Чартерные школы как вид альтернативного обучения в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить чартерные школы в США как вид альтернативного обучения.
Для достижения поставленной цели подлежат решению следующие задачи:
1. Рассмотреть социально-исторические предпосылки создания альтернативных школ в США
2. Привести классификацию альтернативных школ в США
3. Определить особенности чартерных школ в США
4. Охарактеризовать цели и задачи, содержание обучения на примере 2-3 чартерных школ в США

Вложенные файлы: 1 файл

Чартерные школы как вид альтернативного обучения в США.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

Основываясь на полученных данных, учитель корректирует развитие личности ребенка, помогает ему сформировать отношения, убеждения и ценности, позволяют проанализировать первичное поведение индивида, организует систему стимулирования и поощрения.

Педагогические коллективы альтернативных школ работают с родителями учащихся на равных для всех правах. Большинство альтернативных школ – частные. Родители платят за обучение детей в зависимости от доходов семьи. Главная особенность альтернативной начальной школы – в обеспечении условий для интеллектуального, личностного и социального развития своих учащихся. Отсюда – постоянный методический поиск и методическое новаторство. При этом альтернативное обучение в наибольшей степени учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста.

 

Выводы по 1 главе

 

В общественно педагогической мысли западно-европейских стран и США начинают появляться различные концепции и течения, направленные на изменение характера деятельности школы. Сегодня они включены в общее понятие «реформаторская педагогика», в которой наиболее известными можно назвать «прагматическую педагогику», ««экспериментальную педагогику», педагогику «действия» и т.д. Из истории образования известно, что к самым видным педагогам-реформаторам относятся Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, У. Килпатрик, М.Монтессори, Е. Паркхерст, Э. Торндайк, Р. Штайнер, С. Френе и др. Сторонников альтернативного образования объединяла, прежде всего, идея о том, что истинная школа не столько дает знания, сколько заботится о развитии у детей умения наблюдать, мыслить и делать выводы, а также развивать навыки самообразования. Важным считалась также необходимость учитывать в учебно-воспитательном процессе индивидуальные особенности детей; развитие их познавательного интереса и способности к самостоятельности. Объединяющей идеей в поиске путей реформирования школы являлся также вопрос о соединении умственного и физического труда, где последний должен рассматриваться не как подготовка к трудовой деятельности, а как важнейшее средство общего развития личности ребенка. Речь в данном случае идет о гуманизации и демократизации образования, что, в частности, предполагает следующее:

- вариативность и альтернативность  образования, позволяющие уйти от  традиционной единообразной образовательной  системы к разнообразию форм  и каналов получения образования, где образовательное многообразие  обеспечивается также государственной  системой образования, конкурируя  с ней и восполняя отсутствующие  в ней образовательные компоненты;

- открытость образования, являющаяся одним из решающих  условий создания подлинно альтернативной школы, которая отличается внутренним раскрепощением, освобождением от догм и целостным наполнением образования;

- плюрализм образования, предполагающий вариативность и альтернативность, и превращающее альтернативное образование из унифицированной системы в многообразную по целям и содержанию, по организации образовательного процесса, педагогическим подходам и технологиям;

- самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, включая юридическую и экономическую самостоятельность;

- право педагогов на  творчество, на собственный педагогический  стиль; на свободу выбора педагогических  технологий, учебников, учебных пособий, методов оценки деятельности  учащихся и т.д.;

- право учащихся на  выбор профиля образования; на  обучение по индивидуальным учебным  планам, на участие в управлении данным образовательным учреждением.

 

Глава 2. Чартерные школы в США как вид альтернативного обучения

 

2.1. Особенности  чартерных школ в США

 

Высокая стоимость еврейского воспитания является одной из наиболее болезненных проблем, с которыми приходится сталкиваться еврейским семьям в США. Согласно результатам одного исследования, стоимость обучения ребёнка в еврейской школе в среднем составляет около 14000 долларов в год. Для многих родителей это слишком большие деньги, и поэтому они отдают своих детей в государственные школы.

К общественным школам принадлежат также школы специализированные и школы чартерные. Специализированные (школы-магниты\ magnet school) предоставляют возможность получить более углубленное образование в определенных областях знаний, например, в сфере математики. "Как правило, школы-магниты создаются в отдельной учебном округе или графстве, в них переводятся одаренные дети, учащиеся в обычных общественных школах. При этом в специализированную школу может попасть любой ребенок, проживающий в графстве - принцип строгой географической привязки, действующий в отношении остальных общественных школ, здесь не работает. Для поступления в подобные учебные заведения необходимо сдать весьма сложные экзамены, на которых отсеиваются до 80-90% претендентов. Специализированные школы могут действовать в составе обычных (как "государство в государстве"), либо независимо".

Кроме того, в США действуют привилегированные или "чартерные" школы\ charter school . Чартерные школы обычно возникают на основе общественных школ. "Они получают лицензию ("хартию") на право оказания образовательных услуг, самостоятельного распоряжения выделяемым им ресурсами и пр. - взамен, они гарантируют более высокое качество преподавания и более разумное распоряжение школьными фондами. Инициатива о создании подобных школ может исходить от преподавательского состава, родителей, местных органов власти, высших учебных заведений, коммерческих структур и пр. Примерно раз в 3-5 лет местные органы власти проводят проверки чартерных школ и могут аннулировать хартию, если школа не соответствует определенным критериям".

Второй главной категорией являются частные школы\ private school, причем по территории США они распространены достаточно неравномерно. Своеобразной "столицей" таких частных школ является город Нью-Йорк. "Эти учебные заведения финансируются за счет платы, которую вносят родители. … Стоимость обучения достаточно высока и вполне сопоставима со стоимостью обучения в университете. … Причем затраты родителей учеников частных школ этим не исчерпываются. К примеру, общественные школы организуют доставку детей на занятия и домой с помощью школьных автобусов (это крайне важно, поскольку в США общественный транспорт развит плохо, а родители далеко не всегда могут завозить своих детей в школу и забирать их оттуда), а частные школы предлагают либо доплачивать за подобный сервис, либо селят школьников в платных общежитиях. Кроме того, часто требуется участие родителей в различных школьных мероприятиях. Программы этих школ заметно отличаются, и, как правило, в лучшую сторону, от программ школ общественных". Иногда малообеспеченные дети могут обучаться в таких школах, получив грант от государства, но нет гарантии, что отношения сл сверстниками в таком случае сложатся хорошо. Речь идёт о частных школах, которые преследуют особые воспитательные цели и пользуются расширенной автономией. В отличие от обычных частных школ они придерживаются государственных школьных стандартов и финансируются государством. Их аккредитация производится в индивидуальном порядке путём заключения учредительного договора (по-английски: чартер) между школьными ведомствами данного штата и организацией-учредителем. В настоящее время в США существует около 5500 чартерных школ, в которых обучается приблизительно два миллиона детей.

Что касается чартерных школ США 1960-х и 1970-х годов, то хотя вариативность в образовании этой страны существует уже на протяжении десятилетий, и можно отмечать вовлеченность в данную систему значительной части детей в Америке, все же нет пока всеобъемлющего исследования чартерного движения на ее национальном уровне. В основном, в исследованиях рассматриваются образовательные доктрины или учебные программы, применяющихся в чартерных школах.

Создание чартерных школ именно в этот период имело размах в силу громоздкости официальной школьной системы и наличия в ней многих проблем, вызывающих вопросы со стороны педагогов и родите-лей88. В то время как сами чартерные школы всегда были лишены строгой учебной и административной регламентации сверху, в них, как правило, отсутствовали стабильные учебные планы, программы и учебники; здесь работали без выставления общепринятых отметок, и не был установок на второгодничество и отчисление за неуспеваемость.

В этой связи можно упомянуть чартерный закон, который был принят в США в 1990 г. и благодаря которому количество чартерных школ возросло и достигло на тот период более 3400. Этот феноменальный рост числа чартерных школ показывает, что данное образовательное новшество не сводилось лишь к реформированию существующих школ, но давало путь к созданию новых образовательных кругов. Поскольку чартерные школы предоставляли свободу для адаптации школьных программ с учетом потребностей населения, то и родители, и педагоги рассматривали чартерные школы как путь к расширению возможности образовательного выбора и инноваций в системе государственных школ. Отсюда, историческое развитие чартерных школ было связано с тенденциями реформирования образования от альтернативных до магнитных школ, школ государственных и частных.

Понятие «чартерной» школы возникло в 1970-х гг., его автором обычно считают педагога из Новой Англии Рэя Бадда (R.Badde). Именно он в свое время предложил местным школьным сове-там дать группе учителей контракты, или «чартеры», для возможности ис-следования новых подходов к образованию. А. Шанкер (A.Shanker) , бывший президент Американской Федерации Педагогов, оказывал тогда действенную помощь в продвижении концепции чартерной школы в конце 1980 года. Когда эксперимент оказался успешным, данный подход стал апробироваться и в других местах. Например, в штате Миннесота педагоги разработали чартерные школы с тремя основными принципами: возможность, выбор и ответственность за результат. В 1991 г. Миннесота приняла закон о чартерной школе; в 1992 г. он был принят в Калифорнии. Постепенно число штатов, принявших закон о чартерных школах, возросло с 19 в 1995 году до 42 в 2004 году. В настоящее время чартерные школы пользуются огромной поддержкой и являются одним из наиболее быстро растущих новшеств в альтернативной образовательной политике страны. До-статочно отметить, что по состоянию на апрель 2005 года в 40 штатах и округе Колумбия были приняты законы, касающиеся чартерных школ. При этом, среди штатов с наибольшим количеством чартерных школ можно назвать: Калифорнию (500), Аризону (491), Флориду (258), Техас (241), Мичиган (210)94.

