Чартерные школы как вид альтернативного обучения в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить чартерные школы в США как вид альтернативного обучения.
Для достижения поставленной цели подлежат решению следующие задачи:
1. Рассмотреть социально-исторические предпосылки создания альтернативных школ в США
2. Привести классификацию альтернативных школ в США
3. Определить особенности чартерных школ в США
4. Охарактеризовать цели и задачи, содержание обучения на примере 2-3 чартерных школ в США

Вложенные файлы: 1 файл

Чартерные школы как вид альтернативного обучения в США.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы. Система образования в Америке самими американскими авторами считается "самой демокpатической", "откpытой для всех", "создающей подлинное pавенство обpазовательных возможностей". Особенно уникальной, по их мнению, является общеобpазовательная школа. Ее обычно называют "уникальным амеpиканским изобpетением", pеализующим идею единой для всех детей школы. Это естественно, поскольку Америка – страна невероятных социальных контрастов, страна с необыкновенно смешанным (по национальному признаку) населением. В обычной американской школе могут учиться представители большинства национальностей мира и вполне закономерно, что такая школа должна работать по особым методикам. "Объединенная", "всеохватывающая" школа США, по мнению американцев, образец для подражания для других стран.

"Современная система образования  США, сложившаяся под влиянием  исторических, экономических и социальных  факторов, характеризуется рядом  особенностей, которые во многом  отличают ее от западноевропейских  стандартов".

Вопрос изучения зарубежного опыта преподавания истории и его использования на российской почве наиболее широко стал интересовать специалистов в последние годы, когда стала очевидна необходимость реформирования отдельных элементов системы образования. Специализированные монографические исследования данного вопроса практически отсутствуют, за исключением диссертационных исследований некоторых преподавателей вузов. В основном освещение данного вопроса происходит в отдельных статьях педагогов, методистов, исследователей.

Так, система американского образования кратко, но обстоятельно рассмотрена в статье "Система образования в США" журнала "Отечественные записки". Основные этапы образования детей в США, начиная с дошкольного и заканчивая высшим, включая типы существующих школ и краткие пояснения по программе обучения позволяют составить общее представление об организации американского образования. Подобные статьи этого журнала "Германская система образования" и "Образование в Великобритании" также дают наиболее общее представление об образовании данных стран.

Дополняют сведения об американской системе образования статья Кучеренко Е.Ю. "Американская школа глазами российского педагога" (плюс которой заключается именно во "взгляде со стороны" российского педагога-практика. Автор непосредственно наблюдала все этапы образования американских школьников и целенаправленно сравнивала российскую и американскую системы), а также другие вспомогательные статьи по структуре образования США.

Непосредственно обучение истории в американской школе и проблемы преподавания рассматриваются в публикации Иоанны Петры Мрачковски "Проблемы преподавания истории в американской школе", являющейся составной частью ее книги. Публикация оформлена в виде отдельной статьи на интернет-сайте журнала "История". Статья содержит описание многих проблемных вопросов американского школьного исторического образования, как то: конфликт вокруг учебников, искажение исторических фактов, распространение концепции афроцентризма, полемика вокруг программ по истории и прочих.

Цель курсовой работы – изучить чартерные школы в США как вид альтернативного обучения.

Для достижения поставленной цели подлежат решению следующие задачи:

1. Рассмотреть социально-исторические предпосылки создания альтернативных школ в США

2. Привести классификацию альтернативных школ в США

3. Определить особенности чартерных школ в США

4. Охарактеризовать цели и задачи, содержание обучения на примере 2-3 чартерных школ в США

Объектом исследования выступают альтернативные школы в системе образования США.

Предметом исследования является чартерная школа в США.

Методы исследования: аналитический, эмпирический, статистический.

Структура курсовой работы определена поставленной целью и решаемыми задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие альтернативных школ в США в 20 веке

 

1.1. Социально-исторические  предпосылки создания альтернативных  школ в США

 

Значительная часть американских педагогов и родителей связывает перспективы развития начальной школы с распространением альтернативного образования, для которого характерен отказ от рутины и стандартизации, углубление содержательного и методического многообразия, смелое внедрение педагогических новаций, ориентированных как на самореализацию активной, творческой личности, так и на сотрудничество с другими людьми.

