Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношении, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..................3
1.Основные понятия инновационного менеджмента.....………............................5
2.Оценка инновационных рисков..............................…………......................…13
3.Оценка эффективности инновационной деятельности коммерческого банка............................................................................................................................22 Заключение…………………………………………………………….....................26
Список литературы……………………………………………………....................28

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 97.39 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..................3  1.Основные понятия инновационного менеджмента.....………............................5                   2.Оценка инновационных рисков..............................…………......................…13  3.Оценка эффективности инновационной деятельности коммерческого банка............................................................................................................................22 Заключение…………………………………………………………….....................26                Список литературы……………………………………………………....................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие рыночных отношении, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Как ни парадоксально, но именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.   Актуальность данных тем обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины «Управление инновационными процессами» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.          Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.   Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.  Целью данной работы является выявление основных понятий инновационного менеджмента и анализ оценки рисков современных инновационных процессов, рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия инновационного менеджмента

В мировой экономической  литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в  рамках экономических исследований НТП.       Термин инновация стал активно использоваться в исследованиях переходной экономики России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационное решение и т. п. Для уточнения понятия инновации познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.       В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.     Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий ), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Р. Нельсон, К. Фримен , К.Пэвитт , И. Шумпетер и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.           Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство Осло).   В соответствии с ними под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технический достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, исполь0зованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям1.           В статистике выделяются следующие основные виды инновационной деятельности:

•     исследования и разработки;

•     технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов их производства (передачи);

•      пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

•      маркетинг новых продуктов, включая деятельность, связанную с выпуском новой продукции на рынок, предварительным исследованием рынка, адаптацией продукта к различным рынкам, а также рекламную кампанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;

  • приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

•   приобретение овеществленных технологий – машин, оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций;

•    производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг.          Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.          Анализ    различных    определений    приводит    к    выводу,    что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:   1.   Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).     Биржа Форекс позволяет каждому желающему получать прибыль на колебаниях валютных курсов всевозможных мировых валют законно, круглые сутки, не выходя из дома и даже не имея образования!         2.   Внедрение продукции с новыми свойствами.             3.   Использование нового сырья.             4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.                 5.   Появление новых рынков сбыта.        Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.            В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.         Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.             Термины инновация и инновационный процесс не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.        Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.     Обращаем внимание: научно-технические разработки выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в технологические инновации. Научно-технические разработки являются приложением нового знания с целью их практического применения, инновации же (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.         Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.       Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: “материализацию” инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и “коммерциализацию”, превращающую их в источник дохода.    Научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю. Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).        Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.       По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.          На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.             В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.       Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение   передается   по   коммуникационным   каналам   между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.    Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.         В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ.          Свойствами НВ являются : относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др. Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.      Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие . Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ.   Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом2.            Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:  ♦     постановка цели и выбор стратегии;       ♦ четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

1.   Планирование : составление  плана реализации стратегии.        2.   Определение условий и организация : определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.                        3.   Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана. 4.   Руководство : контроль и анализ, корректировка действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка инновационных  рисков

Риск является элементом  результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие  которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить3.

При выборе проекта, оценке его эффективности обязательно  следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки  данной работы, поэтому остановимся  на них лишь вкратце.

Инновационность связана  с неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

Экономическое поведение  предпринимателя при рыночных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской н другой экономической деятельности.

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).

Об уровне риска инновационной  деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. Высокий риск, однако, сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуществлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и вероятность успеха инновационного предпринимательства возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

В общем виде риск в инновационном  предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих  при вложении предпринимательской  фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

В целом риск, возникающий  в инновационном предпринимательстве, включает в себя следующие основные виды рисков:

  • риски ошибочного выбора инновационного проекта;
  • риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;
  • маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;
  • маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;
  • риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);
  • риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
  • риски усиления конкуренции;
  • риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
  • риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.

Одной из причин возникновения  риска ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия.

Следующей причиной возникновения  риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться  ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными.

Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем  финансирования включают в себя нижеследующие:

1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуаций, когда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить.

2. При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод - самофинансирование проекта, второй - опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

Информация о работе Инновационный менеджмент