Стилистические особенности устной и письменной речи немецких политиков (на материале выступлений деятелей политических партий ХДС/ХСС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить основные особенности немецкого политического дискурса на примере партии ХДС/ХСС.
Задачи работы:
Представить текущую политическую ситуацию ФРГ, основные вопросы внешней и внутренней политики страны.
Проанализировать заявления ведущих представителей партии и сопоставить их между собой на предмет согласованности политических действий и общей компетенции в целом.
Представить общую картину текущего политического дискурса Германии в контексте ХДС/ХСС.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Филологический факультет

 

Кафедра немецкого языкознания

 

 

Стилистические особенности устной и письменной речи немецких политиков (на материале выступлений деятелей политических партий ХДС/ХСС)

 

 

Курсовая работа

студентки 3 курса 10 группы,

Кировой Марии Ильиничны

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Маевская И.Н.

 

 

 

 

Минск

2013 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на свою неоднозначную и противоречивую историю, современная ФРГ занимает особое положение в современном мире. Помимо того, что она одна из стран-основательниц Европейского Союза, Германия также входит в состав оборонительного союза НАТО, ООН, ОБСЕ, Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).  Всё это говорит не только о немалом мировом внешнеполитическом влиянии, но и об ответственности за каждое принятое страной крупное решение.

Тем более важным представляется сам процесс ведения политического диалога. В сложившихся социокультурных обстоятельствах зачастую важна не только непосредственно идея, которую необходимо донести до масс, но и то, какими средствами это достигается. Принимая во внимание особенности политического дискурса в целом, нельзя не отметить, что используемые политиками средства убеждения и аргументация зачастую весьма схожие, если не совпадающие, поскольку преследуется закономерные для всех политиков цели: приход к власти, её реализация и удержание. В связи с этим важно суметь разобраться, является ли предложенный план эффективным, или же это лишь продуманный способ уйти от обсуждения проблемы и путей её решения, то есть политическая уловка или даже манипуляция общественным сознанием.

В данной работе рассматриваются и анализируются особенности дискурса правящей партии ФРГ – ХДС/ХСС. Её члены занимают на данный момент большинство ключевых постов как на федеральном, так и на земельном уровне, и от их действий зависит не только благополучие страны в целом, но и её положение на мировой арене. Анализ проводится на материале выступлений и интервью деятелей ХДС/ХСС, а также на основе главных положений программы партии. Таким образом, мы сможем проследить последовательность принятия решений, пути их достижения и реакцию на успех или неудачу в их  осуществлении. Временные рамки ограничены 2009-2013 годами – от года переизбрания Ангелы Меркель на пост канцлера ФРГ и до нынешней предвыборной кампании в бундестаг и в некоторые ландтаги. Данный временной отрезок позволяет проследить развитие страны за полный политический цикл, благодаря чему можно сделать развёрнутые выводы о её развитии  и об успешности политики, проводимой правящей партией.

Ввиду ограниченного объёма работы и обширного количества материалов, мы обратимся только к самым ключевым моментам, не затрагивая менее существенные вопросы или некоторые региональные.

Цель работы: выявить основные особенности немецкого политического дискурса на примере партии ХДС/ХСС.

Задачи работы:

  1. Представить текущую политическую ситуацию ФРГ, основные вопросы внешней и внутренней политики страны.
  2. Проанализировать заявления ведущих представителей партии и сопоставить их между собой на предмет согласованности политических действий и общей компетенции в целом.
  3. Представить общую картину текущего политического дискурса Германии в контексте ХДС/ХСС.
  4. Обобщить вышеизложенную информацию и составить на её основе выводы и предварительные прогнозы.

Объектом исследования является политический дискурс наиболее влиятельных членов партии ХДС/ХСС – канцлера Ангелы Меркель, министра финансов Вольфганга Шойбле и председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фолькера Каудера.

Предмет исследования – публичные выступления, интервью вышеназванных политиков.

 

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ФРГ

1.1 Внешняя  политика

Среди главных направлений внешней политики Германии следует назвать трансатлантическое партнёрство и европейскую интеграцию.

В силу послевоенного хода истории США является наиболее влиятельным партнёром ФРГ. Ещё до создания независимой Германии США сыграло огромную роль в формировании многих демократических институтов, а влияние американской культуры прослеживается во многих сферах жизни. Но на современном этапе это сотрудничество означает не только культурный диалог, но и участие в политике альянса НАТО. Последнее зачастую вступает в противоречие с военной политикой ФРГ. Так, статус Бундесвера запрещается задействовать его в вооружённых конфликтах за пределами страны, поэтому участие в миротворческих миссиях НАТО, в особенности, в Афганистане остаётся одним из острых вопросов трансатлантического партнёрства.

