Типы инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 18:53, реферат

Краткое описание

В настоящее время выделяют 6 типов (моделей) инновационного процесса:
Линейная (до 1960-х гг.);
Рыночная (1960-е гг.);
Интерактивная (1970-е гг.);
Интеграционная (1980-е гг.);
Сетевая (1990-е гг.);
Информационная (2000 - наст.время).

Вложенные файлы: 1 файл

Типы инновационного процесса.docx

— 146.54 Кб (Скачать файл)

Типы инновационного процесса

В настоящее время выделяют 6 типов (моделей) инновационного процесса:

  1. Линейная (до 1960-х гг.);

  1. Рыночная (1960-е гг.);

  1. Интерактивная (1970-е гг.);

  1. Интеграционная (1980-е гг.);

  1. Сетевая (1990-е гг.);

  1. Информационная (2000 - наст.время).

В рамках линейной модели инновации, в качестве основного и единственного источника инноваций на национальном уровне рассматривалась система НИОКР. В этой модели фундаментальные исследования расположены в начале причинно-следственной цепочки. Они производят теории и открытия, которые переопределяются в прикладных исследованиях, затем тестируются в процессе разработки и после этого продаются на рынке как промышленные инновации. Результатом внедрения этой модели инноваций на практике стало распространение научных лабораторий.

В рамках рыночной модели инициатором инновационного процессы является «сигнал рынка», то есть инновационный продукт появляется вследствие возникновения спроса на него у потребителя.

Усиление конкуренции и сокращение жизненного цикла товаров привели к необходимости более тесной взаимосвязи НИОКР с другими стадиями инновационного процесса. Это привело к появлению интерактивной модели, комбинирующей рыночную и линейную модели.

Сторонники подобной модели инновационного процесса утверждали, что поиск нового технологического решения базируется как на новых, так и существующих знаниях. Вследствие этого процесс НИОКР (линейная модель) следует запускать только после того, как станет ясно, что рыночный запрос невозможно удовлетворить, опираясь на знания, уже накопленные фирмой.

Появление четвертой - интегрированной бизнес-модели инновационного процесса было вызвано развитием новых способов организации производства на японских предприятиях. В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Итогом развития подобной модели стало появление совместных предприятий и стратегических альянсов.

Развитие сетевого подхода в экономических исследованиях привело к появлению пятой модели инновационной системы – сетевой. Эта модель характеризуется наличием таких стратегических элементов как – корпоративная гибкость, ориентированная на потребителя стратегия, интеграция с основным поставщиком, наличие горизонтального технологического сотрудничества, использование электронных баз данных. Сетевая модель рассматривается как основа организации инновационных процессов на макроуровне.

Ключевым отличием пятой модели инноваций является использование информационных и коммуникационных технологий. Важность информации и данных в инновационном процессе привела к появлению большого числа IT-решений, которые облегчают хранение и обмен информации.

Появление последней, шестой модели, связано с увеличением роли знаний как основного фактора конкурентоспособности современной экономики. Ключевые характеристики шестой модели заключаются в том, что предприятия отличаются друг от друга информацией, которой они располагают, интенсивностью использования знания, а также тем, как они используют и преувеличивают эти знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В отечественной литературе инновационный процесс представлен, в основном, в узком смысле, через выделение отдельных его стадий, как линейная модель, в то время как в зарубежной литературе линейная модель инновационного процесса относится к 1950-1960-м. гг. С тех пор в зарубежной литературе появилось еще пять поколений моделей инновационного процесса.

 

 

В работе [5] выделяется пять поколений моделей инновационного процесса. Первое поколение моделей инновационного процесса – это так называемые «подталкиваемые технологиями» (technology push) модели. Другое название данных моделей – «линейные» или «неоклассические». Они превалировали с середины 1950-х до конца 1960-х гг. [2, 19].

