Электронный учебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 4
Глава I.

1 Анализ состояния учебного процесса и проблем усвоения материала
по материаловедению……………………………………………….
5
2 Электронные средства обучения как средства повышения
эффективности обучения……………………………………………
6
3 Опыт использования электронных ученых пособий………………….
3.1. Опыт использования электронных пособий по предмету станки и инструменты………………………………………………………………
3.2. Опыт использования электронных пособий по материаловедению в Воронежском политехническом университете, г. Воронеж……………………………………………………………….. 9
9

11
Глава II 14
1.Создание электронного учебного пособия по материаловедению для студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского специальности «технология и предпринимательство»…………….
1.1. Требования к электронному учебному пособию…….
1.2. Структура электронного учебного пособия…………
1.3. Требования к учебному процессу …………………...
1.4. Анализ учебной программы по материаловедению ….
Заключение ……………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Целью создания электронных учебных пособий «Материаловедение» (авторы А.Т.Косилов и Д.Г.Жиляков) было именно показать и наглядно продемонстрировать процессы, протекающие в металлах и сплавах при их обработке, и саму обработку материалов в машиностроении. Визуализация сделала изложение материала более ярким, понятным и запоминающимся. Преподаватели кафедры «Кафедра материаловедения и физики металлов (МФМ)» ВПУ имеют уже почти 5-летний опыт применения электронных пособий. Можно выделить следующие основные положительные стороны при использовании электронных учебников.

1. Наглядность, облегчающая  восприятие.

2. Расширение кругозора  студентов при знакомстве с  реальными технологиями.

3. Экономия времени  на рисование, особенно при описании  последовательности действий, состояний и т.п.

4. Возможность повторного  возвращения к неясным вопросам  с сохранением иллюстративного  материала.

5. Возможность проведения  экспресс-контроля усвоения материала  в ходе лекции.

6. Меньшая вероятность  ошибок при конспектировании, так как информация воспринимается не только на слух, но и зрительно.

7. Текст, содержащийся  в пособии, служит лектору для  постоянного напоминания, «подстраховывает»  на случай забывания каких-то  данных.

8.       Подготовка  к лекции упрощается. (Хотя не  надо забывать, какой затраты времени и сил требует пособие в процессе создания.)

Так же, есть и ряд отрицательных моментов в использовании электронных учебных пособий.

  1. У студентов электронное пособие может создавать обманчивое впечатление «легкости», простоты материала, пока они видят «картинки». Но самостоятельно воспроизвести этот материал оказывается сложней, чем они ожидали.
  2. От лектора требуется хорошее (вплоть до автоматизма) владение навигацией по разделам пособия, чтобы не тратить время на поиск нужного.
  3. Однажды созданное пособие нельзя легко и просто дополнить, исправить без участия, программиста.

Именно желание «дополнить», «улучшить» привело автора к использованию, наряду с электронным пособием, электронного конспекта лекций, представляющего собой иллюстративный материал в форме презентации с использованием программы PowerPoint Электронный конспект в ряде случаев предпочтительнее пособия, поскольку каждый кадр содержит только необходимую в данный момент информацию и ничего отвлекающего внимание. Можно выводить на экран информацию в определенной последовательности, в нужном темпе, предваряя очередной кадр или его часть вопросом и т.п. Электронный конспект - инструмент чисто индивидуальный; он создается лектором для себя, для своей цели и задачи на ближайшей лекции и вряд ли может быть использован другим человеком, поскольку содержит только иллюстрации и ключевые термины или фразы, формулы и т.п. Текст, все пояснения при этом остаются «за кадром».

Самому преподавателю составление электронного конспекта лекций очень хорошо помогает структурировать материал, выделять важнейшее, побуждает искать наиболее выразительные иллюстрации. Электронный конспект можно (и нужно) совершенствовать постоянно, дополнять и исправлять, благо программист для этого не требуется, достаточно быть уверенным пользователем. Он имеет небольшой объем и без проблем устанавливается на любом компьютере. Чередуя или сочетая два эти подхода можно добиться значительного эффекта: сделать лекции более насыщенными, информативными, помочь студентам в усвоении сложных вопросов за счет наглядности изложения, добиться обратной связи с аудиторией.

Вывод: На мой взгляд, использовать электронный учебник можно и нужно, но только в режиме дополнительного образования. Поэтому, для помощи студентам я решил разработать электронное учебное пособие по предмету материаловедение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

1. Создание электронного учебного  пособия по материаловедению  для студентов ЯГГГУ им. К.Д. Ушинского специальности «технология и предпринимательство»

1.1.     Требования к электронному учебному пособию

Поскольку электронное пособие воспринимается с экрана, то оно имеет свои особенности.

1. На экране текст учебника располагается во фрейме. Вместо фреймов можно использовать    всплывающие    окна,    где    размещаются    рисунки,    списки определений, указатели, комментарии.

2. Для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала  необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации. Включение    специальных    фрагментов    помогут    смоделировать    сложные физические и технические процессы.

3. Главы должны быть  более короткими по  сравнению  с  книжными,  их необходимо разбивать на дискретные фрагменты, которые содержат один узкий вопрос. Как правило, такой фрагмент состоит из двух-трех абзацев.

4. Необходимо, чтобы в  одном из фреймов постоянно  было оглавление книги, что позволяет, не листая страницы, быстро переходить к нужному разделу или фрагменту и также быстро возвращаться назад,

5. Необходимо выделять  ключевые слова, термины, имена, чтобы, щелкая по ним кнопкой мыши, вызывать гиперссылки с объяснениями  значений этих слов или комментарием  на экран компьютера.