Исследование процесса развития альтернативного образования в историческом и психолого-педагогическом контексте вызывает необходимость разработки категориального аппарата и уточнения сопряженных понятий этого образовательной парадигмы с современных позиций. Рассматривая понятие «альтернативное образование» как педагогическую парадигму мы взяли за основу выводы исследователей М.В. Богуславского, Г.Б.Корнетова, И.А. Колесниковой , Е.Б. Попова о том, что в философии образования понятие «парадигма» не означает сменяемости и противопоставления тех или иных педагогических подходов. Понятие «парадигма» в педагогике можно трактовать как совокупность методологических признаков всевозможных педагогических направлений, образующих единое образовательное поле, на котором они, при всем своем различии, концептуально взаимообогащают друг друга. Отсюда, в понятие «парадигма» мы вкладываем развитие и сосуществование различных образовательных установок в соответствующем контексте школьного образования при доминантной роли одной из парадигм.

Бурное развитие альтернативного образования началось в США с середины 80х годов прошлого века. Главная особенность альтернативных школ заключается в том, что в них используется нетрадиционная методика обучения и воспитания, в которой акцент делается на гуманные отношения между учителями и детьми, между самими учащимися, на развитие индивидуальных способностей и творческих потенций каждого ученика.

В альтернативной начальной школе, рассчитанной на всех детей, ученики в течение 4–6 лет получают в целом одинаковое начальное образование. Помимо основных предметов, подлежащих обязательному изучению, в программу этих школ вводятся дополнительные дисциплины, которые обычно изучаются в средней школе. Это история, география, иностранные языки, естественные и точные науки, элементы домашней экономики. В некоторых альтернативных классах также осуществляется первичная дифференциация обучения по интересам и склонностям, но в полной мере эта дифференциация осуществляется уже в альтернативной средней школе.

В основе альтернативного образования лежит развитие познавательной активности ребенка и удовлетворение его потребностей в получении знаний, необходимых в повседневной жизни.

В соответствии с этим формулируется цель альтернативного образования – предоставить учащимся дополнительные возможности для самореализации, получения навыков социального общения, овладения знаниями без затраты лишнего времени на заучивание ненужного материала.

Обучение в альтернативной начальной школе основывается на двух принципах:

1) учеба для ребенка  – это игра в творчество;

2) учеба должна доставлять радость открытия. Американские педагоги - альтернативисты убеждены, что пребывание в школе должно приносить ребенку удовольствие, новые яркие впечатления, стимулировать творческую активность. В этом случае у него появляется чувство уверенности в себе и закладывается положительное отношение к учебе в будущем. Для развития и совершенствования индивидуальной одаренности каждого ребенка вводятся занятия скульптурой и лепкой, художественное вязание и плетение, интенсивный курс игры на фортепиано, сочинение коротких рассказов, инсценировка исторических сюжетов и пр. Учебный процесс строится преимущественно на эмпирической подаче материала, знания усваиваются детьми через призму собственного опыта. Наиболее часто встречающиеся формы обучения – беседы, дискуссии, практические занятия (в том числе и вне стен школы), развивающие игры, приготовление письменных домашних заданий с акцентом на индивидуальное творчество.

В альтернативных школах широко используются парные и групповые формы обучения, особое внимание уделяется созданию доброжелательной атмосферы на уроках.

 

1.2. Классификация  альтернативных школ в США

 

В США существует много типов начальных альтернативных школ. Вот

некоторые из них.

1. Свободные или открытые  школы.

Так в американской педагогической литературе называется большинство альтернативных школ. Термин «открытые школы» связан с философской концепцией школ, «открытых для себя, для людей и мира, а также для опыта». В них насчитывается не более 30 учеников, с которыми работают не менее двух учителей. Основным принципом их деятельности является дифференцированное и индивидуализированное обучение. Школы предоставляют учителям, ученикам и родителям свободу в использовании собственного опыта.

Циклы дополнительных предметов и методику обучения выбирают учителя и родительский комитет. Любой гражданин может записать своего

 ребенка в эти школы или воспользоваться их услугами. Клиентура «свободных» школ может быть как богатой, так и бедной. Во втором случае родители, как правило, берут на себя обязанности помощников учителя или выполняют работу обслуживающего персонала.

2. Школы внутри школы.

Это альтернативные минишколы, которые формируются внутри традиционных частных или государственных школ и в отличие от «свободных» школ не имеют собственного помещения. Они возникают там, где небольшое число учащихся и учителей объединяются в класс, в котором используются нетрадиционные методы обучения. Эти школы специализируются на определенной теме (например, экологии) или реализуют свои собственные идеи. Программа может быть рассчитана на целый день занятий или только на его часть. В последнем случае оставшееся время дня дети могут посвящать обучению в традиционной школе или проводить дома.