 

 

В данных моделях инновационный процесс рассматривался как «процесс открытий, в котором новые знания трансформируются в новые продукты проходя определенные этапы» (рис. 1) [21]. Таким образом, для получения результатов, в виде новых продуктов или услуг, усилия необходимо было концентрировать на первых стадиях инновационного процесса, а именно на НИОКР. Процесс преобразования результатов НИОКР в новые продукты, услуги или процессы, по мнению неоклассиков, был автоматическим и они не уделяли ему должного внимания. Rosenberg назвал данный процесс «черным ящиком (black box)» [20].

 

 

Результатом данного подхода к инновационному процессу стало повышенное внимание к созданию научных лабораторий.

В середине 1960-х в начале 1970-х гг. появилось второе поколение моделей, называемых «подтягиваемые спросом (the demand pull)». Инновации стали результатом сигналов поступающих с рынка; в отличие от предыдущей модели, инновации больше не были результатом новых идей НИОКР, они стали удовлетворять спрос, поступающий от потребителей (рис. 1.).

 

 

 

 

 

 

 

 

В некотором смысле, вторую модель инноваций можно назвать «реагирующей (reactive)» на рынок, в то время как неоклассическую модель можно назвать «воздействующей (pro-active)» на рынок.

 

 

В дальнейшем, усиление конкуренции и сокращение жизненного цикла товаров привели к необходимости более тесной взаимосвязи НИОКР с другими стадиями инновационного процесса. Это привело, после публикации работ Nelson и Winter «Эволюционная теория экономического изменения» [17] и «Интерактивной модели» Rosenberg и Kline [13], к появлению новой модели инновационного процесса. В новой модели, инновационный процесс начинают рассматривать как комбинацию двух предыдущих моделей. В данном виде моделей, получивших название «интерактивные модели», новые знания комбинировались со старыми (рис. 2.).

 

 

 

                   

 

 

Инновационный процесс начинался с осознания новой рыночной возможности и далее создание инновации, или с изобретения и далее создание инновации, затем следовало создание продукта и его производство.

 

 

Модель состояла из двух типов взаимодействий, внутренние – между подразделениями фирмы, и внешние – с другими компаниями, клиентами и пр.

 

 

В данных моделях подчеркивалась необходимость усиления связей между различными подразделениями предприятия. Считалось, что новые идеи могли появиться в любом подразделении и, следовательно, взаимодействие между различными подразделениями было неотъемлемой частью инновационного процесса.

 

 

Сторонники данной модели утверждали, что при поиске новых технологических решений, предприятия сначала должны обратиться к существующим знаниям. Только, когда существующий уровень знаний не сможет разрешить их технологические запросы (требования), начинается создание нового знания (посредством НИОКР).

 

 

Интерактивная модель, так или иначе, оставалась линейной. В середине 1980-х новая организация производства на японских предприятиях привела к появлению нового поколения моделей инновационного процесса - интегрированных моделей [12].

 

 

В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Различные подразделения предприятий интегрировались для создания нового продукта, позволяя предприятию уменьшать срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. В то же самое время значительно увеличилось горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов).

 

 

На рис.3 изображен процесс разработки нового продукта в компании Nissan (пример интегрированного инновационного процесса). Однако следует отметить, что этот пример модели сфокусирован на основных внутренних характеристиках процесса: его параллельной и интегрированной сущности. На практике вокруг находится сеть взаимодействий, представленная в третьем поколении процесса, так как данная модель не отменяет, а дополняет предыдущую.

 

 

 

                  

 

 

В 1990-х внимание экономистов переместилось от интеграции к созданию сетей. Считалось, что для того чтобы предприятию быть инновационным, необходимо не только объединять различные подразделения предприятия вокруг инновационного процесса, но и создавать и укреплять их сетевые взаимодействия с потребителями, поставщиками и другими учреждениями. Это сформировало так называемую «систему инноваций» [14, 15]. В этом десятилетии появились так называемые «системы инновационных теорий» [8, 3, 16, 18]. Основная идея данных теорий заключалась в том, что взаимодействие и обмен знаниями необходимо осуществлять не только между различными подразделениями предприятия, но и с другими «источниками знаний» (предприятия, университеты, исследовательские центры, потребители, поставщики). Freeman [9] определяет инновационную сеть (innovation network) как «ограниченное число явных связей с предпочтительными партнерами … с целью снижения статической и динамической неуверенности» [9, с. 99]. Несмотря на то, что неформальные сетевые отношения существуют, в работах того периода они практически не описаны и не изучаются, так как их «трудно классифицировать и измерить».

