Методика обучения письму и письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить методику обучения письму и письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе.
Объект исследования – письмо и письменная речь как вид речевой деятельности.
Предмет исследования – методика обучения письму.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Письмо как вид речевой деятельности
1.2 Содержание обучения письму
1.3 Обучение письму на различных этапах изучения немецкого языка
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Изучить опыт работы учителя по обучению письменной речи на уроках немецкого языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

1 часть курсовой.docx

— 58.54 Кб (Скачать файл)
  1. Списывание слов, предложений, текстов;
  2. Написание буквосочетаний, соответствующих услышанному в

         иностранном языке;

  1. Конструирование слов из букв;
  2. Заполнение пропусков в словах и предложениях;
  3. Орфографические игры (кроссворды, загадки);
  4. Диктанты (предупредительные, зрительные, самодиктанты).

Последним, как, впрочем, и всем другим упражнениям, можно придать игровой, творческий характер [25].

Работа над техникой письма предполагает развитие навыков каллиграфии, графики, орфографии. Графические навыки связаны с овладением учащимися совокупностью основных графических свойств изучаемого языка (буквами, буквосочетаниями, диакритическими значками). В основе орфографических навыков лежит система способов написания слов, принятая в конкретном языке. Трудности, связанные с овладением названными навыками, объясняются тем, что в большинстве случаев алфавиты не совпадают. Сказки о буквах и возникновении алфавита на родном языке, а также специальные сказки, направленные на семантизацию буквосочетаний немецкого языка призваны развивать у обучаемых лингвистическое отношение к слову, умение дифференцировать языковые графические элементы, наблюдательность и внимание.

При обучении письму на иностранном языке следует учитывать, что:

  1. Чем раньше (но обязательно с учётом психофизиологических особенностей) и чаще ребёнок приобщится к письму, тем грамотнее, увереннее он будет писать;
  2. Регулярные записи мыслей, чувств, переживаний, наблюдений помогут устранить монотонность и языковой барьер;
  3. Каждый тип порождаемого учащимися письменного текста имеет свои структурные особенности [22].

Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. В настоящее время представленные в Программе умения письменной речи свидетельствуют о её сложности как вида деятельности, следовательно, необходимости уделять в процессе обучения этому аспекту более пристальное внимание [20].

С первых уроков обучения письму много времени отводится формированию умения списывать слово с доски, учебника, специально изготовленных карточек, при этом важно научить младших школьников списывать слово целиком, а не по буквам или слогам. Для этого проводится следующая работа:

  1. Учащиеся получают задание запомнить то или иное слово в течение некоторого времени, стараются его сфотографировать глазами, затем по сигналу учителя воспроизводят слово, изображая его или в воздухе, или на листке бумаги;
  2. После запоминания определенного слова 2–3 ученика одновременно записывают его на доске – мини-конкурс на лучшее написание слова (в данном случае учитывается не только орфография, но и каллиграфия);
  3. Парная работа учеников: слово пишется в тетради или на листочке поочередно, записи проверяются совместно (если в паре нет сильного учащегося, учитель помогает в проверке) [20].

Разумеется, время запоминания слова варьируется в зависимости от сложности слова и степени обученности учащихся. Во втором классе использую следующие упражнения:

  1. Найти среди данных букв пары заглавных и прописных, записать их;
  2. Расположить данные буквы в алфавитном порядке (даются выученные

         уже буквы, необязательно весь алфавит);

  1. Найти данную букву (буквосочетание) в следующих словах, выпиши

         слова с ней (ним);

  1. Написать прописными буквами данные печатные слова (предложения);
  2. Найти транскрипцию для указанных слов;
  3. Списать слова, подчеркнуть синим букву b, а зеленым букву с;
  4. Вставить пропущенные буквы (буквосочетания);
  5. Поставить нужный артикль к существительному.

От работы над словом надо постепенно переходить к работе над небольшими предложениями, одновременно с этим необходимо закрепить в сознании детей структуру французской фразы. Постепенно делается переход к написанию слов под диктовку: сначала с предварительной зрительной опорой, потом без нее. Первые диктанты носят буквенный характер, затем проводятся словарные диктанты, позднее – это 2–3 предложения, связанные или не связанные общим содержанием. В третьем классе кроме обычных диктантов (5–8 предложений) добавляются самодиктанты (до пяти предложений) [22].

Таким образом, диктант выступает не только в качестве контроля, но и как способ обучения орфографии. Работа над орфографией с каждым классом усложняется.

Умение выражать свои мысли в письменной форме осуществляется на базе упражнений репродуктивного характера (написание текста с опорой на образец), репродуктивно-продуктивного (построение собственного письменного высказывания с использованием вербальных и вербально-изобразительных опор), продуктивного характера (без непосредственной опоры на вербальные элементы). Переход к свободному письму можно облегчить, используя шаблоны-карточки с неполными предложениями.

Можно выделить следующие особенности в обучении письму:

  1. Произносительный навык формируется быстрее и отличается большей прочностью;
  2. Младшие школьники осознаннее начинают читать, процесс автоматизации навыка проходит успешнее, правила чтения запоминаются легче и быстрее, их можно использовать как страховку от ошибок;
  3. Школьники пишут осознаннее и с удовольствием, т.к. технический навык письма развивается не только на уроках, но и дома.
  4. Чтение подкрепляется письмом, что важно для межкультурной коммуникации [21].