3. Домашнее альтернативное воспитание.

Некоторые родители предпочитают обучать детей младшего школьного возраста на дому. Иногда эти родители объединяются и приглашают домой преподавателей из государственных школ. Учителя занимаются с небольшим числом детей по программе, приближенной к стандартному обучению.

В домашних альтернативных школах используется неформальный подход к методике обучения, поощряется разнообразие учебных материалов и стилей, приветствуется индивидуальный выбор предметов по интересам.

4. Общинные многонациональные  школы.

Эти школы объединяют учеников различных этнических и расовых групп. Учитывая разный культурный и образовательный уровень детей, они предлагают иные, по сравнению с государственными школами, программы, такие как двуязычное обучение или обучение навыкам повседневной жизни в Америке (для детей вновь прибывших иммигрантов). Расположены они, как правило, в тех штатах, где складывается особенно пестрый этнический состав населения. Эти школы основаны на идее культурного плюрализма и на необходимости осознать различное культурное происхождение и вклад народов в социальную и культурную жизнь страны.

Суть альтернативной начальной школы наглядно демонстрирует то, как организованы в ней уроки, как ведут себя на них дети и учитель.

Сначала ученики с помощью педагога планируют свой день. Учитель записывает на доске имя каждого ученика и название предмета, которым ему предстоит сегодня заниматься. Второй предмет дети выбирают сами из 15 видов деятельности, обозначенных словами и рисунками.

Здесь учитель применяет метод постепенного обучения письму с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка.

В начале обучения дети просто рисуют картинки, а учитель записывает к ним комментарий, затем рисунки сочетаются с письменным текстом, который каждый ребенок составляет с помощью учителя. Рисунки и записи делаются на отдельных листах, к концу года они сшиваются в книжечку, которая наглядно показывает путь овладения ребенком грамотой. Практика показывает, что дети очень гордятся подобным авторством и в дальнейшем стремятся к самостоятельности в любом виде деятельности.

Второй урок – время индивидуальных или групповых занятий. Дети, сидя на ковре, за столом, за партами, заняты своими делами индивидуально или вместе с товарищами. Одни выполняют математические задания, другие рисуют, третьи занимаются с раздаточным материалом в виде таблиц, кубиков, ярких полосок и т. д. Учитель ходит по классу, дает задания, проверяет их выполнение, занимается с каждым ребенком индивидуально, объясняет все, что требуется, – от правильного написания и чтения слов до грамматических правил.

Затем наступает время обеда и отдыха на свежем воздухе. Вторая половина дня проходит так же, как и первая. Учитель проверяет задания и разбирает ошибки отдельно с каждым ребенком, ободряет его и, в случае необходимости, дает домашнее задание; оценивает успехи ученика и предлагает нарисовать напротив расписания прошедшего дня веселое или грустное личико.

Альтернативные школы не имеют стабильных учебных планов, программ и учебников, работают без выставления общепринятых отметок, второгодничества и отчисления за неуспеваемость. Ученики некоторых классов, например в конце каждой недели, приносят домой комплекты письменных работ по всем предметам с оценками и подписью ученика, свидетельствующей о его согласии с ними, а родители подписывают листки успеваемости.

Отличительной чертой воспитательного процесса в начальной альтернативной школе является тесное взаимодействие учителей и родителей, анализ повседневной жизни ребенка в семье и классе, изучение психологического климата в его окружении. Например, проблема взаимоотношений ребенка и его семьи решается с помощью системы заданий. На первой стадии учитель ставит перед ребенком задачу определить, чем занимается дома каждый член его семьи; на второй – ребенок сам определяет для себя домашние дела в помощь близким; на третьей – оценивает успешность выполнения каждым членом семьи его обязанностей. Решая эту задачу, ребенок начинает лучше понимать распределение ролей дома, по- новому видит близких ему людей, постепенно начинает сам входить в разнообразные взаимоотношения в семье, правильно их оценивать. После прохождения ребенком этих стадий то, чему он научился, оценивается учителем, семьей, самим ребенком. Одновременно воспитатели предлагают детям тесты на выбор тех коммуникативных качеств, которые необходимо развивать в процессе общения. Это тесты по трем категориям: послушность, независимость, взаимодействие. С их помощью определяются стили взаимодействия ребенка с родителями, учителями, сверстниками; выявляются те, которые имеют место на практике, и те, которые предпочитают педагоги и родители.

Информация о работе Чартерные школы как вид альтернативного обучения в США