Контрольная работа по " Инновационный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Эволюция теоретических взглядов на инновационную деятельность. Современные концепции управления нововведениями.
Экспертиза и выбор инновационных проектов. Критерии инвестиционной привлекательности инновационных объектов. Норма прибыли для инноватора и инвестора.

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Инновационный менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

студентки 3 курса по направлению

080200.62 Менеджмент 

Профиль «Менеджмент организаций»

заочной формы обучения

Ушакова Т. О.

Шифр МБ-ЗС-01-11-021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013 год

Теоретическое задание

  1. Эволюция теоретических взглядов на инновационную деятельность. Современные концепции управления нововведениями.
  2. Экспертиза и выбор инновационных проектов. Критерии инвестиционной привлекательности инновационных объектов. Норма прибыли для инноватора и инвестора.

Практическое задание

  1. Оцените состояние инновационного потенциала Вашей организации по следующим компонентам системы менеджмента: продуктовый блок (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта), функциональный блок (НИОКР, производство, маркетинг и сбыт, сервисное обслуживание потребителей), ресурсный блок по видам ресурсов (материально-технические, трудовые, информационные, финансовые ресурсы), организационный блок (оргструктура, технология процессов, организационная культура), управленческий блок (качество руководства, качество выполнения общих функций управления, стиль управления). Для оценки используйте 5-ти бальную шкалу.

 

Эволюция теоретических  взглядов на инновационную деятельность. Современные концепции управления нововведениями

Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинного производства. В свою очередь государственно-монополистический путь развития промышленности с жесткой системой планирования и распределения породил в известной мере надежды на устойчивость темпов индустриализации. Для этого были созданы монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятий обеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-технического прогресса, приводило к экстенсивному развитию промышленного производства.

Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз  в промышленном производстве, русский  экономист Н.Д. Кондратьев установил  в 1925 г. существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в основе длинных  волн (или циклов) протяженностью в 40 - 60 лет находится смена пассивной  части капитала, к которой относятся  здания, сооружения, коммуникации и  т.п. В средние промышленные циклы  протяженностью в 7 - 10 лет входит замена активной части капитала в форме  станочного оборудования, транспорта и т.п. Короткие волны в 3 - 3,5 года распространялись на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленного производства.

В теории и методологии инноватики, предложенной австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.

В тесной взаимосвязи со сменой фаз  в жизненном цикле технологического уклада принято различать в современной  концепции инноватики нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в недрах экономики предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений - продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако, его медленное развитие на определенном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных компаний, которые первыми применили нововведения-продукты. Они успешно развиваются, добиваясь высокой прибыли, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной собственности.

Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров многими, часто непредсказуемыми причинами. Однако, наиболее часто конъюнктурные изменения определяются таким фактором, как модернизация выпускаемой продукции со стороны отдельных предприятий. Это вызывает дополнительный спрос на рынке товаров, преодолевает жизненный цикл продукции как инновации.

Технологически-развитые страны перешли  от четвертого к пятому технологическому укладу, вступив на путь деиндутстриализации производства. В то же время по продукции четвертого технологического уклада проводится модификация выпускаемых моделей, чего достаточно для обеспечения платежеспособного спроса в своих странах, так и для удержания рыночных ниш за рубежом.

В современной концепции теории инноватики принято выделять также такие понятия, как жизненный цикл продукции и жизненный цикл технологии производства. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей обработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций. На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства нового продукта. Так первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазу жизненного цикла продукции. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж.

Таким образом, теория инноватики и ее современные концепции включают в себя знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных процессах, а также понятия о жизненных циклах продукции и технологиях производства.

Следовательно, понятие (лексема) «инноватика» значительно шире и глубже по своему содержанию в сравнении с термином «Инновация». При этом знания по инноватике дают возможность предвидеть перспективу долгосрочного технико-экономического развития общественного производства, оказывать влияние на изменение в фазах деловых циклов, а за счет инноваций - уменьшать периоды спада производства и содействовать подъему деловой активности в промышленности.

Инноватика - процесс целенаправленного творческого обращения с базами научных знаний, имеющий результатом предложение изменений - инноваций.

Большинство прогрессивных  нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной  продукции, что является одним из важных результатов инновационной  деятельности.

К организационно-экономическим  и управленческим нововведениям, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и инновационных процессов, можно  отнести мобилизацию ресурсов для  развития приоритетных направлений  в создании наукоемкой продукции, обновлении средств производства и совершенствовании сферы услуг. Одновременно должны вводиться организационно-экономические и управленческие нововведения по уменьшению инвестиций в продукцию устаревших технологических укладов. Все эти нововведения вызывают необходимость в структурной перестройке отраслевых структур, организации производства, экономике и управлении.

К приоритетным направлениям нововведений в развитии науки и  технологии относятся сверхмощные  научно-технические системы в  обороне, информатике, аэрокосмической  и атомной промышленности. Жизненно важно четко определиться в отношении  направлений ускоренного освоения в промышленности базовых инноваций, которые составляют ядро нового технологического уклада в общественном производстве.

Инновационный менеджмент учитывает  различие между простым и сложным  продуктом. Простой продукт имеет  однородный состав и создается в  добывающей промышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве. Объемы и качество простого продукта определяли богатство и процветание  многих стран в доиндустриальный период их развития.

Особенностями сложного продукта являются многочисленные технологические  пределы в процессе его производства, а также применение современных  приборов и машин в сочетании  с трудом работников высокой квалификации. Такого рода нововведения вместе с  их коммерциализацией составляют основу инновационного менеджмента, который  регулирует инновационные процессы в направлении новизны и наукоемкости создаваемой продукции.

Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новый  метод, изобретение, новое явление (открытие). Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (новацией). К этой же группе использования новшеств относятся многие организационно-технические, экономические, управленческие решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера (Таблица 1).

Таблица 1 - Классификация  инновационных процессов и нововведений

Базовые признаки объектов классификации

Группирование по установленным  признакам

1. Содержание новаций,  инновационных процессов

Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные

2. Степень новизны

Абсолютная, относительная, условная, частная

3. Варианты организации

Внутрикорпоративные, программные, корпусные

4. Потенциал новаций

Радикальные, комбинированные, модифицируемые

5. Особенности инновационных  процессов

Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся по длительности этапов.

6. Уровень разработки  и распространения нововведений

Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные

7. Сферы разработки и  распространения нововведений

Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые

8. Особенности характера  нововведений

Простой продукт, модификация  сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги.


 

 

Экспертиза  и выбор инновационных проектов. Критерии инвестиционной привлекательности  инновационных объектов. Норма прибыли  для инноватора и инвестора

Экспертиза инновационных проектов представляет процедуру комплексной  проверки и контроля их важнейших  параметров: качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта  и систему инновационного менеджмента; профессионализма руководителя проекта  и его команды; научно-технического потенциала и конкурентоспособности  инновационной организации; достоверности  выполненных расчетов, степени риска  и эффективности проекта; качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

Для успешного прохождения экспертизы проекта он должен содержать следующие  сведения.

Исполнители инновационного проекта - это субъекты инновационной деятельности, которыми могут быть любые физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность. Должны быть указаны субъекты, содействующие инновационной деятельности:

1) инвесторы, осуществляющие финансирование инновационных проектов;

2) организации инновационной инфраструктуры, способствующие осуществлению инновационной деятельности;

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующие в регулировании инновационной деятельности.

Обязательно указание на один или  несколько объектов инновационной  деятельности. Главной общей характеристикой  объекта инновационной деятельности является его освоение на основе реализации результатов научно-технических  достижений. Например, объектами инновационной  деятельности могут быть:

1) новые технологии;

2) новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономические и экологические эффекты от их реализации;

3) новые и значительно улучшенные продукты (товары, работы, услуги) различного характера. Необходимо указание на форму осуществления инновационной деятельности, однако ее выбор осуществляется заинтересованным лицом самостоятельно Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент М.ЮНИТИ, 2001 - С.152.

Источниками финансирования инновационной  деятельности могут являться любые, не запрещенные законодательством, источники поступления денежных средств. Нет запрета на использование  и неденежных средств.

Правовая часть экспертизы предполагает также исследование юридической защищенности проекта в части наличия соответствующих охранных документов, лицензий, разрешений.

Техническо-экономическая часть  экспертизы проекта включает в себя:

  • экспертизу характеристик (показателей) объекта инвестирования и условий его реализации;
  • краткую характеристику исходных данных проекта;
  • технико-экономические и иные показатели проекта;
  • оценку ожидаемого экономического эффекта от реализации проекта (с количественной оценкой);
  • общие выводы о целесообразности инвестиций в проект;
  • рекомендации, замечания и предложения по дополнительной проработке отдельных разделов проекта;
  • верификацию исходных данных;
  • проверку полноты и корректности экономических расчетов;
  • оценку доходности проекта;
  • оценку рисков при реализации проекта.

Информация о работе Контрольная работа по " Инновационный менеджмент"