Межкультурно-коммуникативная компетенция как конечный результат обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать существующие инновационные технологии и определить возможности их применения на уроке иностранного языка с учащимися средней школы.
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассматривать понятия «технология обучения» и «технология в обучении».
2. Выявить и описать основные инновационные технологии, используемые на уроке иностранного языка, дать полную характеристику данным технологиям.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.работа.docx

— 73.88 Кб (Скачать файл)
  1. Jigsaw

Другой подход в организации  обучения в сотрудничестве (cooperative learning) был разработан проф. Elliot Aronson в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила". Учащиеся организуются в  группы по 4-6 человек для работы над  учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые  блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого  применения языкового материала. Например, при работе над темой «Путешествие»  можно выделить различные подтемы: путешествие по морю, в самолете, в поезде, пешком, на машине. Можно  выделить подтемы по другим признакам, взяв за основу один вид путешествия  для всей группы: выбор маршрута, заказ билетов, сбор багажа, заказ  гостиницы, пр. Каждый член группы находит  материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются  и обмениваются информацией как  эксперты по данному вопросу.

  1. Learning Together

Learning Together ( Учимся вместе) разработан в университете штата  Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы  в 3-4 человека. Каждая группа получает  ОДНО задание, которое является  подзаданием какой-либо большой  темы, над которой работает ВЕСЬ  КЛАСС. Например, весь класс (т.е.  языковая группа) работает над  той же темой «Путешествие».  Все вместе вырабатывают маршрут  и вид путешествия. Тогда каждой  группе дается задание подготовить  свою часть: разработать программу  пребывания группы туристов или  официальной делегации в конечной  точке маршрута; заказать билеты  для всей группы, гостиницу; подготовить  багаж и т.д. В результате  совместной работы отдельных  групп и всех групп в целом  достигается усвоение ВСЕГО материала.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для  учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно  больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности  межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений [7;125].

б) Метод проектов.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. «Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании [5;265].

Метод проектов – это  комплексный обучающий метод, который  позволяет индивидуализировать  учебный процесс, дает возможность  учащемуся проявлять самостоятельность  в планировании, организации и  контроле своей деятельности. Метод  проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная  методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого  участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником  по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое  важное и занимательное. Начальный этап работы над проектом введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка [8;56].

Проектная деятельность позволяет  учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только  общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний [15;233]. 

 

Применение проектной  методики на занятиях английского языка  даже в рамках школьной программы  показало, что учащиеся:

§         достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

§         имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

§         понимают необходимость междисциплинарных связей.  

 

в) Языковое портфолио.

Одной из новых, перспективных  технологий обучения иностранному языку  и мониторинга качества образования  в последние годы становится языковое портфолио, который получает все большее распространение в системе языкового образования от раннего обучения до высшей школы.[5;270]

Языковое портфолио представляет собой пакет документов, в котором его обладатель фиксирует свои достижения и опыт в овладении изучаемым языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненным их за время обучения работ, свидетельствующих о его успехах в изучаемом языке (языках) [11;121].

Используя материалы языкового портфолио, учащийся имеет возможность сопоставить свой уровень владения иностранным языком с уровнем других учащихся в группе, а также с европейскими нормами и определить (как самостоятельно, так и с помощью преподавателя) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений. Языковой портфолио, таким образом, призван обеспечить наиболее рациональную организацию самостоятельной работы учащихся по овладению изучаемым языком.

Языковое портфолио под названием «Европейский языковое портфолио» (ЕЯП)1 был разработан в рамках проекта Совета Европы на основе документа «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценки»3. Он проходил апробацию в 1997—2000 годах в 15 странах Европы, включая Россию, на различных ступенях образования: в средней и в высшей школе, на языковых курсах и, по отзывам участников проекта, оказал большое влияние на изучение иностранных языков.

    Широкое внедрение языкового портфолио в систему языкового образования началось с 2001 года, который был назван Европейским годом языков, и получило положительные отклики в методической литературе.

   Актуальность языкового портфолио обусловлена ещё и тем, что предлагаемая в нём шестиуровневая система владения языком, полностью соответствует общеевропейским стандартам, является надежной основой для разработки единых требований к сертификации языковой подготовки учащихся.

   В языковом портфолио  включаются, как правило, образцы лучших самостоятельных работ учащегося, выполненные в течение определенного периода,   материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности определенных умений в различных видах иноязычной речевой деятельности [13;5].

