Негосударственный пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Негосударственный пенсионный фонд "Первый национальный пенсионный фонд" предлагает сохранить и приумножить Ваши пенсионные накопления. Доходность пенсионных накоплений в нпф, как правило, выше текущей инфляции. Участие в программе государственного софинансирования пенсии позволит получить от государства ежегодно до 12 тысяч рублей на Ваш накопительный пенсионный счет. Наше кредо "Надежность, возведенная в принцип", а Ваш выбор НПФ "Первого национального пенсионного фонда" - это уверенность в завтрашнем дне.

Вложенные файлы: 1 файл

Негосударственный пенсионный фонд.docx

— 68.57 Кб (Скачать файл)

Реформа пенсионной системы РФ

Суть реформа пенсионной системы РФ заключается в кардинальном изменении взаимоотношений между работодателем и работником. Значительно повышается социальная ответственность обеих сторон: работодатель отвечает за своевременную уплату страховых взносов за каждого работника, а сотрудники в ответе за обеспечение своего будущего. Новая пенсионная модель, в значительно большей мере являясь страховой, учитывает права граждан на будущую компенсацию за их трудовую деятельность в зависимости от размеров их заработной платы и уплачиваемых пенсионных взносов.

Финансовая устойчивость системы обязательного пенсионного страхования будет обеспечиваться за счет создания Пенсионным фондом России резерва, гарантирующего выполнение обязательств по выплате пенсий гражданам.

Существовавшая  до 2002 года распределительная система  начисления пенсий после реформы  преобразилась в распределительно-накопительную, при которой граждане получили возможность  увеличения размера своей будущей  пенсии. Каждому работающему гражданину РФ государство дает право выбора, как поступить с их накопительной  частью, в связи с чем образовалась новая методика формирования пенсии.

Также с переходом  на новую систему пенсионного  обеспечения было принято решение  об участии в пенсионной реформе  негосударственных пенсионных фондов.

истема пенсионного обеспечения в России

I. Пенсионная  реформа в России началась 10 лет  назад (01 января 2002года).

До 2001 года пенсионная система в России являлась распределительной  и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии пенсионерам выплачивали  за счет перечисленных взносов работающих граждан.

Распределительная система наиболее эффективна, когда  на одного пенсионера приходиться не менее трех работающих граждан. При  соотношении один к двум система  становится финансово неустойчивой. К 2000 году в России эта пропорция, по данным Бюро Экономического анализа, составляла 1,37. Естественно, это негативно сказывалось на качестве жизни пенсионеров.

Реформирование  пенсионной системы было вызвано  рядом недостатков ранее действовавшей  системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много  зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и  невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

С вступлением в  силу в 2002 году Федеральных законов: №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях  в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в стране был запущен механизм пенсионной реформы.

Пенсионная  реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей  пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан  и формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в  социальную систему.

Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника. Существовавшая ранее система  назначения пенсий не давала работнику  возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным  уровнем доходов и из одних  регионов в другие. Тогда как новая  пенсионная модель в значительно  большей мере является страховой  и учитывает пенсионные права  граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Пенсия формируется  за счет отчислений работодателя, которые  производятся им на протяжении всей трудовой деятельности застрахованных лиц в  виде налогов. За каждого работающего  гражданина работодатель уплачивает страховые  взносы в ПФР. В 2012 году тариф страхового взноса, отчисляемого в ПФР составит 22%.

Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. При этом страховая часть формируется за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. (Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах»).

Страховая часть (СЧ) - зависит от трудового стажа, размера зарплаты и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), перечисленных за застрахованное лицо. Она получает денежное выражение с момента получения права застрахованного лица на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, закрепляются в виде обязательств государства на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Накопительная часть (НЧ) - зависит от суммы страховых взносов, уплаченных страхователем на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от инвестирования этой части. Учитывается на индивидуальных лицевых счетах работников.

Государство предоставляет  возможность застрахованным лицам  принять участие в управлении накопительной частью путем выбора финансового института, занимающегося  инвестированием этой части пенсии. Благодаря этому процессу у граждан  появляется возможность распоряжения своими финансовыми накоплениями, что  позволяет реально влиять на увеличение размера своей будущей пенсии.

В накопительной  системе с начала пенсионной реформы  не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше, а так же женщины 1957 года рождения и старше (те, кто должен был выйти на пенсию в течение 10 лет после начала реформы).

Федеральным законом  от 20.07.2004 года № 70-ФЗ « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»  и признании утратившими силу некоторых положений законодательных  актов РФ» был изменен возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Таким образом: с 01 января 2005г. у мужчин с 1953 по 1966 года рождения и женщин с 1957 по 1966 г. рождения перестала формироваться  накопительная часть пенсии. Три  года: 2002, 2003, 2004 у этой категории  людей отчисления в ПФР распределялись следующим образом: 2% - на накопительную  часть, 12% на страховую часть, 6% - на базовую  часть. С 01.01.2005 года у этой категории  граждан отчисления в ПФР распределяются следующим образом: 20% - на страховую  часть.

