Межкультурно-коммуникативная компетенция как конечный результат обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать существующие инновационные технологии и определить возможности их применения на уроке иностранного языка с учащимися средней школы.
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассматривать понятия «технология обучения» и «технология в обучении».
2. Выявить и описать основные инновационные технологии, используемые на уроке иностранного языка, дать полную характеристику данным технологиям.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.работа.docx

— 73.88 Кб (Скачать файл)

 

Введение

       Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении инновационные технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.                                                                                  Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием инновационных технологии, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

    Актуальность: На уроках английского языка с помощью инновационных технологии можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей инновационных технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах, но однако согласно практике, учителя узко используют данные технологии в обучении иностранного языка.

 Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе. Предмет исследования: использование инновационных технологии в изучении иностранного языка.

 Цель исследования: проанализировать существующие инновационные технологии и определить возможности их применения на уроке иностранного языка с учащимися средней школы. 
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:  
1. Рассматривать понятия «технология обучения» и «технология в обучении». 
2. Выявить и описать основные инновационные технологии, используемые на уроке иностранного языка, дать полную характеристику данным технологиям. 
4.Выявить требования к использованию инновационных технологии на уроке иностранного языка. 
5. Разработать модель урока с использованием инновационных технологии.

    Методы исследования - анализ литературы, сопоставление и обобщение источников и литературы по проблеме исследования, анализ синтез экспериментальный опыт, моделирование.

    Ведущая идея: обучение иностранному языку будет эффективным, если использовать такие инновационные технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, технология «case study», компьютерные и аудиовизуальные технологии, так как они позволяют учащимся развить творческие способности, быть самостоятельным, а также формировать умения чтения, говорения, письма, пополнять словарный запас и формировать у школьников мотивацию к изучению иностранного языка.

   Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность технологии обучения, выявлены особенности инновационных технологии на уроке иностранного языка, описаны требования к использованию их на уроке иностранного языка, представлена модель проведения урока иностранного языка с использованием инновационных технологии.  
  Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями иностранного языка средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин, а также студентами педагогической специальности.  
    Структура: Данная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.

 

I. Теоретические предпосылки формирования межкультурно-коммуникативной компетенции.

      1.1. Межкультурно-коммуникативная компетенция как конечный результат обучения иностранному языку.

    Интеграция Казахстана в мировое образовательное и информационное пространство сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями других профессиональных сообществ как в нашей стране, так и на международном уровне.

   В связи с этим перед образованием встает комплекс проблем и задач, которые включают: развитие аксиологических установок личности посредством ее обогащения универсальными и национально-специфическими ценностями своей и иных культур; усиление гуманитарности – общекультурного содержания образования, связанного с широтой понимания феноменов человеческой жизни, полифоничным мировидением и предполагающего гармонию знания, чувств, творческих действий. Необходимо расширение коммуникативного диапазона специалиста за счет взаимодействия с представителями других культур и повышения качества подготовки на основе интегративных профессиональных компетенций [7;13].

    Данные проблемы, преломляясь через контекст глобализации и культурной динамики, предполагают формирование у современного специалиста способности ориентироваться в мировом профессиональном пространстве. Одним из средств, обеспечивающих достижение этой цели, является межкультурная коммуникация – взаимодействие представителей различных культур. Приобретение межкультурной коммуникативной компетенции, которая представляет собой функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, корректировать свое поведение, преодолевать конфликты в процессе коммуникации, признавать право на существование различных ценностей, норм поведения становится максимально востребованным для современного специалиста. Она создает основу для профессиональной мобильности, подготовки к быстро меняющимся условиям жизни, приобщает специалиста к стандартам мировых достижений, увеличивает возможности профессиональной самореализации на основе коммуникативности и толерантности [1;173].

Основная  цель изучения иностранного языка в  школе - формирование коммуникативной  компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления  этой главной цели. Коммуникативная компетенция подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию [9;87].

