Основные направления инвестиционной политики в Краснодарском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – дать оценку инвестиционной политики Краснодарского края.
Исходя из данной цели, в работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
- изучить основные принципы инвестиционной политики;
- рассмотреть основные направления инвестиционной политики в Краснодарском крае;
- охарактеризовать сравнительную динамику инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Краснодарского края;

Содержание

Введение……………………………………………………………….............
1.Основные принципы инвестиционной политики…………………………
1.1.Внутренние источники инвестиций………………………………...........
1.2 Основные положения инвестиционной политики в регионе……...........
1.3. Основные направления развития инновационной деятельности……...
2. Состояние иностранных инвестиций в экономике Краснодарского края………………………………………………………………………………..
2.1.Правовые элементы принятия инвестиционных решений в регионе…..
2.2.Методическое обеспечение механизма управления региональной инвестиционной стратегией……………………………………………………..
3.1 Основные направления инвестиционной политики в Краснодарском крае………………………………………………………………………………..
3.2. Инвестиционные проекты в Краснодарском крае………………….
3.3.Кубань – регион, в котором создаются особые экономические зоны курортно-рекреационного типа…………………………………………………
3.4. Пути и меры по привлечению инвестиций………………………………...
3.5.Государственные приоритеты инвестиционной политики………………..

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

- зрелость рыночной среды  в регионе (развитость рыночной  инфраструктуры, воздействие приватизации  на инвестиционную активность, инфляция  и ее влияние на инвестиционную  деятельность, степень вовлеченности  населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);

- политические факторы  (степень доверия населения к  региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений);

- социальные и социокультурные  (уровень жизни населения, жилищно-бытовые  условия, развитость медицинского  обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов);

- организационно-правовые (отношение  власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными  органами, уровень оперативности  при принятии решений о регистрации  предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной  администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей);

- финансовые (доходы бюджета,  а также обеспеченность средствами  внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества, кредиты банков на 1000 населения, удельный вес долгосрочных кредитов, сумма вкладов на душу населения, доля убыточных предприятий).

Третий подход - рисковый. Сторонники данного подхода в  качестве составляющих инвестиционного  климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал  и инвестиционные риски; инвестиционные риски и социально-экономический потенциал. Иногда учитываются только риски (кредитные).

Оценка инвестиционной привлекательности  территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в регионе, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. При этом инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных.

Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных. В основу сопоставления инвестиционной привлекательности территорий была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны: законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции, возможность использования национального капитала.

Данный набор  показателей был недостаточно детальным  для адекватного отражения всего  комплекса условий, принимаемых  во внимание инвесторами.

Поэтому в дальнейшем развитие методик сравнительной  оценки инвестиционной привлекательности  различных стран пошло по пути расширения и усложнения системы оцениваемых экспертами параметров и введения количественных (статистических) показателей. Чаще всего использовались следующие параметры и показатели:

- тип экономической системы;

- макроэкономические показатели (объем ВНП, структура экономики);

- обеспеченность природными ресурсами;

- состояние инфраструктуры; условия развития внешней торговли;

- участие государства в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Основные направления развития инновационной деятельности

 

Основные направления развития инновационной деятельности, приоритеты инновационной политики определяются потребностями национальной экономики в техническом и технологическом перевооружении и необходимостью обеспечить высокий уровень производительности труда и соответственно достойного качества жизни населения страны. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и повысить уровень конкурентоспособности отечественной продукции до мировых стандартов.

Одним из первоочередных вопросов устойчивого функционирования территории является перевод региональной экономики на инновационный путь развития в условиях реформирования межбюджетных отношений, расширения самостоятельности  и повышения ответственности субъекта Федерации за темпы социально-экономического прогресса. Эффективность работы в этом направлении требует формирования региональной инновационной политики, ориентированной на тенденции развития мировой экономики. При этом основная роль государства должна состоять в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры и развития инновационного предпринимательства.

Мировая экономика  обозначила приоритетные направления  инновационного развития. Это новые  технологий в области информационных систем и защиты окружающей среды; исследования в области живой материи, медицины, технологий создания альтернативных источников энергии и энергосбережения. В последнее время важнейшими считаются направления, связанные с искусственным интеллектом, сверхпроводимостью, нанотехнологиями и микромашинами, использованием солнечной энергии, глубокой переработкой отходов.

