Введение в специальность Дизайн среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:46, реферат

Краткое описание

Новая проектная профессия, появившаяся в последние годы ХХ века, дизайн среды выделилась из других (смежных) областей проектирования для решения задач комплексного формирования объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов. Ранее разделенные границами профессий архитектура и прикладное искусство соединились в целостный, предметно-пространственный ансамбль.

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
1. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА.................................................................................. 4
1.1. Понятие архитектурной среды........................................................................ 4
1.2. Цели проектного творчества............................................................................ 8
1.3. Типология средовых объектов и систем....................................................... 10
1.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм
средовых объектов................................................................................................. 12
1.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования
средовой композиции............................................................................................ 14
1.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения в
пространственную ситуацию................................................................................ 15
1.7. Понятие о предпроектном анализе. .............................................................. 16
Проектирование «по прототипам» и «без аналогов» ......................................... 16
1.8. Проектный анализ в дизайне среды.............................................................. 18
Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения............. 18
1.9. Преобразования и исправления композиционной схемы........................... 21
1.10. Проблемы индивидуализации проектного образа..................................... 23
1.11. Эмоциональная организация среды............................................................ 27
Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна ...... 27
1.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА............. 28
2. ЖИЛАЯ СРЕДА.................................................................................................... 29
2.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня .......................... 29
2.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды..................... 33
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в
проектировании...................................................................................................... 33
2.3. Проблемы композиции жилой среды ........................................................... 35
3. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.............................. 37
3.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых
структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие
типологий ............................................................................................................... 37
3.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса. ........... 40
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного
здания...................................................................................................................... 40
3.3. Особые формы общественной среды............................................................ 42
«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества ................ 42
4. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ............................ 44
4.1. Назначение и структура производственной среды...................................... 44
4.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы.............. 47
Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и
«унифицированные»........................

Вложенные файлы: 1 файл

Введение в специальность Дизайн среды.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

1.2. Цели проектного творчества

 

Проектирование в каждодневной практике – процесс во многом интуитивный, чуть ли не автоматический. Как рисование, где рука «опережает» голову. Но выполняется проект строго в соответствии с усвоенными во время обучения эмпирическими правилами – алгоритмами, хотя никто об этом не думает. И согласно заложенным в годы учебы целям (установкам). Поэтому надо определить целевые установки средового проектирования.

Чего ждет зритель (потребитель) от произведения архитектуры (средового дизайна) и – вообще искусства?

Первое – чтобы было интересно, выделялось, было замечено, запомнилось. Второе – чтобы понравилось, было приятно, не надоедало, чтобы хотелось «потребить» еще и еще. Третье – чтобы возник эффект сопереживания – сопоставления своих личных представлений об эмоциональном рисунке образа с тем, что получилось, и его одобрения или отрицания.

Прагматические вопросы проектирования – «польза», «прочность» - в данном случае остаются за скобками: ясно, что без них все остальное теряет смысл. Таким образом, третье слагаемое витрувианской триады – «красота» - становится стержнем архитектурно-дизайнерской работы.

Общая схема «сверхзадач» проектирования («удивить - понравиться – породниться»), раскладывается по уровням приложения труда («пространство – композиция – детали»). Обычно проектирование начинается с придумывания и компоновки пространственных блоков, позволяющих реализовать заказанные автору функции. Игра пространственных форм разбудит эмоциональный мир предполагаемого зрителя, их ранжирование станет залогом композиционных проработок. Главный результат этой стадии – оригинальность, неожиданность объемно-пространственных сопоставлений.

Ведущая задача следующего этапа – формально-эстетическое совершенствование получившихся «начерно» объемно-пространственных комбинаций. Эта цель достигается уточнением композиции (соподчинением частей комплекса между собой и по отношению к целому) за счет корректировки размеров, согласования цвета и пропорций. Одновременно происходит дальнейшее распределение смысловых акцентов, проясняющих эмоциональные установки начальных моментов проектирования.

Окончательное формирование эмоционально-образной атмосферы происходит на завершающих этапах проектирования, при насыщении всех намеченных форм целого конкретикой, когда Каждая деталь, каждая тема ансамбля, от росписи до фактуры, обретает свое лицо.

Так складывается алгоритм проектирования, последовательно разрабатывающего темы «пространство – композиция пространств – насыщение композиции деталями». Или в более приземленной трактовке «пространство – конструкции – деталировка и отделка».

В становлении архитектурного произведения всегда главенствует АРХИТЕКТУРАЯ ИДЕЯ – предложенная и разработанная автором система организации пространственных переживаний, в целом отвечающая пространственным требованиям данного процесса.