    В основе владения языком лежат следующие компетенции: общая компетенция, представляющая собой сумму знаний, умений и характеристик, которые позволяют ему совершать речевые действия; коммуникативная компетенция, позволяющая осуществлять действие с использованием языковых средств [1;162].

     Коммуникативная компетенция состоит из лингвистического, социолингвистического и прагматического компонентов, каждый из которых включает в себя все категории общей межкультурной компетенции человека [8; 52].

     Особое место в условиях взаимодействия обозначенных составляющих занимает социолингвистический компонент, являющийся связующим между коммуникативной и другими видами компетенций, подчеркивая тем самым важность культурной составляющей для межкультурной коммуникативной компетенции [2;35].

     Коммуникативная компетенция - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование инновационных технологии в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта [1;200].

Сегодня новые методики с использованием инновационных технологии, противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам . Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации ( т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии.

 

 1.2. Сущность понятий «метод обучения», «технология обучения»  и «технология в обучении».

  Термин «метод» - от греч.methodos – путь, способ продвижения к истине.  Бабанский определяет  метод обучения – способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на решение задач образования. Ильина выделяет метод обучения как способ организации познавательной деятельности учащихся.  другие педагоги отмечают, что метод обучения - это организация учебно-познавательной деятельности по решению различных дидактических задач, направленных на владение изучаемым материалом [3;14].

   Технология обучения- организация обучения какому-либо речевой деятельности на уроках иностранного языка с учетом принципов, методов, приемов и средств обучения [3;157].

  Термин технологии обучения используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени. Термин получил широкое хождение в литературе 60-х гг. XX столетия в связи с развитием программированного обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с применением технических средств. В 70-е г. термина получил более широкое употребление: и для обозначения обучения с использованием технических средств обучения ТСО и как рационально-организованного обучения в целом. Таким образом, в понятие «технологии обучения» стали включать все основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением эффективности и качества его организации. В современной методике различаются два термина: технология обучения (technology of teaching) и технология в обучении (technology in teaching).

   Технология обучения – прием научной организации труда учителя, с помощью которых наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения. Технология в обучении –использование в учебном процессе технических средств обучения. [5;128]

Важнейшими характеристиками технологии обучения считаются:

  1. Результативность- высокий уровень достижения поставленной цели каждым учащимся.
  2. Экономичность – за единицу времени усваивается большой объем учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладении материалом.
  3. Эргономичность – обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления.
  4. Мотивированность – повышение интереса к занятиям и совершенствование личностных качеств обучаемого, раскрытие его резервных возможностей.

1.3. Виды технологии  обучения.

      В методике преподавания иностранных языков выделяются такие технологии обучения как обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, технология «case study», компьютерные и аудиовизуальные технологии [5;130].

а) Обучение в сотрудничестве.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя  группами американских педагогов: Р. Славином из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. 
Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3–4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Формирование групп осуществляется таким образом, чтобы в каждой присутствовали как “сильные” учащиеся, так и “слабые”. “Слабые” стараются выяснить у “сильных” непонятные им вопросы, а “сильные” заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. 
В малых группах, организуемых так, чтобы в каждой был обязательно “сильный”, “средний” и “слабый” ученики, ребята заведомо ставятся в условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результате всех, поскольку отметка ставится одна на группу. 
Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам. 
Итак, приведем некоторые варианты обучения в сотрудничестве [5;130].

  1. Student Team Learning (STL, обучение в команде).

Этот метод уделяет  особое внимание "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут  только в результате самостоятельной  работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими  членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими  изучению. Таким образом, задача каждого  ученика состоит в том, чтобы  каждый участник команды овладел  необходимыми знаниями, сформировал  нужные навыки и при этом, чтобы  вся команда знала, чего достиг КАЖДЫЙ.

Информация о работе Межкультурно-коммуникативная компетенция как конечный результат обучения иностранному языку