Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

1. Виды инноваций и их классификация.
2. Сущность инноваций и их классификация.
3.Типы инновационных стратегий.
4. Теория длинных волн и циклов Кондратьева.
5. Факторы инновационной активности.
6. Наукограды, их особенности.

Вложенные файлы: 1 файл

innovatsionny_menedzhment.docx

— 35.01 Кб (Скачать файл)

Инновационный менеджмент

  1. Виды инноваций и их классификация.

Необходимо различать:

- инновации и несущественные  видоизменения в продуктах и  технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть  цвет и т.п.); незначительные технические  или внешние изменения в продуктах,  оставляющие неизменными конструктивное  исполнение и не оказывающие  достаточно заметного влияния  на параметры, свойства, стоимость  изделия, а также входящих в  него материалов и компонентов;

- расширение номенклатуры  продукции за счет освоения  производства не выпускавшихся  прежде на данном предприятии,  но уже известных на рынке  продуктов, с цель удовлетворения  текущего спроса и увеличения  доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают:

- применение новых материалов;

- новых полуфабрикатов  и комплектующих;

- получение принципиально  новых продуктов. 

Процессные инновации  означают новые методы организации  производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны  с созданием новых организационных  структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли  в мире;

- новые для отрасли  в стране;

- новые для данного  предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе  в предприятие (изменения в  выборе и использовании сырья,  материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе  с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной  структуры предприятия: 

- управленческой;

- производственной;-

 технологической.

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций  отличаются друг от друга по степени  охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой  выделены инновации:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления.

Классификация инноваций  по А. И. Пригожину:

1. По распространенности:

- единичные

- диффузные.

Диффузия - это распространение  уже однажды освоенного новшества  в новых условиях или на новых  объектах внедрения. Именно благодаря  диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном  цикле:

- сырьевые

- обеспечивающие (связывающие)

-продуктовые

3. По преемственности:

- замещающие

- отменяющие

- возвратные

- открывающие

- ретровведения

4. По охвату:

- локальные

- системные

- стратегические

5. По инновационному потенциалу  и степени новизны:

- радикальные

- комбинаторные

- совершенствующие

Два последних направления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, интенсивность  инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и  качественные характеристики инноваций. 

  1. Сущность инноваций и их классификация.

Инновации, т.е. новшества  или нововведения – это объект, успешно внедренный в производство и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или  сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" тесно  связаны друг с другом.. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций.

Одной из важнейших задач  инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Предметом науки о нововведениях  являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения  в социальных, экономических и  технических системах.

Управление инновационной  деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых  полуфабрикатов и комплектующих; получение  принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые  методы организации производства (новые  технологии). Процессные инновации  могут быть связаны с созданием  новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на: новые  для отрасли в мире; новые для  отрасли в стране; новые для  данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить: 1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании  сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); 2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); 3. Инновации  системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой  выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности: единичные, диффузные. Диффузия - это распространение уже однажды  освоенного новшества в новых  условиях или на новых объектах  внедрения. Именно благодаря диффузии  происходит переход от единичного  внедрения новшества к инновациям  в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном  цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие),продуктовые.

3. По преемственности:  замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие,  ретровведения.

4. По охвату: локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу  и степени новизны: радикальные,  комбинаторные, совершенствующие.

Два последних направления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, интенсивность  инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и  качественные характеристики инноваций  и имеют значение для экономической  оценки их последствий и обоснования  управленческих решений.

  1. Типы инновационных стратегий.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная - направлена  на то, чтобы удержать конкурентные  позиции фирмы на уже имеющихся  рынках. Главная функция такой  стратегии - активизировать соотношение  "затраты - результат" в инновационном  процессе.

Такая стратегия требует  интенсивных НИОКР.

3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.

Имитационная стратегия  применяется фирмами, не являющимися  пионерами в выпуске на рынок  тех или иных нововведений. При  этом копируются основные потребительские  свойства (но не обязательно технические  особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами  или фирмами-лидерами.

Инновационная стратегия  исходит из принципа "время - деньги".

  1. Теория длинных волн и циклов Кондратьева.

Теория длинных волн (theory of long waves) — это теория экономических циклов, продолжительностью от 40 до 60 лет, разработанная русским экономистом Николаем Кондратьевым.