Данные изменения  были обусловлены тем, что лица старше 1967 года рождения не приобретут достаточных  накоплений, учитывая сравнительно небольшой  период до момента их выхода на пенсию, а также незначительный размер отчислений на финансирование накопительной части  трудовой пенсии. При этом за данной возрастной категорией застрахованных лиц сохранилось право распоряжаться  средствами пенсионных накоплений, сформированными  в период с 2002 по 2004 годы, т.е. выбрать  УК, НПФ, перейти из одного НПФ в  другой НПФ, а также перейти из НПФ в ПФР.

Итак, в соответствии с Законом № 167–ФЗ возрастной состав застрахованных лиц был разделен на 3 категории:

1. Мужчины до 1952 года рождения и Женщины до 1957 года рождения - не участвуют в реформе. 20% от их заработной платы перечисляется на страховую часть.

2. Мужчины с 1953 по 1966 гг. рождения и Женщины с 1958 по 1966 гг. рождения - НЧ (накопительная часть пенсии) формировалась только 3 года: 2002, 2003 и 2004 гг. - 2% от заработной платы ежегодно, 12% - на страховую часть, 6% - на базовую часть. С 2005 года – 20% - на страховую часть.

3. Мужчины и Женщины 1967 года рождения и моложе.

С 01.01.2008 года для  лиц 1967 года рождения и моложе взносы, которые перечисляются в ПФР, распределяются следующим образом: 6% - на накопительную часть; 14% - на страховую  часть. С 2006 года по 2008 год на накопительную  часть шло 4%, на страховую часть  – 10%, на базовую часть – 6%. С 2002 по 2005 годы: на накопительную часть - 2% , 12% - на страховую часть; 6% - на базовую  часть.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной системе зависит от реального заработка и размера отчислений в ПФР, производимых работодателем (страхователем). Это является стимулом для работников, а следом за ними и работодателей к отказу от разного рода «серых» заработных схем и выводу скрытых частей зарплат из тени.

II. ФОРМИРОВАНИЕ  И ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ  НАКОПЛЕНИЙ

Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2002 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и №75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативно-правовыми актами.В соответствии с указанными выше законами, реализовать свои права по формированию накопительной части трудовой пенсии могут лица, не достигшие возраста, на пять лет меньшего, чем установленный ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (№173-ФЗ) в качестве возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (55 лет - для женщин и 60 лет – для мужчин).

Распорядиться накопительной частью пенсии можно  следующим образом:

1. Не предпринимать ничего, тогда накопительная часть пенсии останется в государственной управляющей компании (ГУК).

2. Передать накопительную часть пенсии одной из управляющих компаний (УК), заключивших с ПФР договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

3. Передать накопительную часть пенсии негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему обязательное пенсионное страхование (далее – НПФ).

Если застрахованное лицо ни разу не воспользовалось правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей  компании) или НПФ, то средства пенсионных накоплений будут переданы в доверительное  управление государственной управляющей  компании, назначенной Правительством Российской Федерации.

Государственной управляющей  компании передаются также средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, реализовавших свое право отказаться от формирования накопительной части  трудовой пенсии через негосударственный  пенсионный фонд и перейти в ПФР. При этом в последующие годы застрахованное лицо может выбрать как управляющую  компанию из числа заключивших с  ПФР договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, так  и перейти в негосударственный  пенсионный фонд.

Реализовать свои права  застрахованные лица могут, подав соответствующее  заявление в ПФР до 31 декабря, а при реализации прав на переход  из ПФР в НПФ и из одного НПФ  в другой НПФ застрахованным лицам  необходимо также заключить договор  об обязательном пенсионном страховании  с выбранным НПФ.

Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц будут  находиться в зависимости от их волеизъявления либо 1) в государственной управляющей  компании, 2) либо в доверительном  управлении управляющей, 3) либо в негосударственном  пенсионном фонде до момента получения  нового заявления застрахованного  лица.

В соответствии с  Федеральным законом от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно публикует в средствах массовой информации отчетность о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования.

Кроме того, сведения о результатах инвестирования средств  пенсионных накоплений отражаются в  специальной части индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица в ПФР и указываются в  направляемом ПФР застрахованному  лицу извещении (так называемые «письма  счастья») о состоянии индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица. Извещение направляется ежегодно не позднее 1 сентября.

НПФ в соответствии с действующим законодательством  обязан направлять застрахованному  лицу ежегодно, не позднее 1 сентября, информацию о состоянии его пенсионного  счета накопительной части трудовой пенсии и информацию о результатах  инвестирования средств пенсионных накоплений.

Средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в  бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения  обязательств.

Средства пенсионных накоплений, переданные в НПФ, являются собственным имуществом фонда. На них  не может быть обращено взыскание (за исключением взыскания по долгам НПФ перед застрахованными лицами), к ним не могут применяться  меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

Ответственность за сохранность средств пенсионных накоплений несет государство. Оно  отвечает за создание условий, исключающих  нецелевое использование этих средств, за отбор и допуск к инвестированию средств пенсионных накоплений надежных и ответственных управляющих  компаний.

Фонд участвует  в программе государственного софинансирования пенсии,  оказывая помощь застрахованным лицам, заключившим с фондом договора об обязательном пенсионном страховании (ОПС) в реализации их намерений участвовать в формировании своей накопительной части трудовой пенсии за счет своих личных взносов и взносов государства в соотношении 1:1, в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Информация о работе Негосударственный пенсионный фонд