 

 

Rothwell [5] так описал эту модель инноваций: определенные преобразования в управленческой, организационной и технологической сферах позволяют предприятию изменять скорость изменений и эффективность инноваций. Rothwell выделил основные стратегические элементы и особенности (primary enabling features) пятой модели инноваций (табл. №1).

 

 

Таблица №1

Особенности и стратегические элементы пятого поколения моделей инновационного процесса

Стратегические элементы

Особенности

Стратегия, основанная на времени

Более высокая организационная и системная интеграция

Фокусирование на качестве и других неценовых факторах – тотальный менеджмент качества (Total quality management)

Гибкая организационная структура, позволяющая быстро реагировать на изменения

Корпоративная гибкость

Полностью развитые базы данных

Потребитель - важнейшее звено стратегии

Эффективные внешние каналы связи

Стратегическая интеграция с основными поставщиками

 

Стратегии горизонтального технологического сотрудничества

 

Стратегии электронной обработки данных

 

 

Источник: Dodgson M. and Rothwell R., (Eds.). The Handbook of Industrial Innovations, Aldershot: Brookfield, 1994.

 

 

 

 

В пятом поколении моделей инновационного процесса особое внимание уделяется использованию электронных инструментов - информационных и коммуникационных технологий (ICT - Information and Communication Technologies), для укрепления внутренних и внешних связей предприятия; связей между различными подразделениями предприятия, межфирменных связей и связей с другими учреждениями. Обмен информацией был ключевым моментом в инновационном процессе. ICT являются необходимым элементом данных моделей, поскольку данные и информация являются ключевым фактором инновационного процесса.

 

 

Важность информации и данных в инновационном процессе привела к появлению большого числа IT-решений, которые облегчают хранение и обмен информации. Однако вскоре стало очевидно, что информация и данные были только одним из множества элементов, необходимых в инновационном процессе и что конкурентоспособное преимущество базируется, в основном, на других элементах – на не явных, скрытых (tacit) знаниях, которые стали основой для нового поколения моделей инновационного процесса, моделей основанных на знаниях и обучении [10]. Как отмечали Carlsson и Stankiewicz, предприятия отличаются друг от друга информацией, которой они располагают, интенсивностью использования знания, которым они располагают, как они используют эти знания, преувеличивают их, а также тем, как они обучаются [3, с. 100]. Более инновационными предприятиями и, следовательно, более конкурентоспособными, являются те, которые способны создавать, поддерживать и использовать их знания самым эффективным образом. Таким образом, предприятия отличаются тем, какие знания они имеют и каким образом они их используют.

 

 

Особый акцент в данных моделях сделан на скрытые знания и, следовательно, на механизмы, которые позволят увеличить данный вид знаний. Скрытые знания/Implicit (Tacit) knowledge - это персональное знание, неразрывно связанное с индивидуальным опытом.

 

 

Инновационный процесс продолжает оставаться сетевым и интегрированным процессом, но больше внимания уделяется механизмам, позволяющим создавать, распространять и использовать все типы знания, в отличие от предыдущей модели, где обмен данных через ICT был ключевым моментом.

 

 

В конце 1990-х гг. появился и начал увеличиваться интерес к быстрому обучению как главному источнику знаний и, следовательно, главному источнику конкурентоспособного преимущества предприятия. Чем быстрее предприятие способно обучаться, тем оно считается более инновационным, тем быстрее оно способно реагировать на рыночные изменения с инновационными продуктами и услугами. Таким образом, все, что связано со стратегическим обучением является частью того, что можно назвать шестой модель инновационного процесса.

Информация о работе Типы инновационного процесса