 

2.2. Цели и  задачи, содержание обучения на  примере 2-3 чартерных школ в США

 

В американской школе Bramblewood School, где реализуются идеи А.Нейлла и М.Монтессори, обучение всегда осуществляющая через практику, а значит, посредством приобретения опыта. Чартерные школы характеризуются расширением степени свободы детей как в выборе содержания, форм и методов обучения, так и в оценивании результатов деятельности, что всегда содействует становлению ребенка и как субъекта культуры в рамках его жизнедеятельности и жизнетворчества. Характерной в этом отношении является, например, начальная школа Currambena primary school, где образовательный процесс представляет собой обучение детей необходимым социальным навыкам и, главное, где усилия детей в этом направлении всегда поощряются и поддерживаются. Развитие идеи чартерности в образовании была увязано с современной жизнью и отражала насущную необходимость процесса реформирования государственной массовой школы и создание нового типа - чартерной школы, где на основе свободной деятельности ученика можно было бы развивать у него цельное и глубокое мировоззрение. Источники свидетельствуют, что чартерная школа и стала в этот период местом свободного развития детей, где обучение и воспитание осуществлялись в духе солидарности и сотрудничества. Именно к таким типам школ относятся Play Mountain Place, Sudbury Valley School и ее разновидности, Grass- roots Free School, Maharishi School-Age of Enlightenmnt, The Clearwater School, The Liberty Valley School и другие.

Приведем пример чартерной школы в США.

«Доброе утро! Всем доброе утро!», – этими словами начинается каждый учебный день в чартерной школе Draw Academy в тихом иммигрантском районе Хьюстона. Учеников в коридоре школы приветствуют двое, Фернандо и Джимми. Оба – в черном. Оба элегантны и вальяжны. Джимми – местный школьный кот. Фернандо Донатти – директор и основатель школы.

«Его полное имя Джим Второй», – улыбается Фернандо и чешет кота за ухом. Джим Первый – портрет кота в раме у входной двери – достался школе по наследству от предыдущего хозяина здания, компании по сбыту бытовой техники.

Фернандо и Джимми приветствуют учеников с достоинством и радушием полновластных властелинов маленького, но уютного мира – мира начальной и средней школы, которую Фернандо, архитектор из Аргентины, создал своими руками.

«Десять лет назад в этих коридорах бегали мыши и крысы, – рассказывает Фернандо. – Джимми их всех разогнал. А я отремонтировал здание и вместе с учениками и педагогическим составом построил компьютерные классы, экспериментальный сад, химическую лабораторию и даже телестудию».

Всем этим сегодня управляют дети. Draw Academy открыла свои двери одиннадцать лет назад. Тогда, в конце девяностых, чартерные школы только начинали входить в моду. Первая чартерная школа в Техасе была учреждена в 1996 году. Сегодня их 212.

«О чартерных школах ходит огромное количество слухов, – говорит Фернандо. – Большей частью неверных. Считается, что чартерные школы – это рассадники преступности и маргинальных элементов. Ничего подобного. По показателям успеваемости мы не уступаем обычным муниципальным школам, а по их росту мы многих даже опережаем».

Чартерные школы – удачный эксперимент американской системы образования. Они совмещают в себе элементы частных и публичных школ. Не являясь подотчетными ни одному РОНО, чартерные школы финансируются из государственных средств, что обеспечивает ученикам бесплатное обучение. Таким образом, чартерные школы являются частными предприятиями с использованием общественных ресурсов. При этом они обходятся без лишней бюрократической волокиты и препон, которые обычно чинят школам государственные органы, что позволяет чартерным школам проводить эксперименты в области образования, совершенно немыслимые в рамках обычных школ.

«В нашей работе мы исходим из той предпосылки, что все дети разные, – говорит Фернандо Донатти. – Разным детям необходим различный подход к обучению. Система образования, принятая в общественных школах, не является панацеей».

С момента открытия школы в 1998 году Фернандо совместно с учителями школы начал внедрять сразу две экспериментальные программы обучения: программу обучения на двух языках – английском и испанском – и программу разновозрастного обучения. 
«Наша школа расположена в иммигрантском районе города, где в основном преобладает испаноязычное население, – рассказывает Фернандо, сам уроженец Буэнос-Айреса.  – Большинство детей, которые к нам поступают, английским не владеют совершенно. Хотя есть и такие, кто, не выучив английского, уже забыли родной испанский. В основном при поступлении к нам школьники в полной мере не владеют ни одним языком. В большинстве их семей очень низкая культура общения, и даже родной испанский у этих детей находится на рудиментарном уровне. Наша задача – обучить ребят английскому и сохранить им родной испанский язык на уровне, позволяющем полноценное общение».

Информация о работе Чартерные школы как вид альтернативного обучения в США