства, общность средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания этого произведения.

Проблема стиля в дизайне среды рассматривает вопросы индивидуализации средового объекта с особых позиций – его связей с контекстом, архитектурным, художественным и общекультурным.

Внешне она говорит скорее о придании объекту черт сходства с некими эталонами вкуса, композиционного совершенства и содержательных ориентиров, выработанных историей искусства.

Это - как бы раздел гармонизации, использующей «вечные» визуальные признаки в качестве рецепта безошибочности эстетического результата.

Но в современной действительности все обстоит иначе. Сегодня стиль – это узнаваемость раБоты мастера, таинственная совокупность индивидуальных впечатлений, рассказывающих  о личности художника. И «обладать стилем» означает – не быть, как все. Наоборот, это способ выделиться, обозначить свой путь опираясь на поддержку единомышленников. Иными словами, в наше время стиль – еще одна форма завершения работы над произведением искусства через сравнение его характеристик с общепринятыми идеалами художественности.

Под классическое понимание термина «стиль» подпадают самые разные комплексы визуальных характеристик, от канонических, вошедших в искусстоведческие хрестоматии – ампир, ренессанс, до региональных, неустоявшихся, перетикающих друг в друга – таковы многочисленные ответвления пост-модерна. А есть и вовсе не отмеченные теорией, «незаконные» направления, слишком индивидуальные или связанные с еще формирующимися объектами.

Поэтому возникает необходимость дополнительных определений понятия стиль, помогающих разъяснить его содержательную сущность.

Одно из таких разъяснений – констатация достаточно очевидного факта, что в архитектурно-дизайнерском проектировании стиль есть фиксация в комплексе предметно-пространственных реалий, признаков и особенностей наполняющего среду образа жизни. Оно исходит из представления, что дизайн среды вообще – это проектное отражение конкретного образа жизни – исторического, социального, обозначенного профессиональной принадлежностью и т.д.

Дело в том, что жизнь (процессы деятельности, общения, бытовые навыки и пр.), ее течение, нюансы, технологии, социальные и национальные раритеты – фиксируются, оформляются, направляются к некоей цели предметно-пространственным комплексом нашего окружения. И каждому слагаемому этого комплекса свойственна своя сфера образных установок. Бытовой, промышленный дизайн – отражает образы технологии решения частных задач формирования среды, произведения графического дизайна несут информационные образы, архитектура, арт-дизайн формулируют образы отношения человека (общества) к его жизни и судьбе. Реализуются эти установки в каждом виде дизайна своими средствами, но объединяет их все – единство содержательной основы объекта проектирования, т.е. обстоятельств образа жизни.

Поэтому стиль произведения средового искусства включает впечатления обо всех слагаемых параметров и настроений среды – функциональных технологиях, технических устройствах, произведениях декоративного искусства, габаритах пространства, психологических и эстетических установках его использования. Из-за чего каждый отмеченный в истории культуры стиль представляет собой ярко очерченное и точно привязанное к времени явление, нерасторжимую систему моментально узнаваемых зрительных образов, сливающихся в памятник образу жизни данной эпохи.

При решении задач индивидуализации облика среды обращение к стилистическому анализу выливается в два варианта.

Первый – растворение новообразования в стилевом контексте, навязывание особых, не Всегда свойственных ему внешних примет. Этот метод требует вживания автора в эстетическую систему воспроизводимых им «чужих» форм, привязки их к внутреннему смыслу проектируемых элементов среды, причем результат стилизации не всегда становится эталоном художественного качества. Правда этот вариант в полном виде нужен сравнительно редко, например, в заповедных исторических ансамблях.

Второй подход творчески более продуктивен и строится на принципах контраста проектируемых форм их окружению, что возможно и там, где образная система «вписанного» решения имеет самобытный характер, и если она будет воспроизводить визуальные особенности некоего образца.

Чтобы легче ориентироваться в профессиональных проблемах выбора наилучших из них, имеет смысл обобщить калейдоскоп стилистических нюансов до обозримого перебора ведущих стилевых направлений.