Обучение письму на среднем этапе. Средний этап обучения письму включает как неспециальные упражнения, так и специальные, причем в 5–7-м классах преобладают специальные, а в 8–9-м – неспециальные.

Неспециальные упражнения, то есть все письменные лексические, грамматические и лексико-грамматические упражнения, данные в учебниках, развивают и укрепляют орфографические умения учеников. Это, прежде всего написание слов, обозначающих предметы школьного обихода, а также несложная бытовая лексика, названия игрушек, животных и т.д [8].

К специальным упражнениям данного этапа обучения можно отнести следующие:  5–6-й классы:

  1. Выбрать из списка слова, соответствующие предметным картинкам, записать их под тем номером, что и картинка;
  2. Используя картинки, подставить в слова под ними недостающие буквы;
  3. Записать слова (5–7) по памяти;
  4. Составить предложения (2–3) по образцу;
  5. Объединить два предложения в одно;
  6. Расширить (сократи) предложения по образцу;

7–9-й классы:

  1. Составить план текста и записать его;
  2. Выписать из текста предложения (с какой-либо определенной целью: грамматической, лексической);
  3. Сократить (расширить) текст;
  4. Составить серию вопросов к тексту;
  5. Описать картинку, комиксы;
  6. Передать диалог в форме связного рассказа;
  7. Трансформировать прямую речь в косвенную

Сюда же следует отнести диктанты (слуховой, зрительный, самодиктант, контрольный), а также изложение и сочинение [8].

В 5-м и 6-м классах используется большое количество неспециальных упражнений, представленных, в достаточном количестве в учебниках. Необходимо стараться находить на уроке время сделать 1–2 предложения (письменно) из упражнения, которое дается детям в качестве домашнего задания. Из письменных классных работ чаще других пишутся словарные диктанты, а из творческих – письма немецким детям с определенной тематикой (или по выбору учеников). Письменные словарные работы по отдельным параграфам проводятся после фронтального и индивидуального опросов учащихся по изученной в данном уроке лексике, после устной и письменной проработки сложной лексики. Работа может проводиться в виде словарного диктанта, переводного, записи слов на определенные буквы, всех слов (если их не больше 10–12 – по памяти, и т.д.) [22].

В 7-м классе к перечисленным выше видам работы по обучению навыкам письма добавляется изложение. Работа над изложением усложняется постепенно, а также варьируется из урока в урок.

В 8-м классе начинают преобладать неспециальные письменные упражнения, поскольку программа предполагает очень большое количество лексического и грамматического материала. Основную массу письменных упражнений учащиеся выполняют дома, но учитель разъясняет сложности и закономерности их выполнения. Если позволяет время на уроке, можно предложить ученикам выполнить письменно 1–2 предложения [22].

Лучше всего, если один из сильных учеников сделает это задание на доске, тогда преподаватель будет иметь возможность еще раз наглядно объяснить грамматическое или лексическое явление, а также проконтролировать сформированность навыка письма этого явления. В 8-м и 9-м классах используются следующие упражнения (кроме привычных уже с 5–7-го класса):

  1. Записать под диктовку предложения с грамматическим (лексическим и т.д.) явлением;
  2. Озаглавить абзацы текста;
  3. Составить тезисы к каждой смысловой части текста;
  4. Переписать абзац, исключая из него второстепенные слова и предложения;
  5. Выписать из текста 7–10 наиболее значимых с точки зрения содержания предложений;
  6. Составить план пересказа;
  7. Написать письмо воображаемому адресату о…;
  8. Извлечь из текста информацию о… для письменного сообщения [3].

Обучение письму на старшем этапе. Осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, это овладение жанрами письменной речи, которые используются в реальном общении: бытовые и деловые письма, аннотации, рефераты, конспекты; с другой стороны, это сочинения и изложения, которые способствуют совершенствованию как письменной, так и устной речи, расширению и обогащению языкового запаса [2].

Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное взаимодействие, эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека [5].

Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся:

  1. Поздравительные открытки;
  2. Объявления-информации (о поиске работы, о приеме на работу, о  

         событиях спортивной и культурной жизни);

  1. Приглашения;
  2. Личные письма;
  3. Деловые письма;
  4. Автобиографические сведения;
  5. Рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные);
  6. Диктанты;
  7. Конспекты (краткое изложение содержания прочитанного);
  8. Изложение (прочитанного, услышанного);
  9. Сочинения (интерпретация темы или проблемы) [6].

Цель старшего этапа – обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях, который реализуется упражнениями речевого характера, – сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главная особенность упражнений этого типа состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом [3].

Для формирования действий по аналогии полезны такие упражнения, как составление письма или описание по образцу, и другие. Умению развернуть высказывание в логической последовательности способствуют упражнения на преобразования (трансформацию) текста. Так, например, ученикам предлагается текст, деформированный в плане его логического высказывания. Ученикам надо преобразовать этот текст, логически последовательно изложив его содержание.

Информация о работе Методика обучения письму и письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе