Электронный учебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 4
Глава I.

1 Анализ состояния учебного процесса и проблем усвоения материала
по материаловедению……………………………………………….
5
2 Электронные средства обучения как средства повышения
эффективности обучения……………………………………………
6
3 Опыт использования электронных ученых пособий………………….
3.1. Опыт использования электронных пособий по предмету станки и инструменты………………………………………………………………
3.2. Опыт использования электронных пособий по материаловедению в Воронежском политехническом университете, г. Воронеж……………………………………………………………….. 9
9

11
Глава II 14
1.Создание электронного учебного пособия по материаловедению для студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского специальности «технология и предпринимательство»…………….
1.1. Требования к электронному учебному пособию…….
1.2. Структура электронного учебного пособия…………
1.3. Требования к учебному процессу …………………...
1.4. Анализ учебной программы по материаловедению ….
Заключение ……………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………..

4

Глава I.

 
  1. Анализ состояния учебного процесса и проблем усвоения материала 
    по материаловедению……………………………………………….

 

5

  1. Электронные средства обучения как средства повышения 
    эффективности обучения……………………………………………

 

6

  1. Опыт использования электронных ученых пособий………………….
  2. Опыт использования электронных пособий по предмету станки и инструменты………………………………………………………………
  3. Опыт использования электронных пособий по материаловедению в Воронежском политехническом университете, г. Воронеж………………………………………………………………..

9

 

9

 

 

11

Глава II

14

1.Создание электронного учебного  пособия по материаловедению  для студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского специальности «технология и предпринимательство»…………….

  1. Требования к электронному учебному пособию…….
  2. Структура электронного учебного пособия…………
  3. Требования к учебному процессу …………………...
  4. Анализ учебной программы по материаловедению ….

Заключение ……………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………..

 

 

 

14

14

18

20

23

25

26

   

 

 

 

Введение

 

В последнее время тема создания электронных учебников становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне. Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет. Электронные учебники могут использоваться как в целях самообразования, так и в качестве составной части дистанционного образования.

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

 

Глава I.

1. Анализ состояния учебного  процесса и проблем усвоения  материала по материаловедению

В настоящее время, у студентов ЯГПУ специальности технология предпринимательство, возникают сложности при изучении дисциплины материаловедение. Об этом свидетельствуют результаты проверочных работ и тестов, проводимых после изучения разделов дисциплины. Я считаю, что лекционного материала для изучения материаловедения недостаточно. "Гак же, преподносимому материалу недостаточно наглядности. Из за этого, на мой взгляд, материал плохо усваивается и не откладывается у студентов, . Как показали результаты тестов, студентам плохо даётся следующий материал: 1) микроструктуры металлов и сплавов - основной фактор надежности и долговечности деталей машин; 2) пространственная атомно-кристаллическая структура материалов; 3) аллотропические превращения компонентов сплавов, происходящих при определенных условиях на различных стадиях термической, упрочняющей др. видов обработки материалов; 4) возникновение дефектов строения и их влияния на механические и др. свойства материалов, а значит, на долговечность и надежность деталей и машин; 5) дислокационно-структурные механизмы разрушения; 6) механизм структурных превращений при деформациях; 7) значение и влияние микроструктуры деталей при эксплуатации на долговечность и надежность деталей машин; 8) выбор материалов в зависимости от условий эксплуатации. Я считаю, проблеме понимания могут помочь электронные средства обучения, такие как: звук, анимация, видеоролики. Я хочу объединить эти средства и создать электронное пособие, которое поможет студентам в изучении материаловедения.

 

 

2.   Электронные средства обучения, как средства повышения

эффективности обучения

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения - одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий, что обеспечит структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного общения.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы проекта.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения.

Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в-четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения. Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.

С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование. На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов.

Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Студентов привлекает новизна проведения таких моментов на занятии, вызывает интерес.

Преимущество тестирования на компьютере в том. что студент может сразу получать обратную информацию как по итогу ответа на каждый вопрос, так и по итогам всего теста. Программа позволяет менять режим работы. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность студентов. Тесты могут представлять собой автоматизированную систему проверки знаний по темам с выдачей моментального результата и рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Опыт использования электронных  ученых пособий

Проанализировав проблемы учебного процесса и выяснив, что электронные средства обучения повышают эффективность обучения, мы решили создать электронное учебное пособие по материаловедению для студентов ЯГПУ специальности «технология и предпринимательство». Для этого я решил посмотреть на опыт создания электронных учебных пособий в московском автомобильно-дорожном государственном университете и томском политехническом университете.

3.1. Опыт использования электронных  пособий по предмету «Станки и инструменты» в Ярославском государственном техническом университете.

В настоящее время преподавателями кафедры производственного обучения активно используется учебник по предмету «Станки и инструменты».

В данном электронном учебном пособии хорошо изложен материал по данному предмету, представлены иллюстрации, а так же видеозаписи, на которых учащиеся могут увидеть обработку детали тем или иным инструментом. Как правило, на практике можно увидеть не каждый станок и инструмент в действии. Тем самым учащиеся видят и имеют представление об операциях, которые на практике им выполнить не удалось. Так же с помощью данного учебника можно проводить проверку знаний, с помощью тестов и моментально получать результат, на основании которого студент видит, над какой темой ему нужно поработать.

Преподаватели, использующие данное элтетронное пособие выделяют следующие плюсы и минусы:

  1. Электронный учебник наглядно представляет весь материал, используя технологию мультимедийных гиперссылок на документы, использующие анимацию, цвет, иллюстрации, видео, звук и т.д;
  2. Электронный учебник  допускает адаптацию и оптимизацию пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого и автора курсов, предоставляя возможности регулярной корректировки учебного материала по мере появления новых данных;
  3. Электронный учебник обладает эффективной обратной связью: встроенный  модуль автоматизированного контроля уровня знаний дает полную информацию о результатах обучения. Исходя из них можно выбрать программу, соответствующую уровню знаний обучающегося;
  4. Электронный учебник имеет развитый модуль поиска, что позволяет перемещаться по тексту, используя гиперссылки (организация связи между частями) и поиск слов (встроенный глоссарий);
  5. Электронный учебник имеет интерактивный режим взаимодействия между студентом и элементами учебника: учащиеся сами контролируют скорость прохождения учебного материала.

Однако у электронного учебника есть и недостатки:

  1. Снижается мотивация к обучению из-за возможности все «откладывать на завтра»;
  2. Отсутствует вербальное и невербальное общение с преподавателем и другими участниками обучения;
  3. Непривычная и нетрадиционная форма обучения, для которой необходимо специальное дополнительное оборудование;
  4. Повышенная утомляемость организма от работы за компьютером.

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Опыт использования электронных  пособий по материаловедению в Воронежском политехническом университете, г. Воронеж.

Применение мультимедийной техники для чтения лекций по дисциплине «Материаловедение» оправдано по многим причинам, но первая и важнейшая из них — возможность визуализации учебного материала. Обе составные части этой дисциплины при традиционном подходе требуют от лектора постоянного воспроизведения иллюстраций на доске, что занимает очень много времени и не всегда позволяет получить желаемый результат.

Электронные учебные пособия, активно создаваемые в последние годы, не решают всех проблем преподавания дисциплины, но хороню дополняют» лекционный материал, цикл лабораторных работ и классические печатные учебники

Информация о работе Электронный учебник