В дизайне среды на первом месте всегда стоит дизайнерская идея, отнюдь не обязательно отвечающая архитектурным идеалам автора – он должен уметь соединить смысл дизайнерского решения и архитектурного замысла. Содержательные особенности условного алгоритма средового проектирования («процесс – пространство – наполнение пространства»), позволяют утверждать, что дизайнерский подход начинается с утилитарно-прагматического решения реальных жизненных проблем – за счет механизмов, организации процессов, новых технологий, материалов и т.д. , а завершается воплощением этих решений в эстетически целесообразную форму, согласованную с производством, функцией, окружением и ожиданиями потребителя.

Таким образом, цель дизайна среды не само впечатление, а комплекс условий для появления за думанных автором впечатлений, что существенно отличает его от архитектуры.

ДИЗАЙНЕРСКАЯ ИДЕЯ как категория проектирования существует на трех уровнях: дизайн процесса (снять дискомфорт отдельных стадий, сделать необходимое приятным, облегчить трудное, внести радость и удовольствие и т.д.) – осуществляется как концепция решения;

    • пространственный дизайн (организовать место для процесса независимо от его выразительности и затем преобразовать получившееся в «новую выразительность») – формализуется в синтез пространственных и технологических предложений по реализации концепции;
    • дизайн предметного комплекса, который выглядит как формирование совокупности системы раздельно существующих дизайнерских идей разных приборов и устройств, подчиненных общей для всех стратегии совместного существования и использования.

На тех же уровнях в дизайнерском проектировании присутствует и архитектурная идея:

    • при оценке предложенных для реализации процессов как эмоционального содержания данной формы деятельности;
    • при реализации заданного процессом эмоционального содержания в пространственных формах;
    • при детальном уточнении характеристик эмоционального климата среды, отраженном в пространственной системе элементов наполнения.

 

Сегодня нет во вселенной явления, предмета, сооружения, устройства, которое не может рассматриваться как генератор эмоционально-художественного содержания. Расширив до бесконечности палитру источников художественного смысла за счет любых форм мироздания, от прожилок зеленого листа до сантехники, средовое искусство встало перед новой стороной собственной технологии. Это – задача расшифровки кодов воздействия и этих источников, и средств и приемов их эстетической интерпретации. И это меняет всю систему целеполаганий в искусстве, перенося центр тяжести в работе художника с поиска новых форм на способы их синтеза.

Архитектуру и дизайн среды роднят общие для них «сверхзадачи» - зрительно реализованный «конфликт» ситуации, гармоничная выстроенность целого, его эмоциональная ориентация – в архитектуре и средовом дизайне осуществляются в основном, средствами организации пространства. Оно может быть колоссальным, пустым, затесненным, может быть холодным или уютным и т.д. И каждое из этих состояний достигается тем, что пространственной ситуации  придается определенная ФОРМА (вытянутая, компактная, регулярная), РАЗМЕРЫ (близкие человеку, больше или намного больше, чем человек) и так или иначе трактованные ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ, образующих «тело» пространства (членения, цвет, орнамент и т.д.).

Ясно, что в средовом дизайне главенствует КОМПОЗИЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА, такая его организация во времени и пространстве, которая исключит негативное воздействие функции на состояние человека, потребляющего среду, усилит положительные черты бытовых или производственных впечатлений. Внесение композиции (эстетической упорядоченности) в общую конструкцию среды и есть суть, содержание архитектурно-дизайнерской деятельности.

Средовой дизайн – единственный вид проектирования, рассматривающий всю совокупность Условий и обстоятельств человеческого бытия как произведение искусства.

 

    

1.3. Типология средовых объектов и систем

 

Разнообразие видов архитектурной среды. Общие понятия о типологии в средовом дизайне.

Типология вообще – систематизация, ранжирование группы родственных объектов или явлений по какому-либо признаку (критерию) в соответствии с динамикой его участия в формировании свойств этих объектов. В дизайне среды типология расчленяет совокупность окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы, которые составляются в узнаваемые последовательности (классы, ряды). И каждая показывает, как меняются интегральные свойства этих ситуаций при изменении какой-либо одной их особенности – размера, функции, геометрического строения и т.д.

Первый подход, самый очевидный – деление всех видов среды на интерьеры и открытые пространства. Основание – степень изолированности средового объекта от окружения. Интерьер – традиционно замкнутая в строительной оболочке «пустота» - противопоставляется пространству, не имеющему покрытия, а иногда и четких границ с другими, примыкающими к данной среде – лес рядом с пашней, улица, перетекающая в площадь и т.д.

Второй подход – по уровню подвижности средового объекта. Жизнь различает закрепленные к месту формы среды – интерьеры зданий, городские ансамбли, ландшафтные композиции, символизирующие устойчивость, постоянство образного смысла, и мобильные, перемещающиеся в пространстве средовые ситуации – салоны автомобилей, поездов, каюты кораблей и т.д. Здесь простое понимание того, что наше и «ближнее» и «дальнее» окружение одновременно и стоит и движется, наполняет средовой образ особым духом двойственности и беспокойства.

Третий принцип классификации – динамичность предметно-пространственной ситуации. Она может выражаться в виде незаметно накапливающихся изменений в деталях (например, рост и старение деревьев в парке), которые в конце концов приведут к необратимым переменам средовой системы; может быть заложена в структуру «мгновенных» трансформаций средового состояния (складывающийся тент летнего театра).

Можно различать варианты среды и по другим критериям: «рядовые» и «экстремальные» формы (сравните обычную квартиру и модуль космической станции), объекты и системы специализированные и общего назначения (детская железная дорога и железная дорога вообще), реальные и «фантомные» ситуации (вымышленный мир героев фантастического фильма).

Для дизайнера среда – это единство осуществляемой в данном месте деятельности и предметно-пространственых характеристик этого места. Поэтому именно функциональные и пространственные параметры породивших среду процессов и следует считать первичными для составления типологических схем. В этом случае классификационная таблица должна строиться по двум взаимно пересекающимся осям координат – на одной будут отмечаться значения пространственных параметров средовых объектов, на другой функциональные характеристики (назначение).

В первом ряду – по вертикали – критерием смены качества от объекта к объекту выступает физическая величина – размер архитектурно-дизайнерского образования (градостроительные средовые объекты на одном полюсе и «рабочие места» или зоны на другом).

Во втором ряду, по горизонтали (который традиционно составляют объекты общегородские, производственные, общественного назначения, жилые и предназначенные для отдыха), критерий отсчета скорее социального плана и говорит о качестве отношения потребителя (слоя общества, группы людей) к той или иной деятельности, указывает на коллективность или индивидуаль-ность их действий.

В типологической матрице оба ряда (по назначению и по величине), пересекаясь, создают «сотовую» решетку, каждая ячейка которой содержит определенный ТИП СРЕДОВОГО ОБЪЕКТА с конкретными особенностями строения и использования.

Эта типологическая схема не содержит прямых эмоционально-художественных характеристик рассмотренных в ней вариантов среды. Поэтому надо «перевести» смысл этой матрицы на язык категорий эстетических, основой которых в среде являются ее эмоциональное воздействие и МАСШТАБНОСТЬ, самые художественно активные приметы и параметры средового образа.

 

 

 

1.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов

 

Под масштабностью объекта (предмета, сооружения, среды) понимается складывающееся у зрителя представление о значении, роли объекта по отношению к окружению, человеку, обществу в целом. Масштабность (в отличие от масштаба, который просто указывает наблюдателю истинные размеры объекта и его окружения) – категория художественная, она оценивает смысловую сторону объекта, определяет его место среди других элементов средовой ситуации. Так нарочито крупные членения, полированный гранит облицовки, массивность делают Мавзолей, несмотря на незначительные размеры, главным элементом Красной площади.

Градация образного содержания категории «масштабность» можно обозначить следующими примерами:

    • максимум значимости объекта, его «сверхчеловеческий» смысл характерны для ситуаций, утерявших визуальную сопоставимость с «нормальными» представлениями о величине пространства; таковы лишенные деталей абстрактно-геометрические формы египетских пирамид, и вызывают ощущения запредельные, «космические»;
    • следующая ступень – ансамбли, где между грандиозной формой и нашими впечатлениями перекинут зрительный «мостик» привычных нам ритмов архитектурных деталей, чередований пространств и т.п.; это – монументальный, «героический» масштаб, уводящий зрителя от повседневности, бытовых подробностей, но сохраняющий связи человека с его окружением;
    • наиболее распространенная форма масштабности – полная соизмеримость, «совместимость» человека и среды; здесь различимы свои нюансы: театры и стадионы делают нас частью находящихся здесь людских масс, на вокзале, в магазине, в офисе человек понимает, что эти  средовые ситуации позволяют ему чувствовать себя удобно среди скопления людей;
    • последняя форма – «камерные» пространства, даже интимные, как бы лично принадлежащие частному лицу: своя квартира, комната, дачный участок, кабинет в ресторане, свой стол в компьютерном зале.

 

Масштабность практически невозможно выразить какими-либо объективными показателями, что не позволяет использовать эту категорию для целей типологической классификации средовых форм. Масштабность не столько средство формирования средового состояния, сколько одна из художественных целей этого процесса.

Иное дело – масштаб среды. Здесь устанавливаются именно физические размеры окружающих предметно-пространственных форм, уже потом – через них – формируется ощущение масштабности.

Если присмотреться к особенностям масштабных построений в среде, то обнаружится, что она представляет собой сложное многоуровневое хозяйство. На нижних «этажах» этого сооружения находятся «рабочие места» и «рабочие зоны» - соответственно оборудованные условные единицы пространства, сконцентрированные вокруг какого-либо процесса: обеденный стол или связка

Информация о работе Введение в специальность Дизайн среды