Применение проектной технологии в обучении английскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

В мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом обществе. Во всех развитых странах и во многих развивающих странах идут интенсивные процессы информатизации образования.
Современность предъявляет все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрения новых информационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I.Современный метод в обучении
иностранному языку «проектная технология»……………………………………4
1.1 Понятие «технология»……………………………………………………………6
1.2 История «проектного метода»…………………………………………………...8
II. Что такое «проектная технология»
2.1 Типология «проектной технологии»…………………………………………..11
2.2 Цели «проектной технологии»…………………………………………………14
2.3 Этапы «проектной технологии»………………………………………………..15
2.4 Зачем нужен «проектный метод»
в обучении иностранному языку……………………………………………….16
2.5 Рекомендации при создании «проекта…………………………………………17
III. Проектная деятельность на
уроках английского языка
3.1 Урок проектной технологии в 8 классе…………………………………………19
3.2 Конспект урока по защите проекта в 6 классе………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………................24
Приложение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая работа.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

       Введение термина «технология»  обусловлена необходимостью показать  качественный скачок в методике  обучения иностранным языкам, являющееся самостоятельной наукой, имеющий свой предмет исследования. Чтобы успешно обучать, необходимо знать эту науку.

           О методах обучения написано  много работ, методических рекомендаций, освещающих различные аспекты  этого вопроса, но все-таки можно выделить их общность в том, что все методические концепции преследуют единую цель – максимально улучшить процесс обучения. Учителю необходимо учитывать то, как он учит, чему и зачем учит, что ведет к определенному ответу на вопрос: «как учить?». Главное понимать, чего хочется добиться, и аргументировано отстаивать свой выбор, опираясь на теоретические знания и свой собственный опыт. Все эти действия учителя связаны с выбором методов обучения, пониманием их сущности, что в конечном итоге раскрывает основы методики его работы. Учитель имеет право на выбор. Хотя правильнее говорит не о выборе, а о разумном сочетании используемых методов, которые не противоречат друг другу, а, напротив, взаимодополняют друг друга. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Чем ниже класс, тем шире основание методики». [2; 96]

           Каждый метод в свое время  считался новаторским, а когда  время миновало, был зачислен  в число не оправдавших себя, устаревших, но от каждого из  этих методов тянуться в сегодняшний день ниточки открытий и заблуждений, успехов и неудач. В настоящее время необходимо применение инновационных технологий, так как они являются эффективными в обучении, из них – метод проектов.

             Поэтому с уверенностью можно  сказать, что учителю иностранного языка требуется знать: возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, их уровень развития, сегодняшние интересы и планы на будущее; свой предмет который предполагает не только знание самого языка, но и знание психолого-физиологических механизмов, лежащих в основе усвоения языков средств, операций и действий с ними, обеспечивающих речевое общение, а также особенности современных методов обучения.

           Каждый метод в свое время  считался новаторским, а когда  время миновало, был зачислен в число не оправдавших себя, устаревших, но от каждого из этих методов тянуться в сегодняшний день ниточки открытий и заблуждений, успехов и неудач. В настоящее время необходимо применение инновационных технологий, так как они являются эффективными в обучении, из них – метод проектов.

 

 

 

                          

                           1.2  История « проектного метода»

 

         Метод проектов возник в США  в конце ХIХ века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять на практике. Интересен тот факт, что его поначалу применяли только в сельскохозяйственных школах, а в конце первого десятилетия ХХ века он был перенесен в общеобразовательную школу. К тому времени в педагогической литературе появился и сам термин «метод проектов». Профессор Колумбийского университета У. Килпатрик разработал психолого-педагогическое обоснование данного метода. Под проектом У. Килпатрик понимал всякий целевой проект, всякий случай целевой активности, где господствующее намерение, как внутренне побуждение: 1)устанавливает цель действия; 2)руководит его процессом; 3)обосновывает его направление, его внутреннюю мотивировку. [2; 134]

           В своей теории У. Килпатрик  придерживался теоретической установки  американского философа – прагматиста  Дж. Дьюи. Согласно этой установки  в основе эффективной познавательной  деятельности ребенка лежит тождественность интереса и действия, поскольку «настоящий интерес получается при отождествлении личности через действия с предметом или идеей». По его мнению, познавательная деятельность учащихся считалась наиболее эффективной в том случае, когда ее источником являлся «внутренний» интерес как « объединение деятельных сил». [2; 136]

          Согласно теории М.М. Рубинштейна  это структура содержала четыре  элемента: 1)чувство реальной, жизненной  потребности, способной отлиться  в вопрос, который должен возникнуть у самого ученика; 2)возрастающий интерес и энтузиазм, в результате которого появляется активность; 3)поиск соответствующих средств и материалов; 4)организация для выполнения образовавшегося проекта. [2; 140]

           Метод проектов в то время рассматривался как последнее звено в развитии педагогических идей от школы учебы к свободной школе жизни, потому что ученику предоставлялось самая широкая инициатива в постановке целей своей деятельности, в выборе и разработке проектов. Приверженцы этого метода считали, что учащимся может принести пользу такая деятельность, которая выполняется ими с большим увлечением. И именно поэтому достоинства проекта определялись степенью заинтересованности школьников, при достижении поставленной перед собой цели.