   1. Языковой паспорт, отражающий  опыт и уровень владения языком владельца портфеля. Сюда также включаются личные данные школьника, его увлечения. В паспорте учащийся в краткой форме отражает свою коммуникативную и некоммуникативную компетенции. Речь идет обо всех неродных изучаемых им языках, экзаменах и результатах, межкультурных контактах. Паспорт включает в себя следующие разделы:

  • -Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои ближайшие родственники.
  • -Где я учился/училась.
  • -Языки, которые я изучал (-ю) в школе.
  • -Пребывание за границей.
  • -Проекты.
  • -Языки обучения (билингвальное обучение).
  • -Таблицы для самооценки (общеевропейская шкала шести уровней владения языками:
    • -А1-Выживание
    • -А2-Допороговый
    • -В1-Пороговый
    • -В2-Пороговый продвинутый
    • -С1-Высокий
    • -С2-Владение в совершенстве).
  • -Коммуникативные компетенции.

   2.Языковая биография, включающая листы самооценки и мониторинг выполнения контрольных работ по предмету. В языковой биографии учащийся также определяет свой уровень владения изучаемым языком по таблице самооценки. Он внимательно осваивает описание коммуникативных умений в листах самооценки, затем отмечает те коммуникативные умения, которыми он, по его мнению, уже овладел, и те, которыми ему предстоит овладеть.

    3. В досье учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками. Это могут быть работы, выполненные им самостоятельно на уроке (контрольные работы, тесты, сочинения и т. п.), дома, на внеклассных занятиях (проекты, рефераты, доклады, дипломы, сертификаты, свидетельства), подтверждающие достижения пользователя портфеля в изучении языка.

Работа с языковым портфелем носит систематический  характер:

1. учащиеся заполняют или корректируют  паспорт в начале учебного года,

2. учащиеся вкладывают образцы своих работ и проектов (для мониторинга выполнения учебных заданий),

3. учащиеся фиксируют результаты выполнения тестов текущего, промежуточного и итогового контроля, с тем чтобы отследить положительную или отрицательную динамику обучения.

4. Учитель систематически просматривает языковые портфели учащихся с целью проверки выполненных заданий, корректировки своей педагогической деятельности [14;237].

г) Тандем-метод

Этот метод обучения предусматривает  автономное (самостоятельное) изучение иностранного языка двумя партнерами с разными родными языками, работающими в паре. Цель тандема — овладение родным языком своего партнера в ситуации реального или виртуального общения, знакомство с его личностью, культурой страны изучаемого языка, а также получение информации по интересующим областям знаний. Тандем-метод возник в Германии в конце XX столетия в ходе немецко-французских встреч молодежи. Позднее выделились две основные формы работы в рамках метода — индивидуальная и коллективная, которые при желании могут интегрироваться одна в другую. Важнейшими принципами, раскрывающими сущность тандем-метода, являются принцип обоюдности и принцип автономности. Принцип обоюдности предполагает, что каждый из участников тандема получит одинаковую пользу от общения, а принцип автономности основывается на том, что каждый из партнеров самостоятельно несет ответственность в своей части обучения за выбор цели, содержания и средств обучения, а также и конечные его результаты [5;269].

Тандем-метод следует  рассматривать в качестве одного из перспективных направлений использования современных технологий обучения на занятиях по языку. В результате регулярного обмена электронными письмами, которые могут сопровождаться личными, реальными, а не только виртуальными контактами обучающихся происходит формирование и развитие навыков и умений письменной речи, расширяются знания системы языка и страны изучаемого языка, формируются умения поиска и исправления ошибок в электронном тексте, совершенствуются знания работы с компьютером и использования сети Интернет. 

 

д) Case Study

«Родиной» данного  метода, являются Соединенные Штаты  Америки, а более точно — Школа  бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецедента» или «случая».

«Кейс метод позволяет  демонстрировать академическую  теорию с точки зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации» .

Метод CASE STUDY развивает следующие  навыки:

1. «Аналитические  навыки.  
К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические  навыки.  
Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

3. Творческие  навыки.  
Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные  навыки.  
Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные  навыки.  
В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ.  
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения» [13;5].

е) Дистанционное обучение

Благодаря развитию информационных технологий, сегодня стало доступным  изучать иностранные языки в  режиме он-лайн (online), с помощью дистанционного обучения. Находясь на работе или дома, студент общается с преподавателем лично через скайп, имея электронный  учебник, расположенный на нашем  сайте. Это очень удобно: не надо тратить время на дорогу. В то же время Вы получаете полноценное  индивидуальное или групповое занятие  с преподавателем, а не набор заданий, ответы на которые нужно отправить  по почте.

Информация о работе Межкультурно-коммуникативная компетенция как конечный результат обучения иностранному языку