По меньшей мере со времени промышленной революции в Англии на экономическое развитие существенное влияние оказывают большие экономические циклы, известные еще под названием "длинных волн Кондратьева" - в честь крупнейшего их исследователя, русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева. Эту честь Н. Кондратьев должен был бы разделить с другим выдающимся экономистом XX века Й. Шумпетером, автором фундаментальных трудов "Деловые циклы" и "Теория экономического развития". Кондратьев и Шумпетер не были первооткрывателями больших циклов. Их существование было замечено У. Джевонсом (1884), К. Викселлем (1898), М. Туган-Барановским (1894) и многими другими. В чем же заслуга Н. Д. Кондратьева? В своем анализе он охватил всю историю капитализма, используя статистику Англии, Германии и других стран. Кондратьев выделил две группы экономических процессов: волнообразные (обратимые) и эволюционные (необратимые), разработав тем самым теорию длинных волн. Именно последние и определяют общую направленность развития (тренд), тогда как первые носят циклический характер. Он сделал серьезную попытку объединить циклические процессы в единую систему, выделив:

сезонные циклы (до 1 года);

    малые (2-4 года);

    торгово-промышленные (7-11 лет);

    большие циклы  (50-60 лет).

Такой подход получил в  настоящее время широкое признание.

Именно широта и универсальность  подхода и предопределили высокую  оценку его работ выдающимися  экономистами XX века Дж. Кейнсом, С. Кузнецом, У. Митчеллом, И. Фишером, Й. Шумпетером. Благодаря Кондратьеву большие циклы конъюнктуры получили всеобщее признание.

Следующий шаг в развитии теории длинных волн сделал Й. Шумпетер, который связал циклы с нововведениями (инновациями) и их неравномерностью. Тем самым получили объяснение проблемы неравномерности темпов экономического роста, активности государства и его воздействия на темпы экономического роста и многие др.

Что же представляют собой  большие экономические циклы? Большинство  экономистов сходятся в том, что  большие циклы свойственны индустриальной системе, и поэтому начало первого  цикла совпадает с началом промышленного переворота (примерно 1790 год). Пик первой волны приходится примерно на 1813—1815 годы. Вторая волна охватывает период с конца 40-х годов прошлого века до 90-х годов (пик второй волны - примерно 1870 год), третья волна охватывает период с конца 90-х годов XIX века до конца 3 0-х годов XX (пик - примерно 1920 год), четвертая волна длилась с конца 30-х годов до конца 80-х годов XX века; начало последней, пятой волны приходится на 90-е годы XX века. Каждая новая волна вызывается крупными сдвигами в развитии производительных сил, применением принципиально новых технологий, что постепенно вызывает реконструкцию и других отраслей, крупные структурные сдвиги в экономике, изменение функций государства, смену государств-технологических лидеров, колебание основных показателей эффективности и т.д. Для того чтобы представить себе более наглядно большие волны, приведем упрощенный вариант схемы (табл. 2.2) английского экономиста X. Фримена.

В каждой волне выделяются два основных этапа: повышательный  и понижательный (по Н. Кондратьеву). Какие закономерности им свойственны? Перед началом и в начал? каждой волны наблюдаются глубокие изменения  в технике и технологиях производства, вовлечение в мировые экономические  связи новых стран, нарастание социальных потрясений (войн и революций). Повышательный  этап характеризуется ускорением темпов экономического роста, повышением средней  нормы прибыли, заработной платы, падением цен. Второй (понижательный) этап большого цикла характеризуется замедлением  темпов экономического роста, падением средней нормы прибыли, ростом среднего уровня цен, депрессией сельского хозяйства, более резкими колебаниями промышленного (среднего) цикла. На конец большой  волны приходятся наиболее значимые технические открытия и изобретения. С точки зрения Кондратьева и  особенно Шумпетера, такие изменения динамики объясняются тем, что широкое освоение новых технологий (предполагающее рост предпринимательской активности) требует довольно значительной структурной перестройки экономики, поисков новых источников сырья, энергоресурсов. Внедрение новых технологий первоначально вызывает увеличение отдачи (доходности) факторов производства. Растут производительность труда и предельная производительность труда, капитала, земли. Соответственно растут все виды доходов: заработная плата, процент, предпринимательский доход, рента, квазирента (прибыль). Постепенно возможности данного поколения техники, освоенных ресурсов исчерпываются, и с полной силой начинает проявлять себя закон убывающей отдачи. Обострение проблем и противоречий экономики стимулирует поиск новых решений. Вот почему открытия "концентрируются" в понижательной части большого цикла, а их освоение дает толчок новой волне.

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"