         У. Килпатрик утверждал, что  наиболее ценной в педагогическом  отношении является такая деятельность, которая может породить новую  деятельность. Программу школы, которая  работала по методу проектов, он определял «ряд опытов, связанных  между собой таким образом, что сведения, приобретаемые от отдельного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая берется из окружающей ребенка действительности и основывается на детских интересах данного времени». И отсюда им делается вывод о том, что ни государство, ни сам учитель не могут заранее выработать школьную программу: она создается непосредственно учащимися совместно с учителем в процессе обучения и черпается из окружающей среды. [2; 155]

         В то время применялись как  индивидуальные проекты, так и  коллективные. Естественно, что индивидуальные  проекты выполнялись отдельными  учениками, а коллективные –  группой учащихся или даже  всей школой. Коллективные проекты  того времени разделялись на большие и малые. Но наибольшую популярность приобрели индивидуальные проекты в американских сельскохозяйственных школах. Проекты, которые выдавали ученикам этих школ, выполнялись ими дома под руководством и контролем школьных специалистов, например, агрономов. В качестве проектов обычно принимались какие-то новшество для данной местности в области сельского хозяйства, которые заслуживали внедрения в практику окрестных ферм. Это и составляло практическую значимость проектов.

         При их выполнении большую роль играло сотрудничество школы и родителей. Для его успешного осуществления школа заключала договоры с родителями, по которым очень часто школа предоставляла родителям необходимые материалы и инструменты, а иногда даже и денежные ссуды для приобретения всего необходимого. Таким образом, ученики выступали проводником нового в сельском хозяйстве определенного микрорайона.

          В середине 20-х годов ХХ века  метод проектов привлек внимание  советских педагогов. Они полагали, что в условиях нашей действительности критически переработанный данный метод повысит эффективность усвоения знаний в школе. Основную задачу школы в то время видели в организации личного опыта учащихся и в их активном участии в общественно – полезных делах. Это осуществлялось путем разбивки общественной работы на отдельные «дела» и «проекты», каждый проект представлялся в виде определенного общественного задания. Например, участие в весеннем севе подшефного колхоза. Учащимся разъяснялась суть предлагаемого проекта. Они или самостоятельно, или с некоторой доли помощи учителя разрабатывали план выполнения проекта, который разбивался на небольшие задания. Если в процессе выполнения возникали какие-то затруднения, то они разрешались с помощью изучения соответствующих тем или разделов учебного курса.

             Изучая данную проблему, такой  метод проектов подвергся резкой  критике. Он оказался непригодным  для советской школы по многим  параметрам. Причин было несколько:  теоретическая проблема не была  исследовано в достаточной мере, и это способствовало тому, что возникло неоднозначное понимание сущности проектов. Не было обоснования типологии  и организации форм работы. А, как известно, если идея навязывается сверху, то она не воспринимается как нечто необходимое, разумное и важное для образования. Также можно отнести недооценку, а часто и полное отрицание руководящей роли учителя и школы в целом.   И, как результат, абсолютизация этого метода в конечном итоге не могла не привести к снижению уровня школьного образования.

             Это и явилось той причиной, в результате которой идея проектной методики не получила своего развития, и соответственно прекратились исследования в этом направлении.

            Но в отличие от отечественной  методики, все развитые страны  продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалось несостоятельной. Было доказано, что проект ценен именно тем, что в ходе его выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, а это как известно, является необходимым компонентом образования в настоящее время.   В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

         На современном этапе развития  образования проектная методика  детально исследуется как зарубежными,  так и отечественными авторами: И.Л.Бим,  И.А.Зимней,  Т.Е.Сахаровой,  О.М.Моисеевой, Е.С.Полат, И.Чечель, L.Fried-Booth, T.Hutchinson, D.Philips и др.

         Итак, что же представляет собой проектная технология обучения английскому языку в средней школе сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Глава II. Определение «проектная технология»

 

                            2.1 Типология проектной технологии

                                                                                                «Скажи мне - и я забуду, покажи мне

                                                                                           – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

                                                                                                                            Китайская пословица

 

            В последние годы проектом  стали называть практически любое  мероприятие, создание любого объекта. Поэтому школьные мероприятия (неделя английского языка в школе, спортивные мероприятия) часто стали называть модным словом «проект». Иногда это оправдано, если речь идет действительно о проекте, в других случаях под проектом понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие. Однако следует различать широкое толкование проекта как понятия и метод проектов.

             Проект  - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

           Метод проектов – это из  области дидактики, частных методик,  если он используется в рамках  определенного предмета. В основу  метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить,  применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

       Итак, метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.

      Доктор  педагогических наук, известный  исследователь в области технологий  обучения учащихся Е.С.Полат определяет  метод проектов как «определенным  образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата»

         Разрабатывая проект вместе со  своими учениками, готовясь к  нему, подбирая необходимые материалы, педагогу нужно четко осознавать цели и задачи намеченного. Поэтому приступая к работе над проектом, важно определить его типологию. Существует несколько видов типологии. Из них я хочу представить типологию проекта Е.С.Полата. Он выделяет пять видов типологий. [2; 156]

                       

     - исследовательские: они требуют хорошо продуманной структуры проекта, поставленных перед его выполнением целей, заинтересованности каждого участника работы, социальной значимости, продуманных   экспериментальных и опытных методов, методов обработки результатов;

        - творческие проекты не имеют в деталях проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимся схеме. Однако прежде чем начать разработку проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатов. Это могут быть сочинения, видеофильмы, стенные газеты. В данном проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется;

      - ролевые, игровые: в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания работы, участники которой принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием работы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая. В этом проекте, предусматривающий соревновательный характер, может использоваться бальная система;

Информация о работе Применение проектной технологии в обучении английскому языку