В рамках европейской интеграции Германия, наряду с Францией, остаётся главным двигателем этого процесса. Однако на Германию же в полной мере ложатся и экономические проблемы ЕС. Самым актуальным остаётся кризис в Греции, которой перечисляются немалые транши – большую их часть вносит ФРГ. Налогоплательщики страны выказывают закономерное недовольство таким положением дел, потому как нет гарантии, что это поможет в долгосрочной перспективе.

Политика развития – также один из ключевых аспектов немецкой внешней политики. Помощь оказывается странам Африки, а также странам Азии, Восточной Европы и Латинской Америки. Эта помощь выражается в развитии образования, сельского хозяйства, борьбе с бедностью. К 2015 году доля помощи должна составить 0,7% валового национального продукта, что составит более десятка миллиардов евро.

 

 

1.2. Внутренняя политика

1.Рост экономики: за последние  десятилетия после объединения  Германия показывает высокие  темпы роста экономики, а в  связи с экономическим кризисом  этот аспект становится одним  из главнейших. Но он же и вызывает массу споров, поскольку его последствия могут быть отрицательными: при текущей демографической ситуации страна неизбежно столкнётся с острой потребностью в рабочей силе.

2. Поддержка семьи: ввиду  отрицательной демографической  динамики, проблема старения населения  уже сейчас остро обнаруживает  себя. Недостаток рабочей силы  может привести к катастрофическим  последствиям для экономики страны. Кроме того, уменьшение количества  молодого трудоспособного населения  означает, что на немецких налогоплательщиков  ляжет большая нагрузка в виде  пенсионного страхования. Уже сейчас 

3.Интеграция: в Германии  проживают более 15 миллионов людей с миграционным прошлым, из них, по разным оценкам, около 6 миллионов мусульман. Отсутствие чёткой интеграционной политики в прошлом и последние данные исследований дают неутешительный прогноз относительно будущего многих из этих людей и немецкого общества в целом. Соблюсти все принципы толерантности, но и не допустить создания изолированных обществ – одна из главных задач, стоящих перед правительством.

4.Защита окружающей среды: Германия оперативно среагировала на катастрофу в Японии и приняла решение постепенно отказаться от использования атомной энергии. Примечательно, что за это с самого начала выступала партия «Зелёных», но, в связи с катастрофой на Фукусиме, окончательное и радикальное решение приняли христианские демократы, находящиеся у власти. Таким образом, они пересмотрели некоторые свои взгляды и в какой-то мере слегка приблизились к взглядам «Зелёных», хотя постоянная полемика с ними не прекращается до сих пор.

 

1.3. Расстановка политических  сил

Нынешняя политическая система ФРГ учитывает негативный опыт первой немецкой демократии – Веймарской Республики – и это выражено в первую очередь в пятипроцентном барьере на выборах. Партия не может пройти в парламенты земель, бундестаг и бундесрат, набрав меньшее число голосов. Такой подход исключает возможность того, что парламент окажется раздробленным и не сможет принимать решения.

На данный момент в Германии действуют пять партий, имеющих наибольшее количество сторонников: ХДС/ХСС (CDU/CSU, христианские демократы; ХСС действует только в Баварии, однако на выборах в бундестаге выступает с ХДС как единая фракция), СвДП (FDP, либералы), SPD (социал-демократы; самая старая из ныне действующих партий), Левые (Die Linke), «Зелёные» (Bündnis 90/Die Grünen). Крупнейшей является ХДС/ХСС.

Однако даже очень влиятельная партия, располагающая большим количеством мандатов, не может принимать решения в одиночку, и формируется коалиция. Это вполне закономерно сопряжено с большим количеством тонкостей, требующих от партий взаимных уступок. Поэтому этот аспект политики, проводимой правящей партией, также необходимо учитывать.

С 2009 года ХДС/ХСС и СвДП выступают как т.н. чёрно-жёлтая коалиция (schwarz-gelbe Koalition – согласно цвету, традиционно приписываемому партиям: чёрный – христианским демократам, а жёлтый – либералам). Несмотря на многочисленные разногласия, на данном этапе руководители обеих партий выступают за продолжение сотрудничества и сохранение коалиции.

