Контрольная работа по "Инновационный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких как компьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие, сущность и функции инноваций
Источники и формы финансирования инноваций……………….13
2.1Государственный бюджет и собственные средства предприятия………………………………………………………16
2.2Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса……………………………………………………………..20
Инновационная деятельность как объект инвестирования……25
Заключение………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 54.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение…………………………………………………………………….3

    1. Понятие, сущность и функции инноваций
    2. Источники и формы финансирования инноваций……………….13

2.1Государственный бюджет и собственные средства предприятия………………………………………………………16

2.2Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса……………………………………………………………..20

    1. Инновационная деятельность как объект инвестирования……25

Заключение………………………………………………………………..28

Список используемой литературы……………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интенсивность инновационной  деятельности во многом определяет уровень  экономического развития. Освоение высоких  технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня  являются ключевыми факторами устойчивого  экономического роста для большинства  индустриально развитых стран мира. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее  время стали предприятия и  отрасли в целом, которые ориентированы  на производство высокотехнологичных  товаров, таких как компьютеры и  полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Надо сказать, что этот коммерческий успех в этой области основан  больше на знании, новых технических  решениях, чем на производственных возможностях. На сегодняшний день все большая часть фирм перестраивает свои системы управления с традиционной производственной и рыночной на технологическую ориентацию, поскольку пионерная технология стала ключом к успеху на любом рынке, который ждет продукцию с новыми характеристиками и готов платить за это высокую цену. Технология рассматривается как важнейшее средство создания и поддержания конкурентного преимущества, поэтому применение различных методов финансирования процесса создания нововведений всегда актуально. Не секрет, что в рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Максимальная эффективность создания, освоения и распространения инноваций таким образом зависит от наиболее оптимального "портфеля" инвестиций, поэтому фирмам нередко приходиться комбинировать различные варианты финансирования. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении фирмами и организациями инновационных проектов, поскольку сумма революционных инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Таким образом, субсидируя создание инноваций в частном секторе, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем - ускорение НТП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность и функции инноваций.

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомимся с различными взглядами  на ее сущность.

В литературе насчитываются  сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры  выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором  изобретение или идея приобретают  экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению  на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто  считает, что инновация - это такой  общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход.

И.Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.

В настоящее время применительно  к технологическим инновациям действуют  понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных  стандартах в статистике науки, техники  и инноваций.

Международные стандарты  в статистике науки, техники и  инноваций - рекомендации международных  организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Таким образом, инновация  является следствием инновационной  деятельности.

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля  - продажа).

2. Внедрение продукции  с новыми свойствами.

3. Использование нового  сырья.

4. Изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения.

5. Появление новых рынков  сбыта.

 

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет  отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как  динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и  экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области.

Следует обратить внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как  промежуточный результат научно-производственного  цикла и по мере практического  применения превращаются в научно-технические  инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением  нового знания с целью их практического  применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией  новых идей и знаний, открытий, изобретений  и научно-технических разработок в процессе производства с целью  их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации  являются научно-техническая новизна  и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из вышеизложенного следует, что инновацию - результат нужно  рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая  новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается  на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности  рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные  виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации  производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические  инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

Инновационная деятельность какого-либо предприятия означает инновационный  процесс. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических  изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный  процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество  «вызревает» от идеи до конкретного  продукта, технологии или услуги и  распространяется в хозяйственной  практике.

 

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

инициация инновации;

маркетинг инновации;

выпуск (производство) инновации;

реализация инновации;

продвижение инновации;

оценка экономической  эффективности инновации;

диффузия (распространение) инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация —  это деятельность, состоящая в  выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом  обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение  идеи в товар (имущество, новый продукт  и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос  на новый продукт, определяется объем  выпуска продукта, определяются потребительские  свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации  как товару, выходящему на рынок.

Затем производится продажа  инновации, то есть появление на рынке  небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация  процесса торговли и др.).

 

Результаты реализации инновации  и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая  эффективность инновации.

Инновационный процесс заканчивается  диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы  способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в Приложении Б.

Подразделение инноваций  на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями  используют различные классификаторы инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на: новые  для отрасли в мире; новые для  отрасли в стране; новые для  данного предприятия (группы предприятий).

По стимулу появления (источнику) можно выделить:

инновации, вызванные развитием  науки и техники;

инновации, вызванные потребностями  производства;

инновации, вызванные потребностями  рынка.

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и  др.);

инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют:

радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения  и формируют новые направления  в развитии техники;

улучшающие инновации, которые  реализуют мелкие изобретения и  преобладают на фазах распространения  и стабильного развития научно-технического цикла;

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационный менеджмент"