6. Использовать колонтитулы  или заголовки на каждой электронной  странице, чтобы учащийся не терял  ориентации в учебнике.

При создании электронного издания необходимо учитывать все совокупность приемов, методов, способов продуцирования графической и аудиовизуальной информации с учетом воспроизведения электронных изданий с локального носителя, локальной сети или из образовательных сайтов Всемирной паутины. В частности, необходимо помнить, что во всех случаев текстовой материал больших объемов желательно публиковать в обычных бумажных изданиях. На экране рекомендуется представлять минимум текстовой информации.

В разрабатываемых электронных изданиях необходимо:

  • -ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивая при этом совместимость с  традиционными    учебными    материалами,    в    полном соответствии с документами, регламентирующими содержание образования;
  • - учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся;
  • -в   максимальной   степени   использовать   преимущества   аудиовизуального представления учебных материалов: наблюдаемых и скрытых, реальных и воображаемых элементов, объектов, явлений, процессов;
  • -использовать  возможности  компьютерного  моделирования  в  предметной области, а также моделирования реальной окружающей среды и естественного поведения в ней обучаемого.

Дидактические требования к электронным изданиям.

1. Требование   научности   означает  достаточную   глубину,   корректность   и научную достоверность  изложения содержания учебного  материала, с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала с помощью    электронного    издания   должен    строиться   в    соответствии    с современными    методами    научного    познания:    эксперимент,    сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и   дедукция,   анализ   и   синтез,   метод   моделирования,   в   том   числе   и математического, а также метод системного анализа.

2. Требование   доступности   означает   необходимость   определения   степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным    и    индивидуальным    особенностям    учащихся.    Недопустима чрезмерная   усложненность   и   перегруженность   учебного   материала,   при котором овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

3. Требование   проблемности   обучения   обусловлено   самой   сущностью   и характером учебно-познавательной  деятельности. Когда учащийся сталкивается  с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень этой активности может быть значительно выше при работе с электронными изданиями, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

4. Требования     наглядности     обучения     означает     необходимость     учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное   наблюдение   учащимся.   Требования   наглядности   в   электронных изданиях  реализуется   на  принципиально   новом,   более   высоком  уровне. Распространение   систем   виртуальной  реальности   позволит  в   ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

5, Требования   самостоятельности  и  активизации   обучаемого  предполагает самостоятельных   действий   учащихся   при   работе   с   учебником,   четкое понимание   конечных   целей   и   задач   учебной   деятельности.   Поэтому   в электронных изданиях должна прослеживаться четкая модель деятельности учащихся.  Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения необходимо вводить в электронное издание разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора пути усвоения материала, возможность управлять ходом событий.

6, Требования    системности    предполагает    последовательность    усвоения учащимся определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого необходимо:

  • предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированномвиде;
  • учитывать  как ретроспективы, так  и  перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;
  • учитывать межпредметкые связи изучаемого материала;
  • — тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и его воздействия при усвоении, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;
  • строить  процесс  получения  знаний  в  последовательности,  определяемой логикой обучения;
  • обеспечивать связь информации в электронных изданиях с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

Требования к электронным изданиям, применяемым на отдельных видах учебных занятий,

1. Электронные издания, применяемые на лекциях, предоставляют  педагогу средства (видеоизображения, анимацию, звук), с помощью которых можно демонстрировать и объяснять сложные явления и процессы.

2. Электронные издания, применяемые па лабораторных  занятиях, должны содержать   материал,   дающий   возможность   для   самостоятельной   работы учащихся,   В   них  должны  быть   моделирующие   компоненты,   создающие виртуальные   лаборатории,   позволяющие   изучать  различные   явления   или процессы в ускоренном или замедленном масштабе времени, Электронные издания, применяемые на лабораторных работах, должны также содержать встроенные  средства  автоматизации контроля  знаний,  умений  и  навыков обучаемых.

3. Электронные издания,  применяемые  на  практических  занятиях,  должны предоставлять  обучаемому  сведения  о теме,  цели  и  порядке  проведения  занятий, контролировать знания каждого обучаемого, выдавать обучаемом}' информация о правильности ответа; предъявлять необходимый теоретический материал   или   методику   решения   задач;   оценивать   знания   обучаемых, осуществлять обратную связь в режиме педагог - электронное издание -обучаемый.

4. Содержание   и   структура   электронных   изданий,   применяемых   в   ходе самостоятельной    работы    обучаемых,    должны    соответствовать    учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие электронные издания должны иметь более детальную систему контекстно-зависимых справок, комментариев, подсказок.

 

 

 

 

 

1.2.       Структура  электронного учебного пособия

Структура пособия определяется тем. что, в основном, электронные пособия используются для организации самостоятельной работы обучаемых и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и взаимосвязаны между собой. Должны быть учтены последовательности изучаемого материала: теоретическая часть, практическая, контрольные задания, демонстрации и материалы для дополнительного образования.

Любое электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты:

  • средства изучения теоретических основ дисциплины;
  • средства поддержки практических занятий:
  • средства контроля знаний;
  • средства взаимодействия между учителем и учащимися;
  • методические рекомендации по изучению дисциплины;
  • средства управления процессом изучения дисциплины.

При этом электронное учебное пособие должно отвечать следующим требованиям:

Информация о работе Электронный учебник