«КЛАССИКА» - любое к идеалам и формам античности, эпохи возрождения, ампира, словом, к чертам «обрамленным» влиянием ордера, как в трактовке принципов тектонической организации и пропорционально-ритмического строя, так и в прорисовке деталей, декоративных и орнаментальных мотивов. Это направление, символизирующее стабильность и ясность идеалов, полноту и радость жизни, умение получать удовольствие от спокойного созерцания, от ежедневной разумной работы, активно воспроизводится в произведениях современного искусства.

«ГОТИКА» - романтически острое, почти на грани мистики, переплетение неизвестных классическим постройкам конструктивных идей, на пределе использовавших возможности камня, в орнаментах и в скульптурном убранстве. Стиль, ставший некогда торжеством ремесленного «дофабричного» мастерства и проводником безусловного первенства идеологии над «земной» материально-технической базой, а сегодня воплощающий те же идеалы в почти дематериализованном кружеве современных конструкций, в алогичных комбинациях объемов и пространств деконструктивизма, призрачных композициях из света, стекла, причудливых ландшафтных  мотивов. Его одухотворенность, стремление к преодолению материального всегда будут находить последователей, поскольку предельно отражают мечту человека избавиться от груза бытовых, приземленных переживаний.

«ТЕХНИЦИЗМ», сменивший в ХХ веке наивный прикладной «дизайн» предыдущих поколений. В первой половине столетия он прошел под знаком конструктивизма и функционализма, отринувших любые ордерные реминисценции, заменив их «машинной» эстетикой. Во второй  половине он преобразовался в хайтек, на новом витке развития культуры продолжающей дело революционеров 20-х. Вооружившись новейшими технологиями, он нарочно ориентируется на изысканно техногенные формы, воспевает эстетику «идеальных» конструкций и инженерных устройств. Сегодня господство хайтека стремительно ширится. Это направление воплощает инженерно-техническую, рациональную и суховатую идеологию более или менее искренних представителей «проекной» части человечества. Но качество его продукции и убедительность его теоретических позиций делает хайтек чрезвычайно привлекательным и для других «модернистов», выступающих проповедниками современного образа жизни.

«ЭКЛЕКТИКА» - самый сложный по источникам слой художественных построений, спокойно заимствующий у любых эпох их наиболее приглянувшиеся автору элементы и формы. Эклектика мало заботится о чистоте своих решений, полагая, что с помощью чисто формальных приемов – искажения пропорций, уточнения масштаба, наложения единого цвета и т.п. – можно «соединить несоединимое», что в результате может обернуться новой формой, необычным мотивом, оригинальным художественным образом.

Таковы многие работы направлений постмодерн, артнуво, многочисленные предложения «национальных» школ, напрямую эксплуатирующих фольклорные «фенечки» и орнаменты на родного прикладного искусства.

Определенная вторичность этих стилевых исканий не означает их ущербности. Для эклектики, где «народное» составляет главный массив зрительных впечатлений, требуется разработка толкового предъявления зрителю функционально-художественной «сверхидеи» всего произведения. И в лучших работах этого направления такая «суперидея» есть всегда.

Особая ветвь эклектических формообразований – «КИЧ» - как высокопрофессиональный (напр. фирменный стиль У. Диснея), так и «ремесленный» (пластмассовые цветы, торговые павильоны в виде пончика). Это направление, абсолютно лишенное каких-либо эстетических тормозов, служит сегодня своего рода гигантской лабораторией, без оглядки экспериментирующей с любыми идеями и мотивами визуального мира.

 

 

1.11. Эмоциональная организация среды.

Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна

 

Приемы проектного анализа не ограничиваются проверкой проектных решений на тектоническую целесообразность, остроту ассоциативных впечатлений и стилистическое единство (с последующими исправлениями найденных недочетов). Все аспекты «внутрипроектных» оценок, в конечном счете, нацелены на формирование главного результата дизайнерских усилий – эмоциональной организации средового объекта. И в этом плане проблемы определения стилевых предпочтений оказываются иногда важнее, чем другие критерии проектного анализа – отражение в стиле содержания образа жизни почти автоматически означает выборочную реализацию и эмоционально-чувственных характеристик среды.