Инвестиции  затрагивают основы хозяйственной  деятельности, определяя процесс  экономического роста в целом. В  современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макроуровнях.

Активизация инвестиционного  процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических  преобразований. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой, на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,5%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%.

Анализ научно-технического развития передовых стран показывает, что его осуществление основывается на инновационно - ориентированную политику, причем одним из ключевых моментов является поддержка малого инновационного бизнеса.

На основе учета  мировых тенденций определены три основных направления государственной инновационной стратегии в Российской Федерации.

Первое направление  – поддержка прорывных технологий, основанных на собственных изобретениях и разработках (прежде всего, в рамках малого инновационного предпринимательства), которые могут обеспечить высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации проектов.

Второе направление  – организация совместной с иностранными участниками разработки, производства и поставки на рынок конкурентоспособной современной продукции с опорой на отечественные и зарубежные лицензии, рассекреченные отечественные изобретения и технологии двойного назначения.

Третье направление  – использование зарубежного опыта в отраслях, где нет достаточного отечественного научного задела и инновационного потенциала.

Обобщение и  анализ зарубежного опыта развития инновационных процессов показали, что сегодня на региональном уровне при разработке стратегических направлений необходимо обеспечить:

- концентрацию  ресурсов на развитие профильных  отраслей региона и приоритетных  направлений его развития;

- максимальное  использование геополитических  и социально-экономических преимуществ  региона;

- создание действенных  механизмов стимулирования инновационного развития, в том числе систем венчурного кредитования инновационных разработок (проектов) и страхования инновационных рисков.

- сочетание  современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных  инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов, а также защищающих их интересы союзов и организаций.

Инвестирование  играет ключевую роль в экономических  процессах, протекающих как на уровне всей экономики, так и на уровне отдельных  предприятий. Производственный потенциал страны, эффективность его функционирования, решение многих социальных проблем связаны с масштабами инвестиционного процесса и его эффективностью.

Объектами инвестиций органов власти регионов в теоретических  работах являются инвестиционные проекты социальной и производственной сферы, осуществляемые предприятиями и организациями на его территории.

С позиций регулирования  инвестиционной деятельности регион можно  рассматривать как совокупность производственных, финансовых и властных структур, объединенных интересами спроса и предложения финансовых и материальных инвестиционных ресурсов, осуществляющих взаимодействие и реализацию проектов и программ, нацеленных на достижение главной цели регионального развития - повышение общего благосостояния населения.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе обеспечивается региональными  органами власти в пределах их компетенции  с целью поддержания, стимулирования или предотвращения инвестиционных процессов и осуществляется в  соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т. д.

Формы регулирования  инвестиционной деятельности соответствуют положениям Федерального закона и включают: выделение приоритетов, налоговое регулирование, предоставление финансовой помощи инвесторам, условия осуществления финансовых инвестиций, экспертизу инвестиционных проектов при разработке государственных инвестиционных программ, защиту инвестиций, условия вывоза капитала для осуществления инвестиций за рубежом.

Методы регулирования  инвестиционной деятельности органами управления региона подразделяют на три группы:

- непосредственного  (прямого) воздействия на хозяйственную деятельность (путем прямого безвозвратного вложения бюджетных средств в соответствии с выбранными приоритетами);

- опосредованного  централизованного воздействия;  в их составе методы конкурсного  размещения средств бюджетов на возвратной, срочной и платной основах или на условиях закрепления в государственной собственности части акций;

- предоставления  на конкурсной основе государственных  гарантий по инвестиционным проектам  за счет средств федерального  и регионального бюджетов;

- косвенного воздействия, базирующиеся на создании благоприятного инвестиционного климата в регионе (путем установления специальных налоговых режимов, механизма начисления амортизации, защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, принятия антимонопольных мер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.  Состояние  иностранных инвестиций в экономике  Краснодарского края.

 

От общего рассмотрения регионального инвестиционного  климата РФ необходимо перейти к конкретному региону, в котором имеются широкие возможности для развития инвестиций, как внутренних, так и внешних (в т.ч. иностранных), таким субъектом, на наш взгляд, является Краснодарский край.

Стоит отметить, что инвестиционный климат каждого  субъекта РФ зависит от объективных возможностей "инвестиционного потенциала" и конкретных условий деятельности "инвестиционного риска". Первый учитывает основные макроэкономические характеристики региона и складывается из восьми частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского.

Информация о работе Основные направления инвестиционной политики в Краснодарском крае