 

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ХДС/ХСС

2.1. Особенности политического дискурса в целом

Стоит отметить, что язык политики не является просто средством коммуникации власти, но становится самой политикой, самим её выражением. Важно не только то, что необходимо преподнести, но и то, как это делается и какие цели преследует. На этой почве зачастую возникают многочисленные манипуляции и использование уловок, направленных на достижение своих целей. Последние могут прямо противоречить желаниям народа, но необходимость компромисса вынуждает власть найти действенный способ убеждения. Язык политики задаёт тон всему политическому процессу, направляя его в нужное русло и маскируя отдельные моменты, огласки которых политики считают нужным избежать.

Если вкратце охарактеризовать две полярные стилевые тенденции языка политики, то, согласно статье Лассвелла, можно выделить: а) максимально лаконичный, немногословный язык, использующийся в наиболее напряжённые и кризисные моменты, когда необходимо минимальными средствами достичь максимальных целей; «язык сражения»; б) многословный, замысловатый язык, чьи символы имеют множество значений, направленный, в основном, на убеждение сторон; он содержит в себе некоторый процент сомнения, поэтому своей витиеватостью стремится повлиять на осуществление необходимого результата.

Роль риторических приёмов крайне велика. Грамотно подавая информацию, органично располагая факты, можно создать впечатление уверенности, убедительности, которое зачастую может быть и ложным. Но именно для того, чтобы суметь достичь нужных целей, необходимо и правильно подать их, навести собеседника или целевую аудиторию на нужные выводы.

Затрагивая вопрос манипуляций и уловок, нельзя не отметить, что они характерны и для языка политики в демократических странах, хотя они во многом другого качества и не имеют своей целью создать общество, целиком подчинённое государству и не имеющее возможности противостоять государственным механизмам. За счёт более высокого уровня гражданских свобод меняются и свойства уловок: в таком случае они уже направлены не на подавление, а лишь на склонение к своей точке зрения, одной из множества других, присущих данному обществу. Насколько прямыми и этичными методами это достигается – это уже вопрос нравственности политика, использующего их.

Лассвелл также выделяет два метода достижения цели: моделирование результата и противоположность результату. В первом случае предпринимаются некие действия, в расчёте на то, что собеседник или целевая аудитория им вторит. Во втором – наоборот (например, обличение коррупции в надежде уменьшить её уровень).

Уловки языка политики, помимо риторических приёмов, весьма разнообразны. Мы перечислим некоторые из них, воспользовавшись классификацией А. Цуладзе.

Наиболее популярным и, в то же время, действенным является отождествление: это может быть отождествление себя с коллегами по партии, коалиции, избирателями, народом в целом. Создаётся ощущение единства, слаженности действий, а также укрепляет образ политика как представителя интересов народа. Но вместе с тем важен и противоположный приём – обособление своей роли, подчёркивание именно своего вклада в общее дело. Оба этих приёма используются, как правило, одновременно.

Называние очевидностей, тем не менее, также играет немаловажную роль в убеждении. Известную всем информацию можно грамотно разместить в речи, а на её фоне подать нужную идею.

Использование стереотипов, существующих в обществе, – простое и несколько грубое средство, взывающее не к рациональному, а к чувственному. Оно, тем не менее, может оказаться весьма действенным, если политик обладает должной харизмой.

Рационализация, т.е. стремление дать логическое объяснение тому или иному факту или событию, весьма часто используется в политике. Не всегда все обещания и планы приводятся в исполнение и не всегда политиками предпринимаются адекватные действия по отношению к чему-либо. В силу необходимости сохранить лицо и даже получить большую поддержку.

 

 

2.2. Анализ интервью

Интервью являются наиболее наглядным материалом для анализа персонального дискурса, поскольку представляют собой более или менее спонтанную речь. Это непосредственная реакция на слова собеседника в режиме реального времени, и поэтому говорящий имеет несколько ограниченные возможности для каких-либо манёвров. Ответ может быть сдержанным, уклончивым, может даже содержать в себе некоторые клише, заготовленные заранее, а также различные уловки и риторические приёмы. Однако, в силу специфики  данного типа речевого акта, личностные особенности речи говорящего, его намерения, мысли сознательно или бессознательно проявляются в достаточно полной мере. А при условии подкованности и информированности собеседника (в данном случае, журналиста) попытки ввести в заблуждение его и, как следствие, целевую аудиторию терпят поражение, и тогда становится крайне важным умение сохранить лицо, не скомпрометировать себя и коллег.

Информация о работе Стилистические особенности устной и письменной речи немецких политиков (на материале выступлений деятелей политических партий ХДС/ХСС)