Оказывается, наши условные прототипы стилевых установок очень напоминают определенные комбинации ведущих эмоциональных ориентиров атмосферы среды. «Техницизм» подчеркивает деловые, рациональные настроения, «готика» ближе величественным, парадным целеполаганиям, «эклектика» лежит в сфере житейских, буднично-камерных переживаний, а «классика» тяготеет к впечатлениям созерцательности, спокойствия. Единство образной структуры, свойственное всякому стилю, заставляет авторов средовых произведений так или иначе ориентировать свою работу на определенные стилевые направления – это является как бы гарантией целостности их детища. В еще большей степени хотят увидеть признаки стиля в той или иной средовой системе заказчики – частично потому, что таковы их вкусы, частично – из соображений узнаваемости и престижности принадлежащей им собственности. Поэтому столь распространенная в архитектурно-дизайнерской практике «игра в стили» - не простая дань причудам малограмотного или неразумного заказчика. Это – естественный ответ на общечеловеческое желание иметь в творчестве некую опору на стабильность, эстетические авторитеты. Без чего немыслима преемственность, а значит – существование и развитие цивилизации.

 

 

 

 

1.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА

 

Приложение технологии дизайнерского проектирования к разным типам среды есть прежде всего вопрос учета их «дизайнерской» специфики, т.е. – особенностей рациональной и эстетической организации «образа жизни» этих относительно узко спрофилированных средовых образований.

«Дизайнерские идеи» средовых организмов и систем разнообразны и тесно переплетаются в каждой конкретной реализации средового проекта. Но основным формам среды всегда присущи их «личные» доминантные задачи, окрашивающие определенным образом решения всех попутных проблем.

В городской среде это КОММУНИКАЦИЯ – транспортная, пешеходная, инженерно-техническая, информационная. А в конечном счете – разрешение конфликта между средой техногенной, искусственной и природной, естественной. В производственной сфере доминирует задача ГУМАНИЗАЦИИ отчужденного от человека «бездушного» процесса создания материально-физических ценностей, которая многократно усложняется необходимостью решения множества чисто технических проблем, от подвоза сырья до вентиляции цеха. «Флагом» общественных форм среды также является коммуникация, но не планировочных единиц, как в городе, а между людьми, их группами и коллективами. Коммуникация, нацеленная на самые разнообразные формы общения, от подчеркнуто утилитарных – между продавцом и покупателем, до предельно духовных – между паствой и Учителем.

Трудней всего с пониманием сущности среды жилой – в ее пределах люди и воспитывают детей, и готовят пищу, и хранят вещи, и отдыхают. И все это – в рамках тесно связанного общностью мыслей, имущества и судьбы «микроколлектива» - семьи. С другой стороны, нигде так полно и актино не реализуются «низменные», житейские потребности каждого человека -  сон, гигиена и др. Очевидно, что это сочетание лично-бытового, общественного и хозяйственного, можно обозначить словом «проживание», и есть ведущее начало становления характеристик жилой среды.

Именно с позиций выявления главных задач, проблем и средств формирования того или иного типа среды, надо рассматривать основные трудности и приемы их проектирования.

 

 

 

2. ЖИЛАЯ СРЕДА

 

2.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня

 

Социально-бытовая обусловленность видов жилища. Предметно-пространственные единицы формирования жилой среды, порядок их компоновки в жилые структуры. Оборудование как база формирования масштабности и эмоционального климата жилища.

Жилище – наиболее распространенный и знакомый нам тип среды, обеспечивающий условия проживания – существования человека. Сфера эта включает множество материально-пространственных комплексов, принадлежащих разным слоям общества, ориентированных на собственные национальные и культурные традиции, на специфические климатические параметры и т.д.

Информация о работе Введение в специальность Дизайн среды